Поиск авторов по алфавиту

Автор:Кирилл (Гундяев), Патриарх Московский и всея Руси

Кирилл (Гундяев), патр. Слово по окончании Божественной литургии в праздник Вознесения Господня в Вознесенском храме в Сторожах у Никитских ворот 13.05.2010

СЛОВО ПО ОКОНЧАНИИ БОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТУРГИИ
В ПРАЗДНИК ВОЗНЕСЕНИЯ ГОСПОДНЯ
В ВОЗНЕСЕНСКОМ ХРАМЕ
В СТОРОЖАХ У НИКИТСКИХ ВОРОТ

13.05.2010

 

Ваше Высокопреосвященство1, Ваше Преосвященство2, досточтимый отец Владимир3, настоятель сего святого храма, дорогие отцы, братья и сестры!

Радуюсь тому, что в престольный праздник имел возможность совершить богослужение в московском храме «Большое Вознесение», известном своей славной историей. Даже те краткие сведения, что поведал нам отец Владимир, свидетельствуют об особом благоволении Божием к этому месту. Храм сей был возвращен Церкви одним из первых в городе Москве, и замечательно, что с тех пор на протяжении уже двадцати лет здесь, в самом центре столицы, совершается Божественная служба и очень многие люди, придя в этот храм, обрели веру в сердце.

Я хотел бы поблагодарить Вас, отец Владимир, Ваших ближайших сподвижников за те большие труды, которые вы понесли по восстановлению этой святыни, этого замечательного памятника нашей истории и культуры. Дай Бог, чтобы и дальше преображался храм «Большое Вознесение», радуя людей своим убранством, своими богослужениями, пением хора, духовной и молитвенной жизнью, церковно-общественной жизнью, которую так необходимо сегодня развивать в каждом православном приходе.

Я хотел бы особенно поблагодарить благотворителей, которые здесь присутствуют и которые, в том числе и по моей смиренной просьбе, уже сравнительно давно откликнулись и помогли восстановить этот Божий храм. Пусть благословение Божие пребывает с вами, с вашими семьями, домами. И да поможет вам Господь в ваших трудах и в вашей жизни в ответ на добрые дела, которые вы совершаете.

1 Архиеп. Истринский Арсений.

2 Еп. Зарайский (ныне митр. Ростовский и Новочеркасский) Меркурий.

3 Прот. Владимир Диваков, настоятель храма Вознесения Господня в Сторожах у Никитских ворот, благочинный Центрального округа г. Москвы.

68

 

 

Сегодня праздник Вознесения Господня. Мы вспоминаем совершенно особое событие в евангельской истории, которым завершается пребывание на земле Господа и Спасителя. После Своего Воскресения много раз являясь святым апостолам, показывая им Свои изъязвленные руки, ноги и ребра, вкушая вместе с ними пищу, уча их тайнам Царствия Божия, Господь в какой-то момент покидает учеников. Происходит это особым образом: на горе Елеонской, недалеко от Вифании, Его восхищает облако (Деян. 1, 9), как мы только что слышали об этом из книги Деяний. И ученики понимают, что видимым образом их Учитель возносится — возносится на Небо.

Зачем Господу нужно было возноситься наверх, ведь Он как Бог вне времени и вне пространства? Если бы Он пожелал удалиться видимым образом из человеческой истории как Иисус Христос из Назарета, то Ему достаточно было стать невидимым, тем более что Он много раз становился невидимым после Своего Воскресения, покидая таким образом учеников. Конечно, всё возможно для Бога. Но в самом акте вознесения заключен огромный смысл. Во-первых, это окончание земного пребывания Господа, ибо если бы Он просто сделался невидимым, то это могло повлечь опасные для жизни первой христианской общины последствия. Ведь еще до Своей смерти Господь говорил, что настанут времена, когда многие будут говорить: здесь Христос или там Христос и что Он спрятан в потаенных комнатах, к чему Господь присовокуплял: Не верьте (Мф. 24, 23-26), так не будет. И чтобы никто никогда не мог сказать: здесь Христос или там Христос, Господь видимым образом покидает этот мир, покидает Своих учеников.

Событие вознесения имеет особое значение еще в другом отношении. В жизни Господа не было человеческой славы. Только один раз, когда Он шел на Свои страдания в Иерусалим, люди, пораженные тем, что Он воскресил умершего Лазаря (Ин. 11,1-45), встречали Его как Победителя, постилая свои одежды и крича: Осанна Сыну Давидову! (Мф. 21, 8-9). Но то была суетная, человеческая честь и слава, и Господь, как мы знаем, не принял этого поклонения. Он не стал участвовать в этом человеческом торжестве, зная, что скоро пройдут восторженные настроения людей и те, кто прославлял Его, через несколько дней потребуют у Пилата Его казни.

