Поиск авторов по алфавиту

Слово по совершении чина великого освящения воды в праздник Крещения Господня в Успенском кафедральном соборе г. Смоленска 19.01.2008

СЛОВО ПО СОВЕРШЕНИИ ЧИНА ВЕЛИКОГО ОСВЯЩЕНИЯ ВОДЫ В ПРАЗДНИК КРЕЩЕНИЯ ГОСПОДНЯ В УСПЕНСКОМ КАФЕДРАЛЬНОМ СОБОРЕ г. СМОЛЕНСКА

19.01.2008

Дорогие братья и сестры!

Сердечно поздравляю вас с великим праздником Богоявления Господня, который тесно связан с праздником Рождества Христова!

В глубокой древности эти два праздника отмечались как один, потому что смыслом этих празднований является прославление Бога, Который пришел в мир, воплотился и, став Человеком, вошел в ткань человеческой истории. Бог, Который открывает Себя в Иисусе Христе, есть Бог, плотью и кровью связанный с человеком. Не громовержец, живущий на небе, перед которым неразумные язычники падали ниц, не зная, кому кланялись, обожествляя гром, молнию и другие стихии мира; не далекий — страшный и неведомый; но Бог, Который стал Человеком, Который явил Себя в плоти и крови человеческой, Который соединил Себя с человеческим разумом, человеческой болью, человеческими чувствами. Он прожил человеческую жизнь от начала и до конца, но не ту жизнь, на которую, наверное, мог рассчитывать Человек, имеющий силу и власть над другими, над всем человеческим родом, всем творением и всем космосом. Он пришел в нашу человеческую жизнь не как вселенский владыка, не как царь народа, не как повелитель, богач или великий мудрец, — Он пришел в эту жизнь и прожил ее как простой плотник. У Него не было ни власти, ни денег, ни силы. Он прожил жизнь, исполненную тревог, гонений, притеснений, человеческой злобы, зависти, Он принял страшные мучения от рук Своего творения. Наконец, Он принял насильственную смерть, пройдя все круги человеческого ада.

Нет такого страдания, которое Бог во Христе на Себя не принял. Нет такой скорби, которую Он лично, как Человек, не пережил. Когда мы страдаем в нашей жизни от несправедливости, мы говорим: «Господи, ну где же Ты? Я же невинно страдаю... Ну где же справедливость?» Некоторые даже говорят, что никакого Бога нет, потому что если бы Он был, то разве допустил бы такую несправедливость? Мы так думаем в отношении самих себя, и думаем неправильно. Даже если мы и несправедливо страдаем, это не может быть при-

14

 

 

чиной отрицания Бога. Не могут быть причинами отрицания Бога и отсутствие справедливости в нашем мире, и то, что в нем есть страдания, потому что Сам Бог во Христе пострадал от несправедливости и невинным принял мученическую смерть. Этим всё сказано. Мы не можем отрицать Бога, ссылаясь на неблагополучие человеческого общества. Мы не можем отрицать Бога, ссылаясь на наше личное неблагополучие или на страдание невинных людей, потому что Ему, Всемогущему, было угодно невинно пострадать и разделить с людьми эту скорбь. Мы знаем, для чего Господь это сделал, — для того, чтобы принять на Себя грехи людей. Он, невинный, пострадал за наши грехи. И жертва, которую Он принес, есть великая вселенская жертва.

Мы преклоняемся перед героями, которые жертвуют своими жизнями во имя народа, особенно во время войны. Мы с уважением склоняем головы перед ветеранами, инвалидами, которые пострадали за других. Мы понимаем значение их жертвы.

Сегодняшний день, как и день Рождества Христова, должен помочь нам понять, что Бог во Христе совершил для нас. Мы должны оценить Его жертву, Его страдание — не для одного народа, а для всего человечества, всего космоса, всего творения. Мы не знаем, для чего Господу угодно, чтобы в мире были скорби. Но тот факт, что Сам Бог принял на Себя страдания, означает, что и они необходимы для полноты нашей жизни. Самые лучшие человеческие умы всегда пытались постичь смысл и тайну страданий. Наверное, самый великий писатель нашего народа — Ф. М. Достоевский — все свое творчество посвятил осмыслению того, что есть страдание. И в художественных образах он передавал смысл страдания как очищения, как искупления, как освобождения.

Для того чтобы выдержать страдания, не сломаться, не потерять человеческого облика, не роптать на Бога; чтобы страдания нас возвышали, нам нужно иметь внутреннюю силу. И эту силу дает нам только вера в страдающего Бога, Который через муку, через смерть даровал нам освобождение от грехов. В спасительной, искупительной жертве Господа нам действительно даруется освобождение от наших грехов, но не в том смысле, что мы сразу, автоматически, становимся святыми; не в том смысле, что, какие бы плохие поступки мы ни совершили, мы уже спасены и ни о чем думать не надо, как учат некоторые

15

 

 

еретики. Совсем не так — смысл освобождения, которое нам принес Господь, в том, что через Его страдания мы имеем реальную возможность получить свободу от грехов. Нас Бог прощает не потому, что во время исповеди мы каемся в грехах, — бывает, что, исповедуясь, мы внутренне недостаточно раскаиваемся и часто совершаем те же грехи снова. Бог освобождает нас от греха по нашей вере в силу искупления, совершенного Спасителем.

А что же мы? Каково наше значение в деле спасения? Конечно, главное место здесь принадлежит Богу, Который спасает нас Своей благодатью. В сегодняшнем апостольском чтении апостол Павел так и говорит, что Христос вас спасает — не ваши заслуги (Еф. 2, 8-9). Но если человек Христа не принимает, если он своих грехов не видит, если не стремится жить по Божиему закону, отвергает Бога, тогда никакие грехи ему не прощаются даже искупительными заслугами Спасителя. Вот почему, сознавая все, что Бог во Христе совершил для нашего спасения, мы также должны сознавать необходимость нашего соучастия в деле спасения своей верой, силой молитвы, исповедованием грехов и стремлением жить по Божией правде. В ответ на страдание, на смерть Своего Сына Господь даровал роду человеческому Свою Божественную благодать. Это — главный дар, который мы получили в результате Пришествия Христа в мир.

Существует связь между Богом и нами — подобно тому, как существует связь между источником энергии и лампочкой, которая загорается. До Спасителя эта связь не действовала — она была перерезана грехом и потому благодать Божия не достигала людей. Господь восстановил эту связь. И ныне Божественная энергия, Божественная благодать подается нам изобильно в ответ на подвиг Спасителя и нашу веру.

Вот и сегодня мы совершили великое чудо силой этой благодати. Многие спрашивают, есть ли чудеса в современном мире. Мы отвечаем: есть. Вот это чудо — чудо святой воды. Воды, которая, не меняя своего химического состава, заряжается Божественной энергией, наполняется благодатью. И мы знаем, что окропление этой водой, вкушение ее дает нам по вере нашей исцеление и силы для преодоления грехов. Если человек не верит в это чудо, если не верит в Бога, то, сколько бы он святой водой ни окроплялся, ничего не произойдет, потому что Бог принудительно никого не спасает. Ему нужна наша

16

 

 

свободная вера, наш свободный выбор. Ему нужно движение нашего сердца. Если это совершается, то тогда Бог через святую воду дает нам Свою сугубую благодать.


Страница сгенерирована за 0.35 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.