Поиск авторов по алфавиту

Автор:Кирилл (Гундяев), Патриарх Московский и всея Руси

Кирилл (Гундяев), патр. Слово за Божественной литургией в Неделю жен-мироносиц в Успенском соборе Московского Кремля 3.05.2009

СЛОВО ЗА БОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТУРГИЕЙ
В НЕДЕЛЮ ЖЕН-МИРОНОСИЦ
В УСПЕНСКОМ СОБОРЕ МОСКОВСКОГО КРЕМЛЯ

3.05.2009

 

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Второе воскресенье после Пасхи на языке церковного Устава именуется Неделей жен-мироносиц. В этот день Церковь торжественно вспоминает жизненный подвиг женщин, которые сопутствовали Спасителю. Мы не знаем имен всех мироносиц, нам известны лишь Мария Магдалина, Мария Иаковлева, Саломия... Но, наверное, этих женщин было больше. Они вместе с апостолами окружали Спасителя, вместе с Ним шли трудными дорогами Иудеи и Галилеи. Не боясь ничего, они неотлучно пребывали со своим Учителем в Иерусалиме в страшные дни Страстной недели. И даже тогда, когда все апостолы, кроме Иоанна, в страхе разбежались, у них была сила вместе с Пречистой Матерью Спасителя стоять рядом с Крестом.

Мы мало знаем о том, что в действительности совершали жены-мироносицы, но они не были обычными спутницами или помощницами. Каждый может представить себе: если человек все свои силы отдает служению великим целям, важным задачам, нужному для людей труду, то разве останется у него время на самого себя? Такой человек в быту часто нуждается в помощи — той самой необходимой помощи, которая поддерживает его силы для совершения важных дел. И мы знаем, что в нашей жизни всегда есть рядом кто-то безымянный, кто берет на себя ношу этого труда.

Святые жены-мироносицы, о которых мы почти ничего не знаем из Евангелия, кроме того, о чем сегодня читалось за богослужением, возложили на себя такую ношу. Они помогали Спасителю, они помогали апостолам, поддерживая их и разделяя с ними их труды. И хотя в Евангелии ничего об этих трудах не сказано, мы все-таки можем из евангельского повествования сделать вывод об особой близости Спасителя к женам-мироносицам. Ведь именно они были первыми свидетелями Воскресения, — не апостолы, а жены-мироносицы, которые рано утром, почти ночью, не боясь темноты, не боясь возможных притеснений от иудеев и от кустодии — стражи, которая была приставлена ко гробу Спасителя, — пошли, чтобы помазать тело Господа.

228

 

 

Шли они и рассуждали между собой: кто отвалит нам камень от двери гроба? (Мк. 16, 3) — ведь слабые женщины не обладали необходимой физической силой, чтобы отвалить огромный камень от гробовой пещеры. И, казалось бы, зачем тогда они идут? Ведь это бессмысленно: им не сделать того, что они хотели, — не помазать тела Иисуса. Но они идут и обретают камень отваленным, и видят пустой гроб и лежащие пелены, и становятся первыми свидетелями Воскресения Христова.

Для всех нас, кто знает евангельскую историю, это знак особой милости Божией к этим женам. Они, наверное, не поняли всего того, что произошло, но со смирением, со страхом и радостью (Мф. 28, 8) побежали к апостолам и рассказали им, что гроб пуст. А для нас то, что произошло на заре третьего дня после смерти Спасителя, является великим знаком благодарности Господа женам-мироносицам, признательности им за их апостольский труд, за то, что вместе с Ним и со святыми апостолами почти незримо и безвестно для всех они несли свое жертвенное служение.

Как я уже сказал, и в нашей жизни есть очень много людей (чаще всего это женщины), которые несут незримый труд. Кто знает, что происходит в доме, какая там работа, что нужно сделать, сколь велик этот труд? Обычно семью оценивают по тому, что делает муж, какое положение он занимает, какие дела совершает; а труд жены, труд сестер, труд матерей остается как бы на втором плане, он незаметен. Но ведь если бы его не было, то не было бы и никаких других, великих трудов. Уж если Господу и апостолам, чтобы совершать служение, нужны были мироносицы, кольми паче этот труд нужен всем нам — особенно тем, кто не имеет возможности выполнять необходимую в быту работу и направляет свои усилия на осуществление иных задач.

