Поиск авторов по алфавиту

Автор:Кирилл (Гундяев), Патриарх Московский и всея Руси

Кирилл (Гундяев), патр. Слово за Божественной литургией в Духов день в Покровском домовом храме Московской духовной академии в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре 8.06.2009

СЛОВО ЗА БОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТУРГИЕЙ
В ДУХОВ ДЕНЬ В ПОКРОВСКОМ ДОМОВОМ ХРАМЕ
МОСКОВСКОЙ ДУХОВНОЙ АКАДЕМИИ
В СВЯТО-ТРОИЦКОЙ СЕРГИЕВОЙ ЛАВРЕ

8.06.2009

 

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Повеждь Церкви: аще же и Церковь преслушает, буди тебе якоже язычник и мытарь (Мф. 18, 17). Эти наполненные огромным смыслом слова мы только что слышали в евангельском чтении. Господь призывает обличать человеческую неправду не путем борьбы или интриг, но открытого и честного противостояния: если кто заблуждается — обличи брата твоего; если не послушает — при свидетелях сделай это; если и при свидетелях не послушает... скажи Церкви; а если и Церкви не послушает, тогда буди тебе якоже язычник и мытарь (Мф. 18, 15-17).

Почему же такой высокий авторитет у Церкви? Сегодня, в наше непростое время, это вопрос далеко не праздный. Мы, верующие люди, знаем, почему это так, но для мира ответ не очевиден, и мнение Церкви в современном мире — это одно из множества существующих мнений, к которому можно прислушаться, а можно и не прислушаться. И в сознании современного человека Церковь убедительна настолько, насколько убедительна ее аргументация. А если нет аргументации? Если Церковь в силу исторических причин не имеет

253

 

 

возможности интеллектуальной поддержки своего свидетельства? Ведь совсем недавно так и было: уничтожили всех богословов, ярких проповедников, выдающихся иерархов. Церковь была ослаблена. По своей человеческой силе она не могла конкурировать с силой могущественного государства, а по интеллектуальным возможностям — со множеством институтов, которые работали на то, чтобы воздействие атеистической идеологии на умы людей стало сильнее.

В чем же сила Церкви? Сегодняшний день, когда мы прославляем Святого Духа, и дает нам возможность поразмышлять о подлинной силе Церкви. Сын Божий завершил Свое пребывание на земле славным Своим Вознесением. Святой Дух — это Бог, пребывающий в современной человеческой истории, но особым образом Святой Дух пребывает в Церкви. Сила воздействия Духа Божиего на Церковь заключается в том, что Он таинственно для нас, мистически, непостижимо, но реально делает Церковь продолжательницей дела Спасителя, а членов Церкви — соучастниками всего того, что Господь совершил: Его рождения, жизни, проповеди, страданий, смерти, воскресения, на Небеса восхождения, одесную Бога Отца седения, Второго и славного паки Пришествия1. Силой Святого Духа то, что совершил Господь, актуализируется по отношению к каждому человеку, когда и где бы он ни жил. Если так, то Таинства Церкви — это и есть актуализация исторических событий, через которую каждый из нас становится соучастником того, что совершил Христос. В Крещении мы не просто вспоминаем мысленно — мы соучаствуем в смерти и воскресении Спасителя; и никто из нас не может ответить, как это происходит, — это тайна, почему и Крещение именуется Таинством. В Миропомазании актуализируется Пятидесятница — сошествие Святого Духа на апостолов: как тогда они получили дар языков, так и в день нашей собственной Пятидесятницы, когда над нами совершается таинство Миропомазания, мы получаем дар Святого Духа.

А что означает дар Святого Духа? Ведь бывало так, что те, кто получил дар Святого Духа в купели Крещения, затем стали сбрасывать кресты, закрывать храмы, отрекаться от Бога и уничтожать веру. Да и ныне нередко тот, кто получает дар Святого Духа, никогда

1 Слова евхаристической молитвы перед возгласом «Твоя от Твоих Тебе приносяще, о всех и за вся».

254

 

 

больше в храм не приходит и живет так, как будто Бога и нет. Что же означает этот дар Святого Духа? Это что — автоматическое воздействие Божественного всемогущества на человеческую природу или некое программирование человека на добро? Совсем нет. Дар Святого Духа — это некое «замыкание цепи», установление связи между человеком и Богом — той самой связи, которую мы называем религиозной; и в момент этого «замыкания», когда тела человека касается облагодатствованное святое миро, он получает Божественную энергию, Божественную благодать. Это не значит, что благодать всегда будет с ним, — своими грехами, своим несовершенством, своим богоотступничеством человек исторгает из себя эту благодать. Но даже самый страшный грешник и богоотступник всегда сохраняет возможность обрести благодать Божию, потому что эта цепь, этот канал связи не разрушается никаким грехом, кроме хулы на Духа Святого. На этом основывается все спасительное действие, которое осуществляет Церковь. Через сообщение благодати Духа Святого она призвана возрождать к жизни вечной даже самых оступившихся, самых нечестивых грешников, — но не только.

