Поиск авторов по алфавиту

Автор:Кирилл (Гундяев), Патриарх Московский и всея Руси

Кирилл (Гундяев), патр. Пасхальное послание 2002 г. (4.05.2002)

ПАСХАЛЬНОЕ ПОСЛАНИЕ 2002 г.

4.05.2002

Клиру и благочестивой пастве

Христос Воскресе!

Дорогие отцы, братья и сестры!

В ночь, при начале первого дня, наступившего после субботы, совершилось нечто изумительное: Иисус Христос, чье истерзанное и поруганное тело пребывало во гробе, удерживаемое силой несомненно наступившей смерти, воскрес из мертвых, победив законы человеческого естества, и предстал в величии Своей Божественной славы.

Что означало это удивительное событие для учеников Спасителя, для первых христиан, для последующих поколений верующих? Наконец, что означает это событие для нас, людей, живущих две тысячи лет спустя? Для всех, кто жил тогда и кто живет ныне, Воскресение было и есть основание веры. Если Христос не воскрес, — восклицает апостол, — то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша... Но Христос воскрес из мертвых, первенец из умерших (1 Кор. 15,14, 20).

При всей неизмеримости значения Воскресения для жизни мира и каждого человека правомерно подчеркнуть особую связь между фактом Воскресения и верой учеников Господа: они уверовали только потому, что Он воскрес. Воскресение явилось свидетельством Его Победы над злом, неправдой и самой смертью, свидетельством Его Богочеловечества, воспламенившим затухавшую веру апостолов.

133

 

 

Страдания, поругания и крестная казнь Учителя повергли учеников в страх и уныние: они разбежались, а позже сидели, запершись, — дверем затворенным... страха ради Иудейска (Ин. 20,19). И этим страхом, унынием, отчаянием, с человеческой точки зрения, должна была бы закончиться история Праведника из Галилеи; и не было бы ни благовестил, ни христианства.

Но при начале первого дня, наступившего после субботы, Бог воскресил Его, расторгнув узы смерти, потому что ей невозможно было удержать Его (Деян. 2, 24). Воскресение Христово явило ученикам действенность обетований их Учителя: торжество, непобедимую силу и красоту Божественной правды, любви и мира. Правда, любовь и мир, дарованные во Христе, не были уничтожены страданием и смертью, но через страдание, смерть и Воскресение явили свой победный лик святым апостолам и всему миру, засвидетельствовав исполнение Господом Его спасительной миссии.

Основанная Спасителем и святыми апостолами община верующих — Церковь Христова — продолжает эту миссию свидетельства. Через свое богослужение, проповедь, благочестие, делами правды, мира и любви Церковь призвана провозглашать Христа распятого и Воскресшего и являть миру Его светлый спасительный лик. Это свидетельство приобретает особую силу и красоту, особую духовную напряженность в дни трепетных воспоминаний преславного Воскресения, в дни Святой Пасхи. Всякий раз, когда мы провозглашаем радостное и жизнеутверждающее «Христос Воскресе!», мы вместе с апостолами свидетельствуем о победе добра над злом, правды над ложью, любви над ненавистью, мира над враждой, о победе, явленной во Христе и ставшей основанием нашей веры в Него и в совершенное Им дело спасения.

Но наиболее ярким и подлинным свидетельством об этой победе всегда остается участие человека в делах правды, мира и любви. Без этого участия безжизненно не только свидетельство, но мертва, по словам апостола, и сама вера (Иак. 2, 20).

Церковь празднует Пасху Божию спасительную, провозглашает торжество правды, любви и мира в гуще событий современной жизни. Она обращает свое слово к людям, которые каждодневно сталкиваются с большими и малыми проблемами, переживают радость и горе, к чему-то стремятся, чего-то пытаются избежать. Человеческая жизнь

134

 

 

обрамлена множеством обстоятельств, которые влияют на тот выбор, который каждому из нас постоянно приходится делать. Почти всегда этот выбор — между добром и злом, правдой и ложью. Как научиться различать добро и зло, где найти мудрость, способную выявить ложь даже тогда, когда она облекается в одежды правды? Многим из нас известно такое понятие, как голос сердца. Когда разум отказывается понимать, когда жизненный опыт становится бессильным, на помощь приходит этот голос. В нем концентрируется все, что накоплено нами за годы жизни и хорошего, и плохого.

Если мы сами живем во лжи, если зло проникло в наше сердце, то этот внутренний голос нас непременно обманет. Наши жизненные неудачи и поражения очень часто обусловлены неспособностью проникать в суть вещей и событий, ибо вольно или невольно свой внутренний мир мы проецируем на окружающую нас действительность. Чистые сердцем... Бога узрят (Мф. 5, 8). Эти слова Евангелия учат нас тому, что отличать правду от лжи, добро от зла дано чистому сердцу. Жизнь каждого из нас по правде означает торжество правды в наших личных, семейных и общественных отношениях. Присутствие добра на уровне повседневной жизни человека умножает добро в семье, в обществе, в государстве. В наших общенародных бедах есть частица нашего личного зла, — так же, как и в общих радостях и победах присутствует наше добро.

Законное желание жить лучше должно сопровождаться не только переменами в экономике, политике и иных областях общественных отношений, но, может быть, в первую очередь, внутренней переменой, изменением сердца. Я желаю всем нам этой перемены.

В русском православном быту пасхальное приветствие «Христос Воскресе!» и традиционный ответ «Воистину Воскресе!» сопровождаются обычно троекратным целованием. И в этом «христосовании» сливается поцелуй праздничного приветствия с поцелуем доброты и примирения, являя прекрасный символ христианской преданности миру, правде и любви. Силою Своего спасительного Воскресения да укрепит нас Господь в сохранении этой преданности на всех путях нашей жизни!

Воистину Воскресе Христос!

Пасха Христова 2002 г. г. Смоленск

135


Страница сгенерирована за 0.28 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.