Поиск авторов по алфавиту

Автор:Кирилл (Гундяев), Патриарх Московский и всея Руси

Кирилл (Гундяев), патр. Пасхальное послание 1999 г. (10.04.1999)

ПАСХАЛЬНОЕ ПОСЛАНИЕ 1999 г.

10.04.1999

Клиру и благочестивейшей пастве

Христос Воскресе!

Дорогие отцы, братья и сестры!

Сердечно поздравляю всех вас с радостным праздником Светлого Христова Воскресения. Пусть этот праздник войдет в каждый дом и в каждую семью, прикоснется к каждому из нас, дарует мир, покой и Пасхальную радость!

Воскресение, которое мы празднуем, открывает смысл Пришествия в мир Спасителя: через Него человеку была дарована вечная жизнь, неподвластная закону смерти. И Воскресение свидетельствовало об этой неподвластное™, о победе Христа над смертью и о приобщении людей к вечной жизни (1 Кор. 15, 20).

Но как понимать победу Христа над смертью и сопричастность этой победе человеческого рода, когда смерть как физическая реальность продолжает существовать в нашем мире, унося жизни наших близких и дальних, старых и молодых?

Творцом и Источником жизни является Бог. Всякое отдаление от Бога означает ослабление жизни. Смерть есть полный разрыв с Богом, есть богооставленность. Богочеловек Иисус Христос Своим Воплощением, жизнью, учением, страданием, смертью и Воскресением победил грех, до того безраздельно господствовавший в человеческом роде, разрушил стену, отделявшую людей от Источника жизни — Бога, вывел их из состояния богооставленности, из состояния

123

 

 

духовной смерти и приобщил к вечной жизни Творца. Факт Воскресения свидетельствует о том, что телесная смерть не способна пресечь эту вечную жизнь; не способна она и распространить свою власть на жизнь человеческого духа, которая продолжается за пределами земного бытия. Факт Воскресения свидетельствует также не только о жизни духа после смерти, но и об упразднении физической смерти. Это упразднение стало очевидной реальностью во Христе, а через Него — возможностью для всего мира (1 Кор. 15, 19-23). Говоря о полном уничтожении смерти, апостол Павел свидетельствует: Последний же враг истребится — смерть (1 Кор. 15, 26). Итак, смерть — это последний враг, а значит, всеобщая победа над ней — это последний, заключительный акт человеческой истории и одновременно начало новой жизни, когда Христос предаст Царство Богу и Отцу... да будет Бог все во всем (1 Кор. 15, 24, 28). Эту всеобщую победу над физической смертью апостол описывает как воскресение умерших и изменение живущих таким образом, что преходящее, физическое, смертное получит свойства вечного, духовного, бессмертного, когда же тленное сие облечется в нетление и смертное сие облечется в бессмертие, тогда, — говорит он, — сбудется слово написанное: поглощена смерть победою (1 Кор. 15, 54). Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа? (Ос. 13,14).

Время же от Воскресения Христа до всеобщей победы над смертью есть время трудов и борьбы за жизнь, время созидания непреходящих духовных ценностей. Тех ценностей, которые не исчезают с физической смертью человека, но, как присущие его духу, переходят в вечность, приуготовляя тем самым окончательную победу добра над злом, правды над ложью, любви над ненавистью, жизни над смертью. Необходимость участия в этих трудах и в этой борьбе определяет активность жизненной позиции христианина, для которого вместе с апостолом Павлом неприемлема психология, выраженная в словах: Станем есть и пить, ибо завтра умрем (1 Кор. 15, 32). Вера в человеческое бессмертие, имеющая основанием Воскресение Христа, является для христиан движущей силой их участия в духовном преобразовании мира и человека. Эта вера определяет или должна определять внутреннюю борьбу христианина со своими слабостями и пороками, сопротивление злу и неправде; эта вера должна воспитывать человеческую личность нравственно здоровой и целостной.

124

 

 

Вера в бессмертие делает человека духовно сильным, открывает ему подлинные ценность и цель бытия. Такой человек становится способным отличать правду от лжи и противостоять соблазнам, искушениям и страхам века сего.

Такого человека не может сокрушить даже много превосходящая его сила, если эта сила основана на лжи и злобе. Это утверждение является правдой и для нас, живущих ныне в ослабленной и униженной России, и для сербов, страдающих под ударами агрессора, и для каждого человека вне зависимости от того, к какому народу он принадлежит и где живет.

Молитвенно вспоминая сегодня православный сербский народ и развязанную против него агрессию, я призываю всех вас к молитве за наших страдающих под бомбами и ракетами братьев и сестер, равно как и за всех, кто в результате военных действий погибает и лишается крова в Косово и по всей Югославии.

Все, что произошло и происходит сегодня на многострадальной Сербской земле, должно побудить нас к переосмыслению нашей жизни. Если мы не преодолеем своего духовного и национального беспамятства, если не выйдем из состояния оцепенения и уничижения, если не разорвем сковывающие нас узы лжи, обмана и преступности, если не сплотимся как единый народ, сохраняющий веру и национальное самосознание, то не только не сможем помочь братьям, но и самих себя погубим, погубим Россию.

Праздник Светлой Пасхи, праздник торжества жизни над смертью особенно отчетливо открывает нам путь, указанный Христом, — путь, ведущий через крест к воскресению. Он Сам прошел этим путем: от уничижения — к славе, от смерти — к Воскресению.

Сегодня мы в уничижении, но завтра, верим, силой Божией и воедино собранной народной силой сможем восстать к новой жизни. И порукой тому — наша вера, которую мы исповедуем всякий раз, когда провозглашаем великую и спасительную Пасхальную весть:

Христос Воскресе!

Пасха Христова 1999 г. г. Смоленск

125


Страница сгенерирована за 0.33 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.