Поиск авторов по алфавиту

Автор:Кирилл (Гундяев), Патриарх Московский и всея Руси

Кирилл (Гундяев), патр. Слово по окончании Божественной литургии в праздник Торжества Православия в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя г. Москвы, 4.03.2012

СЛОВО ПО ОКОНЧАНИИ БОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТУРГИИ
В ПРАЗДНИК ТОРЖЕСТВА ПРАВОСЛАВИЯ
В КАФЕДРАЛЬНОМ СОБОРНОМ ХРАМЕ ХРИСТА
СПАСИТЕЛЯ г. МОСКВЫ

4.03.2012

Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства1! Дорогие отцы! Ваши Превосходительства послы, представляющие братские православные страны2! Матушки игумении! Дорогие братья и сестры!

1 Митрополиты Крутицкий и Коломенский Ювеналий, Ташкентский и Узбекистанский Викентий, Саранский и Мордовский (ныне Санкт-Петербургский и Ладожский) Варсонофий, Волоколамский Иларион, Уфимский и Стерлитамакский Никон: архиепп. Истринский Арсений (ныне митр.), Верейский Евгений, Сергиево-Посадский Феогност; епп. Никон (Миронов) (ныне Кудымкарский и Верещагинский), Видновский Тихон, Дмитровский Феофилакт, Туровский и Мозырский (ныне Гомельский и Жлобинский) Стефан, Бронницкий (ныне Выборгский и Приозерский) Игнатий, Унгенский и Ниспоренский Петр, Серпуховской Роман, Солнечногорский Сергий, Подольский Тихон, Единецкий и Бричанский Никодим, Воскресенский Савва, Бирский (ныне Салаватский и Кумертауский) Николай, Орский и Гайский Ириней, Балашихинский Николай.

Среди сослуживших Святейшему Патриарху также были представители Поместных Православных Церквей при Московском патриаршем престоле: митр. Киринский Афанасий (Александрийская Православная Церковь); архиеп. (ныне митр.) Филиппопольский Нифон (Антиохийская Православная Церковь); еп. Моравичский Антоний (Сербская Православная Церковь) и др.

2 Спинеллис М., в то время Чрезвычайный и Полномочный Посол Греческой Республики в РФ; Курьяк Е., Чрезвычайный и Полномочный Посол Республики Сербия в РФ; Филип-Сливник А., Чрезвычайный и Полномочный Посол Республики Словения в РФ; Зайончковский В., в то время Чрезвычайный и Полномочный Посол Республики Польша в РФ.

172

 

 

Всех вас сердечно поздравляю с великим праздником Торжества Православия. В первое воскресенье Великого поста мы прославляем всех тех, кто жизнью своей, подвигом своим, мыслью своей, своими добрыми делами утверждал православную веру.

Это празднование впервые было совершено в 843 году в Константинополе, в храме святой Софии. Именно в тот год усилиями патриарха Константинопольского Мефодия и благочестивой императрицы Феодоры было окончательно прекращено иконоборчество — великая смута в умах людей, повлекшая за собой многие и страшные репрессии, потому что те, кто боролся с иконами, не только употребляли силу убеждения, но и, опираясь на политическую власть, истребляли и притесняли всех, кто хранил веру православную.

Еще в 787 году на VII Вселенском Соборе Церковь утвердила почитание икон, однако смута продолжалась еще более пятидесяти лет. Только тогда, когда и Церковь, и народ преодолели эту смуту, и было учреждено сие знаменательное празднование — Торжество Православия. Тогда, в 843 году, торжественно прославляя это событие, наши далекие благочестивые предки праздновали победу не только над иконоборческой ересью. Они праздновали победу над всеми ересями, ибо верили и надеялись, что никогда больше вера Христова не подвергнется искажениям, изменениям и тем более гонениям.

Из истории мы знаем, что ни одно, ни другое, ни третье не прекратилось. Вплоть до сегодняшнего дня в роде человеческом сохраняются такие понятия, как исповедничество и мученичество, и, наверное, так будет до скончания века (Мф. 28,20). Почему люди готовы идти на страдания и даже на смерть, защищая свою веру? Ответ на этот вопрос содержится в сегодняшнем апостольском чтении из Послания к Евреям (Евр. 11,24-26,32-12,2). Там говорится о вере Моисея, о вере ветхозаветных пророков, которая помогала им преодолевать трудности, творить чудеса. А завершается этот отрывок дивными словами: С терпением будем проходить предлежащее нам поприще, взирая на начальника и совершителя веры Иисуса (Евр. 12, 2).

