Поиск авторов по алфавиту

Автор:Кирилл (Гундяев), Патриарх Московский и всея Руси

Кирилл (Гундяев), патр. Из слова по окончании Божественной литургии в Неделю по Богоявлении и день памяти святителя Филиппа, митрополита Московского, в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя г. Москвы, 22. 01. 2012

ИЗ СЛОВА ПО ОКОНЧАНИИ БОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТУРГИИ
В НЕДЕЛЮ ПО БОГОЯВЛЕНИИ И ДЕНЬ ПАМЯТИ
СВЯТИТЕЛЯ ФИЛИППА, МИТРОПОЛИТА МОСКОВСКОГО,
В КАФЕДРАЛЬНОМ СОБОРНОМ ХРАМЕ ХРИСТА
СПАСИТЕЛЯ г. МОСКВЫ

22. 01. 2012

Ваше Блаженство, Блаженнейший Феодор, Патриарх Александрийский и всей Африки! Ваше Блаженство, Блаженнейший Христофор, Архиепископ Пражский, Митрополит Чешских земель и Словакии! Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства1, дорогие владыки, всечестные отцы, матушки настоятельницы, дорогие братья и сестры!

1 Митрополиты Крутицкий и Коломенский Ювеналий, Саранский и Мордовский (ныне Санкт-Петербургский и Ладожский) Варсонофий, Киринский Афанасий (представитель Патриарха Александрийского и всей Африки при Патриархе Московском и всея Руси), Волоколамский Иларион, Екатеринбургский и Верхотурский Кирилл, Ростовский и Новочеркасский Меркурий; архиепп. Керченский Анатолий, Филиппопольский Нифон (представитель Патриарха Антиохийского и всего Востока при Патриархе Московском и всея Руси; ныне митр.), Владимирский и Суздальский Евлогий (ныне митр.), Верейский Евгений, Владикавказский и Махачкалинский Зосима (ныне на покое), Полтавский и Миргородский Филипп (ныне митр.); епп. Комарненский Тихон (Православная Церковь Чешских земель и Словакии), Иваново-Вознесенский и Кинешемский (ныне митр. Иваново-Вознесенский и Вичугский) Иосиф,

11

 

 

Сегодня, в Неделю по Богоявлении, в Храме Христа Спасителя мы совершили соборную Литургию, на которой предстоятельствовал Блаженнейший Патриарх Александрийский Феодор в сослужении моего недостоинства и Блаженнейшего Архиепископа Пражского, Митрополита Чешских земель и Словакии Христофора, а также епископата и духовенства Русской Церкви, Александрийской Церкви, Чешской и Словацкой Церкви, в день открытия Рождественских чтений, которые стали событием общецерковного значения.

Мы всегда открываем это большое собрание епископата, духовенства и мирян Божественной литургией, потому что верим и знаем, что пути человеческие управляются Богом, — но только тогда, когда сам человек этого желает. Почему мы обращаемся с молитвой к Господу перед каждым важным делом? Потому что верим, что наши немощные силы могут быть укреплены благодатью Божией при условии, если мы в это верим и если мы этого желаем. Ведь Бог ничего не делает против нашей воли, и, когда мы противимся Ему, Он предоставляет нас самим себе, Он предоставляет нас нашей злой воле, такой слабой, немощной, так быстро поддающейся диавольским искушениям. И тогда человек, подобно листу, сорвавшемуся с осеннего древа, летит по воле ветра. Лист не может сопротивляться движению ветра, у него нет никакой силы лететь против ветра — он летит туда, куда его увлекает стихия. Вот так живет человек, который не верит в Бога, не желает принять Господа, не обращается к Нему с молитвой. Ему кажется, что он сильный, ведь он летит, а иногда даже набирает высоту, как набирает ее и сорванный лист, и человеку кажется, что он на реальной высоте, он смотрит на все сверху, он имеет власть. Но он летит не по своему маршруту, хотя ему может казаться, что это его путь, избранный им самим маршрут. На самом деле, влияя на страсти человеческие, подавляя свободу воли, грех управляет такими людьми, и они лишаются свободы.

