Поиск авторов по алфавиту

Автор:Кирилл (Гундяев), Патриарх Московский и всея Руси

Кирилл (Гундяев), патр. Слово по окончании Божественной литургии в Неделю 14-ю по Пятидесятнице в новоосвященном Благовещенском кафедральном соборе г. Воронежа 18.09.2011

СЛОВО ПО ОКОНЧАНИИ БОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТУРГИИ
В НЕДЕЛЮ 14-ю ПО ПЯТИДЕСЯТНИЦЕ
В НОВООСВЯЩЕННОМ БЛАГОВЕЩЕНСКОМ
КАФЕДРАЛЬНОМ СОБОРЕ г. ВОРОНЕЖА

18.09.2011

 

Ваше Высокопреосвященство, досточтимый владыка Сергий1! Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства2! Уважаемый Алексей Васильевич, губернатор Воронежской области3! Дорогие отцы, братья и сестры!

Я хотел бы сердечно поблагодарить Вас, владыка, за добрые слова, за замечательный образ, который Вы мне преподнесли4, но более всего — за руководство Воронежской епархией, за ту работу, которая была здесь проведена, в том числе и по завершении строительства величественного кафедрального собора, а также по организации церковной жизни на тех началах, на которых она только и может быть основана сегодня.

Церковная жизнь должна быть близка и понятна людям. Церковь должна говорить с людьми тем языком, который их убеждает. Церковь должна приводить — от Слова Божия, от Божественного авторитета — те аргументы, которые люди могли бы полагать в основу

1 Митр. Воронежский и Борисоглебский.

2 Митр. Саранский и Мордовский Варсонофий; схимитр. Ювеналий (Тарасов) († 2013); архиеп. (ныне митр.) Курский и Рыльский Герман, архиеп. (ныне митр.) Белгородский и Старооскольский Иоанн, архиеп. Орловский и Ливенский (ныне митр. Красноярский и Ачинский) Пантелеймон, архиеп. Липецкий и Елецкий (ныне митр. Липецкий и Задонский) Никон, архиеп. Святогорский Арсений, архиеп. Бориспольский (ныне митр. Бориспольский и Броварской) Антоний, архиеп. Мукачевский и Ужгородский Феодор; еп. Никон (Миронов) (ныне еп. Добрянский), еп. (ныне митр.) Архангельский и Холмогорский Даниил, еп. Тамбовский и Мичуринский (ныне митр. Тамбовский и Рассказовский) Феодосий, еп. (ныне митр.) Саратовский и Вольский Лонгин, еп. Моравичский Антоний — представитель Патриарха Сербского при Патриархе Московском и всея Руси, еп. Пятигорский и Черкесский Феофилакт, еп. Солнечногорский Сергий, еп. Борисовский Вениамин, еп. Южно-Сахалинский и Курильский Тихон, еп. Элистинский и Калмыцкий Зиновий, еп. Иероним (Чернышов).

3 Гордеев А. В.

4 Митр. Воронежский Сергий преподнес Его Святейшеству икону Благовещения Пресвятой Богородицы с изображением Собора Воронежских святых.

733

 

 

своей жизнедеятельности. А если принять во внимание тот огромный мутный страшный поток, который обрушивается сегодня на человека через средства массовой информации и несет ложные ценности, несовместимые с духовным здоровьем, то можно себе представить, насколько своевременным является призыв Церкви противостоять этому тлетворному воздействию на сознание, на души и сердца человеческие посредством Слова Божия, которое, преломляясь в сознании человека, становится близким, понятным, способным менять жизнь к лучшему.

Сегодня во время Божественной литургии читалось Евангелие от Матфея — хорошо известное людям церковным повествование о званых на брачный пир (Мф. 22, 1-14). Устроил господин, царь великий, брачный пир и стал приглашать людей, но они не откликались на приглашение — кто-то потому, что пахал землю, кто-то потому, что торговал на рынке. Тогда решил господин наполнить чертоги брачного пира всеми, кто только захочет прийти, и послал своих гонцов на перекрестки улиц, в переулки, чтобы те собрали людей, — и наполнился брачный пир гостями. Но когда хозяин стал внимательнее смотреть на тех, кто присутствовал на торжестве, оказалось, что один человек был одет не в достойные одежды — он пришел с улицы как случайный зритель, — в том, в чем был. Тогда царь приказал изгнать его и жестоко наказать. И заканчивается притча словами: ибо много званых, а мало избранных (Мф. 22,14).

Это притча о всех нас, это притча о нашем времени. Господин, царь — это Бог. Он постоянно приглашает нас к Себе, на Свой брачный пир, в Свое Божественное Царство, в ту систему ценностей, к тому образу жизни, который Он замыслил для людей при сотворении мира и человека. При сотворении мира в него была заложена некая программа человеческой жизни — по мысли Божией и по закону Божиему. Но Господь не хотел, чтобы мы, люди, исполняли эту программу, как роботы, автоматически делая то, что угодно Богу, и не имея возможности выйти за пределы этой программы. Бог дал нам возможность быть свободными.

