Поиск авторов по алфавиту

Автор:Кирилл (Гундяев), Патриарх Московский и всея Руси

Кирилл (Гундяев), патр. Слово по окончании Божественной литургии в Великий Четверг в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя г. Москвы, 17.04.2014

СЛОВО ПО ОКОНЧАНИИ БОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТУРГИИ
В ВЕЛИКИЙ ЧЕТВЕРГ В КАФЕДРАЛЬНОМ СОБОРНОМ
ХРАМЕ ХРИСТА СПАСИТЕЛЯ г. МОСКВЫ

17.04.2014

Сердечно приветствую и поздравляю всех с Великим Четвергом!

По традиции Великий Четверг приравнивается к двунадесятым праздникам, потому что значение события, в честь которого установлен этот праздник, превышает, может быть, все иные события новозаветной истории при жизни Христа Спасителя. В этот день Господу было угодно совершить действо, продолжившее Его служение миру. Господь пришел в мир для того, чтобы воссоздать человека, то есть вернуть природу человека в то состояние, которое она имела до грехопадения. Господь пришел, чтобы обновить жизненные силы человеческого рода, сделать человека способным сопротивляться греху, способным идти по тому пути, который Он Сам указал людям. Вторая цель пришествия — это искупление человеческих грехов через страдания и смерть. Обновление, воссоздание человеческой природы и искупление грехов — в этом весь смысл пришествия Господа и Спасителя.

Понятно, что все, что совершил Господь во время Своей земной жизни, не могло ограничиться лишь Его физическим пребыванием на земле. Дело спасения должно продолжаться вечно, до скончания века (Мф. 28, 20). И Господь совершает нечто, что дает возможность каждому последующему поколению быть соучастниками всего, что Он совершил ради нашего спасения, — соучастниками Его жизни, Его учения, Его страданий, Его смерти, Его воскресения, Его восхождения на небеса и Его Второго пришествия.

Господу было угодно дать Своим последователям особую возможность, преодолевая ограничения пространства и времени, быть вместе с Ним и соучаствовать в том деле спасения, которое Он совершил. Именно для этого во время традиционной иудейской пасхальной трапезы

352

 

 

Господь, возглавлявший ее, несколько отошел от строгого порядка ее совершения. Когда Спаситель благословлял хлеб (что делал каждый глава семьи или тот, кто председательствовал на этой трапезе), Он произнес слова, которые никто ранее не произносил, — они были вне ветхозаветного предания. Благословляя хлеб, Он сказал: «Этот хлеб — Мое тело, которое за вас преломляется во оставление грехов» (Мф. 26, 26). А затем, когда трапеза уже завершилась и по обычаю пасхальной вечери председательствующий должен был благословить чашу с вином и дать каждому приобщиться из нее, Господь снова отходит от традиции ветхозаветного пасхального ужина. Он берет в руки чашу и говорит: «Сия чаша есть чаша Моей Крови, за вас изливаемой во оставление грехов» (Мф. 26, 28). Его благословение, как хлеба, так и чаши, сопровождалось очень важными словами: Сие творите в Мое воспоминание (Лк. 22,19).

Понятно, что речь идет не о простом воспоминании, когда напрягается человеческая память, — речь идет о чем-то большем. И мы знаем, что благодаря пришествию в мир Духа Святого этим большим стало таинство Евхаристии, совершаемое учениками Спасителя, когда силой Божией, силой Святого Духа каждый, кто приобщается хлеба и вина — подлинного Тела и подлинной Крови Спасителя, — одновременно приобщается всему тому, что Бог во Христе совершил ради нашего спасения. Святая Евхаристия силой Святого Духа актуализирует все, что Бог совершил во Христе.

Поэтому для нас Новый Завет и пришествие Спасителя — это не единожды совершенное деяние, а продолжающаяся реальность, которую мы не созерцаем со стороны и о которой не только читаем в Евангелии, но в которой мы участвуем на месте учеников Спасителя, приобщаясь через хлеб и вино подлинного Тела и подлинной Крови Спасителя, — того Тела, в котором было обновлено человеческое естество, того Тела, через которое была возрождена человеческая природа, — а это значит, что и мы во Христе через таинство Евхаристии возрождаемся к новой жизни и обретаем великую силу побеждать грех.

Таинство Евхаристии святой Симеон Новый Богослов, отец Церкви, назвал таинством Церкви. Так оно и есть. Ведь Господь учредил Церковь для того, чтобы силой живущего в ней Святого Духа продолжалось Его служение до скончания человеческой истории. А в центре этого служения во Святом Духе — воспоминание о жизни, страдании, смерти, Воскресении, Вознесении, на Небесах седении, Втором и Славном

353

 

 

Пришествии Господа1. Именно поэтому, в отличие от любой другой религиозной реальности, которая так или иначе существует в мире, Церковь дает нам возможность не только интеллектуально воспринимать слово, которое Основоположник нашей веры Господь Иисус Христос оставил нам, но и реально соучаствовать в Его спасительной миссии, воспринимая плоды этой миссии, то есть обретая спасение в Боге.

Я всех поздравляю с этим великим праздником! Мы живем в такое время, когда нам всем необходима благодатная помощь Божия, и я призываю каждого из вас причащаться как можно чаще, как то было в древние времена, во времена святых апостолов, когда практически каждый день христиане собирались для того, чтобы совершить Святую Евхаристию. По многим обстоятельствам для нас невозможно такое частое причащение — потому что мы заняты работой, трудимся, а если даже на пенсии, то суета, многие заботы поглощают большую часть нашего времени. И нельзя, как говорит апостол Павел, вкушать Тело и Кровь Христовы в суд или во осуждение (1 Кор. 11, 29). Нужно приуготовлять себя к великому Таинству, но не так, чтобы это становилось препятствием к причащению. Ведь многие говорят: «Я не приготовился и потому не пойду причащаться», понимая под «приготовлением» длительный и сложный процесс. Такой процесс необходимо осуществлять по крайней мере несколько раз в год, особенно во время постов. Но когда нет возможности в полной мере исполнить все предписания, нужно ограничиться самым необходимым — посещением храма накануне, чтением молитвенного правила перед причащением, исповедью, невкушением пищи до принятия Святых Христовых Таин и — что самое главное — примирением с ближними. Нельзя причащаться в состоянии непримирения, потому что если мы не примиряемся, то, по слову апостола, вкушаем суд и осуждение себе. Но если мы со смирением, с осознанием своей греховности, с надеждой на помощь Божию приступаем к святой чаше так часто, как можем приступать, то Господь восполняет наши силы, такие немощные по человеческой природе.

Так — в общении с Ним — мы обретем спасение. Ради этого и пришел Спаситель. Он не пришел для того, чтобы каждого сделать святым. Он не пришел для того, чтобы каждого сделать счастливым.

1 Из евхаристической молитвы.

354

 

 

Он не пришел для того, чтобы каждого сделать богатым. Но Он пришел для того, чтобы открыть нам возможность спасения. И величайшим к тому средством является таинство Тела и Крови Его, таинство Святой Евхаристии, учреждение которого мы торжественно празднуем сегодня, в Великий Четверг. С праздником всех вас поздравляю!


Страница сгенерирована за 0.38 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.