Поиск авторов по алфавиту

Автор:Кирилл (Гундяев), Патриарх Московский и всея Руси

Кирилл (Гундяев), патр. Слово за Божественной литургией в праздник Успения Пресвятой Богородицы в Успенском соборе Московского Кремля 28.08.2009

СЛОВО ЗА БОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТУРГИЕЙ
В ПРАЗДНИК УСПЕНИЯ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ
В УСПЕНСКОМ СОБОРЕ МОСКОВСКОГО КРЕМЛЯ

28.08.2009

 

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Сегодня великий двунадесятый праздник, престольный праздник главного храма нашей Церкви — Патриаршего Успенского собора в Московском Кремле. Мы прославляем Успение Пресвятой Богородицы.

В жизни Царицы Небесной не было человеческого почета и человеческой славы. Единственное связанное с Ее земной жизнью событие, окруженное славой и почетом, — это Ее Успение. Мы узнаем об

157

 

 

Успении Пресвятой Богородицы из предания Церкви, из надежных свидетельств древних святых отцов, начиная с Дионисия Ареопагита и Мелитона Сардийского, а также Епифания Кипрского, Амвросия Медиоланского, святителя Ювеналия, патриарха Иерусалимского. Уже первые пять столетий христианской истории отмечены многими и подробными описаниями земной жизни и Успения Пресвятой Богородицы.

В день славы Божией Матери — Ее Успения и приятия с телом на Небо Божественной силой — Церковь предлагает нам для размышления отрывок из Послания апостола Павла к Филиппийцам, казалось бы, никак не связанный с жизнью Богоматери. Но это только на первый взгляд. Мы только что услышали замечательные слова, которые апостол обращает к Филиппийской Церкви; он говорит о том, что Спаситель уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам... смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной. Посему и Бог превознес Его... (Флп. 2,7-9). И сегодня — в день праздника Успения Пресвятой Богородицы — нам неслучайно дается в назидание этот текст о самоуничижении Спасителя, ибо в центре жизни Пресвятой Богородицы было именно смирение.

Когда мы читаем замечательные святоотеческие описания личности Богоматери, Ее образа жизни, Ее общения с другими людьми, перед нами встает Ее дивный образ. Амвросий Медиоланский в сочинении «О девственницах» подробно рассказывает о Божией Матери. Черпая из предания Церкви точные сведения о Ее жизни, он говорит о манере Ее общения с людьми: Она никогда не говорила громко, никогда не раздражалась, никого не пыталась убедить силой слова. Она никогда не превозносила Себя, никогда никого не обижала. Ее слова были тихими, спокойными, умиротворенными, несущими в себе огромную внутреннюю силу.

Внешний вид Богоматери запечатлен на иконах, потому что апостол Лука — первый иконописец, отобразивший Ее лик, — писал, как мы теперь сказали бы, с натуры: пред ним была Пречистая Дева Мария; и мы видим, насколько прекрасен этот человеческий лик, проникнутый силой Божией.

До нас дошли повествования и о том, как одевалась Божия Матерь. Ее одежды были естественного цвета, скромные, свидетельствующие о внутренней чистоте.

158

 

 

И внешний образ Божией Матери, и замечательные святоотеческие свидетельства о том, как Она вела Себя в общении с другими, — все это тесно связано с тем, о чем мы читаем в Послании апостола Павла к Филиппийцам: и Она Себя смирила и сделалась подобной обычной женщине. Смирение было в центре жизни Божией Матери, оно стало сутью того, как Она личностью Своей свидетельствовала окружавшим о Сыне Своем и Боге.