Но люди настолько отклонились от следования Божественной программе, что устроение их личной и семейной жизни вошло в глубочайшее противоречие с тем, что Бог предложил человеку. Иногда мы ужасаемся тому, что происходит с нами, со всем родом человече-

734

 

 

ским, с окружающей нас природой. Почему, несмотря на огромные успехи человеческого разума, жизнь не становится счастливее, хотя и становится более комфортной, удобной? Разве эти удобства и комфорт увеличивают счастье в душе человека? Разве мы можем сказать, что мы счастливее наших отцов и дедов, особенно тех, которые жили просто, может быть, даже бедно, имели большие семьи и радовались тому, чему мы сегодня неспособны радоваться? На то, чтобы обрадовать современного человека или, лучше сказать, развеселить его, работает колоссальная увеселительная индустрия. Включите телевизор — там огромное количество развлекательных программ, а людям нерадостно.

Что-то не так в нашей жизни, и сегодняшняя притча говорит нам, что не так. Мы отказываемся прийти на брачный пир. Мы отказываемся принять ту систему ценностей, которую Бог предложил роду человеческому при его сотворении. Мы не хотим жить по Его закону. А если иногда и приходим на «брачный пир», то не в «брачной одежде». Ведь мы приходим в церковь чаще всего тогда, когда приключится какое-то горе или неприятность, или экзамен сдать надо, или квартиру поменять, или на работе что-то не ладится — куда же еще идти, ведь никто больше не поможет. Вот и приходим в церковь, чтобы попросить — и чтобы Бог непременно дал нам просимое. Но живем-то мы в другом мире, и Богу предстоим не в «брачной одежде»! Однако Господь нередко не только не изгоняет нас, как повествуется в этой притче, но терпит нас — в этих недостойных одеждах, с нашими суетными мыслями, с нашим пристрастием к привычному для нас образу жизни. Не изгоняет, терпит, — но иногда и наказывает.

Все, о чем вы сейчас слышали, не следует понимать так, будто Церковь призывает отказаться от результатов научно-технического прогресса, от удобств, от комфорта; что она призывает уйти в некие дебри, жить какими-то несовременными идеями. Совсем не так. С одной стороны, современный человек, несомненно, не может вырваться из той среды, в которой он пребывает, из культурного и технического контекстов нашего времени. С другой — как же этот образ жизни сочетать с пребыванием на «брачном пиру»? Как этот образ жизни сочетать с исполнением Божиего предначертания о человеке, Божиих заповедей?

735

 

 

Мы не должны отдавать свою душу миру, в котором мы живем. Мы не должны оказаться рабами внешних обстоятельств. Как замечательно говорит об этом святой Иоанн Златоуст: если человек не поглощен полностью земными благами, то у него остается возможность жить иными ценностями; в противном случае он лишается вечных благ, а земные блага не может беспорочно использовать — даже то, что дает мир, используется с пороком, с грехом1.

Тайна человеческой жизни и раскрывается в этой способности сочетать верность Богу, нравственной системе ценностей, открытой нам в Слове Божием, с участием в современной жизни, с использованием благ, которые современный мир дает нам, — более того, с участием в создании этих благ. Ведь это тоже большая задача, стоящая в том числе и перед государственными мужами, — содействовать умножению материальных благ, чтобы повышалось благосостояние людей. Но как важно, чтобы при этом мы были способны не забывать самого главного — того, к чему Бог нас призвал! Тогда мы сумеем и одно сделать, и другого не забыть, — и здесь насладиться благами беспорочно, и будущий век не будет для нас закрыт.

Но для того чтобы это действительно стало возможным, как важно сегодня усиленно молиться о народе нашем, о стране нашей! Я призываю к этой молитве — неформальной, горячей, искренней — все наше духовенство, весь наш верующий народ. Как важно, чтобы слово, обращенное к людям, помогало пройти сложнейшими тропами современной жизни, пройти беспорочно, как говорит святитель Иоанн Златоуст. Верю, что по милости Божией Церковь наша, Мученица и Исповедница, отрясшая с себя прах несвободы, ныне может открыто и ясно возвещать людям то, что Сам Бог повелел Церкви говорить, призывая людей ко спасению и к жизни вечной.

И дай Бог, чтобы с завершением строительства этого кафедрального собора в городе Воронеже еще более усилилась церковная, религиозная жизнь людей. Я желаю, чтобы этот собор всегда наполнялся верующими так, как он наполнился сегодня. Когда у нас есть величественные, прекрасные храмы, созданные трудом, подвигом людей, разве можно не ходить в такие храмы? Грех будет не ходить! Я везде об этом говорю — почти всякий раз, когда освящаю храмы Божии.

1 Иоанн Златоуст, свт. Беседа 50-я на книгу Бытия. 2.

736

 

 

Поэтому идите в храмы, слушайте Слово Божие, исповедуйте свои грехи, причащайтесь Святых Христовых Таин, и тогда благодатью Божией в вашей жизни уравновесятся единое на потребу (Лк. 10, 42) с нуждами нашего земного бытия.


Страница сгенерирована за 0.2 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.