69

 

 

А вот завершение евангельской истории — это и есть видимый триумф, видимая победа Спасителя. В момент Воскресения в гробовой пещере никого не было, апостолы видели только знаки Воскресения, но самого восстания Спасителя из мертвых не видел никто — это была Божия тайна. Конечно, в Воскресении была явлена вся Божественная сила и слава восстающего от гроба Спасителя, но не дано было видеть эту славу роду человеческому.

Вся евангельская история завершилась победой. Все цели были достигнуты: род человеческий искуплен, диавол повержен, зло растоптано. Бог побеждает вместе с человеком во Иисусе Христе, и видимым выражением славы Спасителя, этой Богочеловеческой победы и стало вознесение Спасителя вместе с телом. Бог и Человек в единой Личности Богочеловека Иисуса Христа совершил это спасение.

Когда апостолы стояли и смотрели на небо, пораженные этим зрелищем, к ним приблизились два мужа — Ангелы — и спросили их: мужи Галилейские! что вы... смотрите..? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет к вам таким же образом (Деян. 1, 10-11). Можно представить, что эти слова значили для апостолов. Они с радостью пошли в Иерусалим. Им казалось, что пройдет день, два, три, может быть, неделя, месяц — и явится Спаситель. В этом напряженном ожидании Господа проходят первые годы христианской общины...

Но для Бога один день, как тысяча лет, и тысяча лет, как один день (2 Пет. 3, 8), и в этом ожидании Спасителя есть огромный смысл. Мы не знаем, сколько физического времени пройдет, сколько оборотов Земля совершит вокруг Солнца, прежде чем Господь приведет Свой замысел в исполнение. Да это и не важно, потому что у Бога нет времени. Но нам важно понимать, что мы живем в преддверии Божественного Царства, и потому каждый должен готовить себя ко встрече со Спасителем. Это не означает, что каждый станет свидетелем Его Второго Пришествия, ибо никто не знает, когда это произойдет. Однако каждый из нас, переступив черту жизни и смерти, лицом к лицу предстанет Богу. Это и будет Его Вторым Пришествием для каждого. И потому надежда святых апостолов, их радость о скорой встрече с Господом не были посрамлены: они очень скоро увидели Господа, отдав свою жизнь за Него и за проповедь Евангелия.

Если вся наша жизнь будет строиться в этой перспективе, если мы научимся взирать на человеческую историю не глазами свидетелей

70

 

 

ее скоропреходящих моментов, если мы воспитаем в себе духовный взгляд, который, пронизывая толщу веков, уходит в вечность, тогда мы поймем, что уже наступают эти святые времена — для каждого из нас, кто предстанет пред Богом после своей смерти.

Некоторые люди, даже признавая, что Бог есть, не спешат прийти в храм, не спешат раскаяться в своих грехах, не спешат переосмыслить свою жизнь, чаще всего ссылаясь на то, что еще есть время, и рассуждая примерно так: «Я еще успею. Конечно, нужно покаяться, нужно изменить свою жизнь — ведь нельзя же всегда жить так, как я живу сейчас; но еще есть время, к тому же так много дел! — нужно сделать и одно, и другое, и третье...»

Никто не знает и не может знать, в какой момент мы предстанем пред Господом. Поэтому жить надо так, чтобы в любой момент можно было порадоваться встрече со Спасителем, а не отчаянно напугаться и понять, что жизнь закончилась и всё проиграно, всё время ушло в пустоту и суету, а главного не сделано... Нужно обязательно жить так, чтобы встреча с Господом была для нас такой же радостью, как и для святых апостолов, помнивших слова Ангелов на Елеонской горе.

Праздник Вознесения — это праздник эсхатологический, он относит нашу мысль в будущее. Но одновременно этот праздник и очень личный, потому что касается не только человеческой цивилизации, не только всего мира, но и каждого из нас. Именно в этот день, как, может быть, ни в один другой день года, мы должны подумать о своей жизни и о своей смерти, о своем предстоянии Богу и о Его суде над нами. И если эти мысли будут приходить к нам в голову не просто по случаю и тут же улетучиваться, а повлияют на формирование нашего мировоззрения и образа жизни, тогда мы повторим ту жизнь, какой жили святые апостолы, с радостью ожидая Пришествия в мир Спасителя. Аминь.

Всех вас, мои дорогие, еще раз поздравляю с великим двунадесятым праздником Вознесения Господня!

71


Страница сгенерирована за 1.96 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.