Господь оценил труд святых жен, дав им мужество стоять около Креста вместе с Его Пречистой Матерью, а затем соделав мироносиц первыми свидетелями Своего Воскресения, явившись Марии Магдалине. Сегодня мы прославляем жен-мироносиц за их безымянный труд, за подвиг их жизни, равный апостольскому подвигу. Это прославление должно помочь многим из нас понять значение труда женщин и в современном обществе, когда, кроме осуществления необходимых домашних дел, на многих из них возлагается огромная ответственность в связи с теми многообразными задачами,

229

 

 

которые сегодня женщины решают в обществе, оставаясь до сих пор в каком-то смысле опорой нашего народа — причем не только семей, но и всей нации. В первую очередь это духовная опора, ведь именно женщины-мироносицы не покинули Христа во время гонений на веру в нашей стране. Они не покинули тех преемников апостолов, которые восходили на свои голгофы; они сами восходили на голгофы, стремясь при этом сохранить в своих детях и внуках веру и передать эту веру последующим поколениям. Великое историческое и спасительное деяние было совершено нашими бабушками и матерями, которые не убоялись гонителей, но послужили Господу «до последняго своего издыхания»1.

Сегодня мы вспоминаем и о другом очень важном подвиге — подвиге Иосифа и Никодима, тайных учеников Христа. Они были людьми высокого положения, из-за чего не могли открыто быть со Спасителем, но душой тяготели к Нему. Никодим ночью приходил ко Господу, чтобы слышать Его слова. Эти тайные ученики были вместе с явными, но они не могли свою приверженность Спасителю, свое послушание Ему выражать открыто, потому что это не принесло бы пользы ни им, ни апостолам. Но, будучи тайными учениками, они могли многое делать и старались это делать. В тот момент, когда они достигли некоего момента истины, когда отпали всякие мысли о целесообразности сохранения тайны, Иосиф с Никодимом просят у Пилата тело Спасителя, снимают его с Креста, видимым образом отождествляя себя с Его учениками и принимая на себя весь этот крестный позор, все это крестное уничижение; они словно поставляют себя вне той общественной элиты, которая и распяла Спасителя, и становятся открытыми учениками Господа, погребая Его тело.

И в истории нашей страны случалось так, что, когда люди сколько-нибудь значительного общественного положения не имели возможности открыто прийти в храм, открыто перекреститься, многие из них сохраняли веру, оставаясь «тайными учениками» и помогая страждущей Матери-Церкви — иногда так эффективно, что гонители и понять не могли, откуда появлялась такая поддержка у гонимой Церкви. А она исходила иногда из таких общественных и политиче-

1 Благодарственные молитвы по Святом Причащении, 2-я молитва св. Василия Великого.

230

 

 

ских верхов, в которых присутствие «тайных учеников» невозможно было себе даже представить. Но все это было... В какой-то момент кто-то из них становился учеником явным, а кто-то так и уходил ко Господу, сохранив свою тайну.

Если почитание святых жен-мироносиц учит нас внимательному и благодарному отношению к тем, кто творит безымянный труд, если пример этих жен заставляет нас с признательностью и уважением относиться к любому труду, то пример «тайных учеников» учит нас воздерживаться от осуждения. Мы иногда с легкостью осуждаем людей, судим их за то, что они, мол, не верят в Бога. Но никому не дано знать того, что происходит в глубине человеческого сердца. И сегодня существуют «тайные ученики» Господа, которые по разным причинам, разным обстоятельствам еще не готовы открыто «просить тела у Пилата», не готовы открыто отождествить себя с учениками Спасителя, однако которые незримо, но действенно помогают Господу в Его спасительном служении среди нашего народа.

Вспоминая святых жен-мироносиц, с благодарностью вспомним и наших женщин-христианок, выполняющих внешне незаметный, но важный труд, без которого никакие иные труды не могут быть успешными. Вспомним и помолимся о «тайных учениках» Господа, которые по каким-то причинам еще не могут быть учениками явными, но которые и в тайне своей совершают добрые дела, осуществляя ревностное служение Господу. Пусть память о святых женах-мироносицах и о тайных учениках Спасителя умудрит всех нас и поможет со вниманием, любовью и признательностью относиться ко всем, кто видимо и невидимо служит делу Божию! Аминь.


Страница сгенерирована за 0.3 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.