Поиск авторов по алфавиту

Автор:Кирилл (Гундяев), Патриарх Московский и всея Руси

Кирилл (Гундяев), патр. Слово по окончании Божественной литургии в Неделю 22-ю по Пятидесятнице в новоосвященном храме в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи под Бором, входящего в комплекс Черниговского патриаршего подворья г. Москвы,1. 11. 2015

СЛОВО ПО ОКОНЧАНИИ БОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТУРГИИ
В НЕДЕЛЮ 22-ю ПО ПЯТИДЕСЯТНИЦЕ
В НОВООСВЯЩЕННОМ ХРАМЕ В ЧЕСТЬ УСЕКНОВЕНИЯ
ГЛАВЫ ИОАННА ПРЕДТЕЧИ ПОД БОРОМ, ВХОДЯЩЕГО
В КОМПЛЕКС ЧЕРНИГОВСКОГО ПАТРИАРШЕГО
ПОДВОРЬЯ г. МОСКВЫ

1. 11. 2015

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Всех вас, дорогие отцы, братья и сестры, сердечно поздравляю с большим событием в жизни нашей Церкви — с освящением храма в честь Пророка, Предтечи и Крестителя Иоанна, домового храма Общецерковной аспирантуры.

Очень важно, чтобы духовная жизнь людей, занимающихся богословской наукой, была интенсивной. Вообще, всякое творчество, связанное с работой мысли, требует времени и сил. Вот и в богословском творчестве очень важно так распределять свои время и силы, чтобы не превращаться в кабинетного ученого, потому что богословие — наука особая. Богословие требует не только знаний, не только логики мышления, не только владения научными средствами и способами исследования источников, — богословие требует особого состояния духа, потому что эта дисциплина призвана воздействовать на умы и на сердца людей. Вот почему всегда в центре жизни наших богословских школ — храм Божий. И я очень хотел бы, чтобы этот храм стал центром реальной духовной жизни профессоров, преподавателей и аспирантов. Все это очень важно, жизненно важно как для людей, занимающихся богословием, так и для всех других.

Сегодняшнее евангельское чтение содержит рассказанную Господом притчу, которую большинство из нас хорошо знают, — о том, как вышел сеятель сеять семя (Лк. 8, 5-15). Одно семя упало при дороге, и его поклевали птицы и затоптали люди. Другое упало на камень, но взошло солнце, и семя засохло, потому что не имело корня. Третье упало в тернии, то есть в сорняки, и взошли тернии и погубили семя. А четвертое упало на плодородную почву и принесло богатый плод. Господь, толкуя эту притчу, говорит, что семя — это Божественное слово. Птицы, которые прилетают, и люди, которые затаптывают семя, суть действия темной силы, которая искушает человека и уничтожает

420

 

 

ростки Божественного слова. То семя, что упало на камень и не имело корней, символизирует тех, которые с радостью принимают слово Божие, но не в состоянии воплотить это слово в жизни, у них нет корневой системы, которая порождалась бы этим семенем, и поэтому при разного рода воздействиях извне появившийся росток засыхает. Примерно то же самое происходит, когда семя падает в сорняки, то есть некие обстоятельства жизни, иные цели и ценности закрывают глобальное, метафизическое ви́дение того, что с нами происходит, так что мы отдаемся во власть этих обстоятельств, служим этим целям и ценностям, и слово Божие уничтожается в наших сердцах.

Что же сделать для того, чтобы мы были плодородной почвой? Удивительные слова мы находим в сегодняшнем апостольском чтении из Послания к Галатам (Гал. 6, 11-18). Апостол Павел говорит: Для меня крестом Господа нашего Иисуса Христа... мир распят, и я для мира. Что такое «крестом распят мир»? Не «на кресте распят мир», но «крестом распят мир». Это означает, что крест является главным мерилом и критерием истины. Это означает, что на кресте мы должны распинать человеческие идеи, философские взгляды, политические системы, что мы должны налагать крест на все эти идеи и сквозь крест взирать на них, чтобы определить, истинные они или ложные. Может быть, это камень, на который падает слово? Или тернии, которые его заглушают? Что же рационального содержится в этом посыле? Смысл заключается именно в том, что крест — это жертва, это способность отдавать себя ради другого.

И если этот критерий мы будем полагать в основу оценки любой системы, будь то политическая, экономическая или философская, мы сразу определим, где правда, а где ложь. Конечно, в современной экономике действуют собственные законы, знание которых способствует тому, чтобы достигать максимально эффективного результата. Наверное, в экономической науке неприменим тот критерий, о котором мы сейчас говорим, но ведь речь идет не об узко-научных исследованиях, а о некой общей картине жизни. И если государство основывает свою деятельность только на экономической системе, нацеленной на получение наибольшего экономического эффекта, если эта деятельность никак не уравновешивается идеей нравственной, идеей креста, идеей жертвенности, способности жить ради других, то такая экономическая система не принесет никакой пользы ни человеку, ни обществу. Она будет

421

 

 

способствовать созданию страшного мира, где выживает сильнейший, где закон любви не действует, где действует только строгий прагматизм или стремление получать наибольшую выгоду и пользу, в том числе безудержно повышая уровень своего потребления.

Крестом Господа моего Иисуса Христа... мир распят, и я для мира, — говорит апостол. Давайте все мысли, которые приходят в сознание, сверять с этим критерием креста, — и мы сразу поймем, где правда, а где ложь, за что нужно голосовать, а за что голосовать не надо, что нужно поддерживать, а что поддерживать не надо. В этом и заключается послание Церкви, которая не вмешивается в политические, экономические или социальные процессы, но располагает Божественным критерием креста и призвана помогать людям использовать этот критерий в конкретных обстоятельствах своей жизни.

Но апостол говорит, что и он распят крестом для мира. Это означает, что если человек принимает на себя крест и строит жизнь в соответствии с логикой крестной жертвы Спасителя, то он обретает огромную внутреннюю силу. И мы знаем, что практически все памятные даты, которые отмечает наш народ, связаны с нашим преклонением пред теми, кто возвысились над своими природными инстинктами, бросили вызов страданию и смерти, — и не для того, чтобы стать богаче и сильнее, а чтобы защитить других или Отечество. Крест дает нам силы и когда мы себя распинаем на кресте, и когда мир для нас распят крестом, — вот тогда и является нам и миру вечная Божественная истина.


Страница сгенерирована за 0.35 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.