Кемеровский и Новокузнецкий (ныне митр. Кемеровский и Прокопьевский) Аристарх, Солнечногорский Сергий, Бобруйский и Быховский Серафим, Подольский Тихон, Ставропольский и Невинномысский Кирилл (ныне митр.), Смоленский и Вяземский (ныне Орехово-Зуевский) Пантелеймон, Элистинский и Калмыцкий (ныне митр. Саранский и Мордовский) Зиновий, Воскресенский Савва, Касимовский и Сасовский Дионисий.

12

 

 

Вот почему в Церкви всякое дело начинается с молитвы. Мы словно призываем Господа ограничить нашу свободу, войти в нашу жизнь, исполнить над нами Свою волю. И только такие человеческие действия, которые соответствуют воле Божией, дают нам полную свободу, и тогда никакие вихри, никакие жизненные бури не способны повлиять на наши деяния. Мы наполняемся великой силой, мы обретаем способность идти против ветра и против течения, как на протяжении 2000 лет шла против течения Церковь Христова. Не было эпохи, чтобы силы зла не обрушивали на Церковь своего гнева. Не было эпохи, чтобы кто-то не пытался скомпрометировать Церковь, подорвать ее авторитет, ограничить ее действия, лишить ее единства. Но силой Божией Церковь продолжает свое спасительное историческое шествие.

В сегодняшнем евангельском чтении (Мф. 4,12-17), которое полагается читать в Неделю после Богоявления, мы находим слова, повествующие о первых деяниях и первых словах Спасителя, вышедшего на путь общественного служения. Первое, что говорит Господь: Покайтесь, ибо приблизилось Царствие Небесное, — и нет ничего другого, что провозглашает Церковь на протяжении всей истории. Она обращается к самой себе, к ближним и дальним этими огнедышащими словами: Покайтесь, ибо приблизилось Царствие Небесное.

Не может быть вхождения в Божие Царство, если нет покаяния, нет переосмысления своей жизни, если мы не подвергаем себя строгому анализу и собственному суду пред лицем Божиим. Это то, чего не хватает человеку, и не только современному. Этой способности каяться очень часто не хватало людям даже в эпохи, когда вера процветала. Почему так? Потому что покаяние требует особой духовной силы и способности бросить вызов — не окружающим, что иногда мы делаем, действуя по гордыне и самонадеянности, а тому, кому бросить вызов тяжелее всего, — самому себе.

Ежегодные Рождественские чтения помогают нам понять, куда нужно идти в такой важной сфере, как образование, и в течение предлежащих нам дней мы будем много говорить на эту тему. Но мы должны помнить и о том, что даже самый высокий уровень образования не может сделать человека свободным, не может сделать человека таким, чтобы он мог лететь против грозных воздушных потоков, если человек не очищает себя силой покаяния, если он не устремляется

13

 

 

к Богу с полным осознанием своих недостатков, с доверием к Господу и с желанием через общение с Ним очистить свою душу.

Я очень надеюсь, что нынешние Рождественские чтения помогут всем нам еще более остро и ясно осознать наши задачи на ближайшее время, осознать значение миссии Церкви в современном мире, увидеть опасности и выработать общие подходы к решению тех проблем, которые являются значимыми и для Церкви, и для нашего общества.

<. . . >

Еще раз всех вас, мои дорогие, хотел бы поздравить с воскресным днем! Благословение Божие молитвами святителя Филиппа, митрополита Московского, память которого мы сегодня празднуем, да укрепит нас! Да пребудет над нами Покров Пречистой Царицы Небесной и да благословит воплотившийся ради нас Спаситель Церковь и народ наш! Аминь.


Страница сгенерирована за 0.37 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.