Повеждь Церкви: аще же и Церковь преслушает, буди тебе якоже язычник и мытарь — не потому, что существующая историческая Церковь является носителем некоей огромной человеческой мудрости, но только потому, что Церковь, какой бы она ни была — сильной, могущественной, слабой, гонимой, распятой, поруганной, — хранит в себе дар Святого Духа, потому что в ней и над ней совершилась Пятидесятница, последствия которой не могут быть исторгнуты никакими историческими обстоятельствами и никаким человеческим грехом. Как вместилище Духа Святого Церковь обладает истиной. Мы все, и в первую очередь ее служители, должны с величайшим смирением воспринимать эту реальность. Слово Церкви, наши слова могут быть настолько сильными и убедительными, что способны менять человеческую историю. И не потому, что мы сильны, не потому, что мы умны, но потому, что Церковь Божия является вместилищем Духа Святого.

А что же мы — служители Божии, — в чем наша роль? Об этом очень уместно поговорить в храме Духовной академии. В каком случае мы можем адекватно передавать Божественное послание истины людям, а когда не способны это делать? Ведь мы тоже имели свою

255

 

 

личную Пятидесятницу, мы тоже привиты к этой плодоносящей лозе: в таинстве Миропомазания нам дана благодать Святого Духа, а в таинстве Рукоположения — сугубая благодать священства. Что же мы должны делать в первую очередь, чтобы Церковь действительно могла влиять на сознание людей и на жизнь рода человеческого? Мы должны постоянно восполнять в себе Божественную благодать, не допуская того, чтобы Святой Дух нас покинул. Только тогда наши немощи будут восполняться, тогда недостатки наши будут преодолеваться силой Божественного всемогущества. Мы должны постоянно работать над собой. Ведь каждый из нас сердцем чувствует, когда он полон благодати, а когда пуст; когда у него радость на сердце от Святой Евхаристии, а когда служба проходит так, будто человек не соучаствует в ней, а присутствует как зритель. Мы сами хорошо знаем глубины нашей внутренней жизни. Что такое покаяние? Покаяние — это и есть глубочайший внутренний самоанализ, способность видеть свое наличное духовное состояние: где я пред лицем Божиим? что со мной происходит? я расту или умаляюсь? обретаю силу или опустошаюсь?

Наша сила — это сила Святого Духа. А потому задача каждого священника, каждого учителя благочестия заключается в смиренном и благоговейном отношении к тому, что мы совершаем. Наша задача заключается в том, чтобы постоянной мыслью о своей жизни, постоянным углубленным самоанализом помогать самому себе ставить «диагноз» своего духовного состояния и бить тревогу немедленно, как только это состояние ухудшается.

Каждый священнослужитель, живущий такой напряженной внутренней духовной жизнью, будет способен убедительно говорить с другими людьми. Тогда проповедь наша будет живым и ясным словом, а не бормотанием заученных фраз — у кого-то лучше, а у кого-то хуже получающимся. Проповедь есть отображение внутренней жизни проповедника. Проповедь есть действие Святого Духа в человеке. Поэтому каждый из нас призывается к интенсивной духовной жизни — не к показному благочестию, не к суетному обрядоверию, к чему склонны многие русские люди, а к внутреннему напряженному духовному деланию, к постоянному самоконтролю. А этот самоконтроль будет подсказывать и конкретные действия: что необходимо предпринять. Не хватает разумения — будешь читать; не хватает

256

 

 

опыта — пойдешь к старцу; не хватает воли — возложишь на себя особое бремя послушания. Всё будет ясно и понятно. Самое главное — духа не угашайте (1 Фес. 5,19).

Церковь наших мучеников и исповедников — обезглавленная, распятая, униженная, лишенная своего интеллектуального потенциала, — оставалась великой силой. Даже в то сложное время она была носительницей истины, способной сказать нашему народу, где правда, а где ложь, не входя ни в какую политическую дискуссию и не полемизируя ни с какой идеологией. Силой Святого Духа Церковь указывала, где правда, а где ложь, и люди шли за правду даже на смерть. И сегодня сила Церкви в том, чтобы быть общиной Духа Святого, в которой Дух живет и действует, приводя нас в живое и реальное соприкосновение со Христом и со всеми событиями Его спасительного служения. Это и есть Таинство Церкви — жизнь в Духе Святом.

Дай Бог всем нам не угашать Духа, Который мы получили в таинстве Миропомазания, священники же еще и в таинстве Рукоположения. Нужно силой удерживать Божественную благодать. Духовная лень и расслабленность, как и всякая иная лень, самоуспокоение (мол, я обладаю истиной) не способны удержать благодать Божию. Мы все призываемся к соработничеству с Богом, соработничеству с Духом Святым. И работая Господеви (Пс. 2, 11), мы должны помнить: все, что совершается доброго, — от Бога. Все, что совершается значительного, — даже через нашу жизнь и нашими трудами — от Бога. И тогда наше отношение к самим себе и к миру исполнится той Божественной правды, которая только и способна ввести нас в Царствие Небесное. Аминь.

257


Страница сгенерирована за 0.33 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.