Эти поучительные свидетельства о Божией Матери заставляют нас, современных людей, задуматься о многом. Наверное, одной из самых больших проблем современной лжекультуры поведения является способ общения между людьми. Достаточно внимательно присмотреться к тому, как люди ведут себя по отношению к другим, — и мы услышим грубость, увидим желание сильным и крепким словом победить соперника или даже просто собеседника, показать ему свои силу и значимость. Как часто люди просто бахвалятся, лгут, создают словами совершенно не соответствующую реальности картину своей жизни и своей значимости! Как часто мы грубим, пытаемся словесно давить на человека! Как легко оскорбляем друг друга! Большое количество конфликтов, вырастающих на почве человеческого общения, связаны с нашими словами. Слово убивает, слово раздражает, слово порождает огромные противоречия между людьми. А то, что сейчас оказывает громадное воздействие на людей, — фильмы, телевизионные программы, особенно общественные обсуждения так называемых «горячих» тем! Не знаю, чего здесь больше — мудрости или скандала, попыток докопаться до истины или стремление показать на всю страну и весь мир самого себя: вот, мол, какой я умный, какой сильный, как я побеждаю противника! Это дурные примеры, которые портят людей.

Люди склонны надувать щеки и принимать особую позу для того, чтобы убедить других в своей значимости. Чаще всего за попытками внешнего, показного убеждения других, за стремлением произвести впечатление, не соответствующее реальности, скрываются внутренняя пустота и отсутствие мысли. Это есть некая искусственная сила, искусственный способ победы над другими и способ самоутверждения. Как людям свойственно желание опираться на силу власти и денег, точно так же они опираются и на другие внешние атрибуты жизни с тем, чтобы, подчеркивая свою значимость, возвышать себя над другими и достигать своих целей.

159

 

 

В том, как вела Себя Божия Матерь, есть великий пример для всех нас: Она являла Собой идеальный образ человека, который не опирается на внешнюю силу, но чья внутренняя сила является убедительной для всех. Божия Матерь являет Собой пример смирения и чистоты, идеал человеческой жизни. Но как он далек от того идеала, который предлагается нам сегодня и который усваивается массовым сознанием людей! Какая же огромная дистанция между этими идеалами! И что же нам делать? Махнуть рукой и жить так, как живут все? Кричать, шуметь, убеждать, ругаться, лгать, надувать щеки, использовать внешние атрибуты положения, чтобы господствовать над другими, являя тем самым свои слабости, а не силу? Современного человека можно сравнить с елочной игрушкой, которая блестит, но не имеет подлинной ценности. Огромные силы употребляем мы на то, чтобы производить этот внешний блеск, не имея внутреннего света; и потому этот блеск искусственный — не приносящий пользы людям и губящий самого человека.

Пример Божией Матери является великим образцом для современного человека. И мы должны просить Господа вразумить нас, дать силы обрести смирение, дать мудрость правильно строить отношения с людьми, дать способность контролировать свои слова, чтобы эти слова никого не огорчали, не раздражали и не убивали. Царица Небесная дает нам самый сильный и яркий ориентир в жизни, и мы должны следовать этому ориентиру. Пусть же образ Царицы Небесной поможет мятущемуся и заблуждающемуся современному человеку понять, какие ценности в жизни являются подлинными, и строить свою жизнь не в соответствии с преходящими идеями, которые обрушивает на нас мода или сформировавшийся в современном обществе стиль поведения, а в соответствии с вечными и неизменными истинами, которые Сам Бог предлагает человеку для его счастья и благополучия!

Именно святая жизнь Пресвятой Богородицы и была причиной того, что Пречистая Дева стала выше Ангелов и Архангелов, выше всех святых. И как это снова перекликается с сегодняшним апостольским чтением: и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени (Флп. 2, 9)! Так было сказано о Господе Иисусе Христе, Который уничижил Себя... приняв образ раба. Но то же самое можно сказать и о Пречистой Деве, Которая через смирение обрела великую славу, и символом этой славы явилось Ее блаженное Успение. Она

160

 

 

умерла, умерла в силу законов человеческого бытия, но Ее бессмертная душа и нетленное тело были восхищены Богом в Его славу. И сегодня, молясь Божией Матери, прося Ее о помощи и заступлении, мы не должны забывать того дивного человеческого образа, который явила Пресвятая Дева в назидание всем нам. Аминь.


Страница сгенерирована за 0.34 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.