В каком смысле Господь именуется в этом послании «начальником и совершителем веры»? А в том смысле, что вера Церкви, вера святых апостолов, переданная последующим поколениям людей, есть та вера, в основе, в начале которой — Сам Господь Иисус Христос. Церковь от Него научена вере. Эта вера основывается не на человеческой мудрости и тем более не на человеческой силе, — эта вера основывается

173

 

 

на Самом Господе нашем Иисусе Христе. Это Его слова, слова Божественного Откровения, стали основой нашей веры.

В послании сначала рассказывается о ветхозаветных подвижниках, после чего говорится: «А нам Бог присудил иметь нечто большее, — и этим большим является вера, начальник которой есть Иисус Христос». Именно во Христе содержится все возможное откровение о Боге, более которого не может быть дано роду человеческому. Он есть Альфа и Омега, начало и конец (Откр. 1, 8). Вот почему и наши благочестивые предки, и наши современники готовы до смерти отстаивать веру Христову, — потому что эта вера есть величайшая ценность, которую нельзя поколебать. Людей можно запугать или убить, а веру Христову уничтожить нельзя. И пока существует вера, существует и род человеческий, потому что вера дает нам великий критерий истины — способность к различению духов (1 Кор. 12,10).

Вера, преломленная в реальном религиозном опыте человека, дает ему особое духовное зрение, способность видеть и понимать смысл происходящих событий, видеть так далеко, как не может видеть ни один политик, если он не верит в Господа и Спасителя. Вера дает особую остроту зрения, а значит, помогает людям обрести верную жизненную позицию. Эта позиция может входить в противоречие со вкусами эпохи, с модой на образ жизни и образ мысли, с человеческими философиями. И мы знаем из истории, что это столкновение веры Христовой с вымыслами человеческими очень часто требует подвига от тех, кто хранит веру.

И наше с вами время ничем не отличается от других. И сегодня человеческие философии, политические концепции нередко входят в противоречие с верой во Христа Иисуса, и от нас требуются мужество и сила оставаться верными Богу, хранить веру в Господа и Спасителя, Который есть начальник и совершитель нашей веры. А в ответ на это Бог дарует нам силу прозрения, силу и способность различения духов.

Почему на Церковь Божию в течение всей истории совершались нападки и гонения? Потому что нередко за мыслями человеческими, за философскими взглядами и политическими убеждениями, за вкусами и пристрастиями стоит искуситель века сего. И когда человеческие взгляды и предпочтения входят в противоречие с верой Христовой, когда мужественные последователи Господа твердо стоят в Православии, тогда и возникают конфликты. Иногда они влекут за собой кровавые гонения, подобные тем, что сравнительно недавно пережил наш народ, явив сонм мучеников и исповедников. Сегодня никто не страдает за веру физически, но морально и нравственно мы продолжаем нести

174

 

 

эти страдания всякий раз, когда клевета, ложь, кощунство, издевательства над верой обрушиваются в адрес верующих людей.

Каким же должен быть наш ответ? Он должен быть исполнен Божией правды, любви, смирения, внутренней силы и непоколебимой верности Господу. Ответ, который христианин обращает в адрес тех, кто кощунствует, всегда должен быть исполнен мудрости, духовной силы и спокойствия, потому что с нами Бог (Ис. 8,10; Мф. 1, 23), Господь Иисус Христос, начальник и совершитель нашей веры.

Храня веру православную, сохраняя способность отличать добро от зла, мы должны и в нашей жизни — личной, семейной, общественной — всегда становиться на сторону тех сил, которые либо прямо, либо, может быть, не совсем видимым образом, но по существу вместе со Христом, вместе с Тем, Кто является начальником и совершителем нашей веры.

Да поможет нам Господь продолжать свидетельствовать о своей вере, хранить ее в сердце и на основании этой веры строить отношения с окружающим нас миром, помня, что Церковь Бога живого есть столп и утверждение истины (1 Тим. 3,15) и врата ада не одолеют ее (Мф. 16,18)! Аминь.


Страница сгенерирована за 0.3 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.