Поиск авторов по алфавиту

Автор:Кирилл (Гундяев), Патриарх Московский и всея Руси

Кирилл (Гундяев), патр. Слово за Божественной литургией в день праздника Входа Господня в Иерусалим в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя г. Москвы 12.04.2009

СЛОВО ЗА БОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТУРГИЕЙ
В ДЕНЬ ПРАЗДНИКА ВХОДА ГОСПОДНЯ
В ИЕРУСАЛИМ В КАФЕДРАЛЬНОМ СОБОРНОМ
ХРАМЕ ХРИСТА СПАСИТЕЛЯ г. МОСКВЫ

12.04.2009

 

Сегодня великий двунадесятый праздник — Вход Господень в Иерусалим, который на языке церковного Устава именуется Неделей ваий. «Вайя» в переводе со славянского на русский означает «ветвь», а «неделя» — «воскресенье». Значит, по Уставу сегодняшний день называется «воскресенье ветвей». И называется он так потому, что жители древнего Иерусалима, встревоженные и обрадованные, встречали Спасителя, зная о том, что Он воскресил из мертвых Лазаря (Ин. 11,1-45). Весть о том, что Иисус из Назарета, уже известный многим Проповедник и Чудотворец, совершил невероятное, воскресив из мертвых человека, более трех дней находившегося во гробе, вывела людей на улицы. По древнему восточному обычаю они постилали срезанные ветви вместе со своими одеждами под ноги Спасителя и приветствовали Его как победителя и триумфатора. Кричали: «Осанна! (Мф. 21, 9,15; Мк. 11, 9-10; Ин. 12, 13) Да здравствует Тот, Кто победил смерть и исцелил Лазаря!» Обычно триумфаторы — те, кто одерживал победы и которых народ встречал именно таким образом, — возглавляли торжественное шествие, гордо восседая на белом коне. Однако Спаситель въезжал в Иерусалим, сидя на осле. Он входил в Иерусалим так, как входили тысячи простых паломников, шедшие в Святой град на праздник пасхи. В Евангелии нет никаких сведений о том, что Он как-то отвечал восторженной толпе на ее приветствия. Если бы Спаситель

54

 

 

говорил что-то соответствующее такому случаю, если бы Он произносил какие-то слова, обращенные к толпе, то эти слова непременно нашли бы свое отражение на страницах Евангелия. Но мы не знаем таких слов, и это означает, что Спаситель входил в Иерусалим смиренно, не участвуя в человеческом торжестве. Господь знал цену этого человеческого восторга: те, кто сейчас приветствовал Спасителя, возглашая: Осанна! — через несколько дней будут кричать: Распни Его!

И в том, и в другом случае все слова, что произносили люди, были искренними. Когда Иисус Христос входил в Иерусалим, они прославляли Победителя смерти, Человека могущественного; а так уж устроены люди, что они всегда тянутся к силе. Посмотрите, какой толпой всегда окружены известные люди, высокие представители власти. Это происходит потому, что каждый стремящийся приблизиться к человеку, обладающему властью, сознавая его силу, желает нечто от этой власти и этой силы получить. Так же и те люди в Иерусалиме, пораженные чудом воскресения, устремились навстречу Спасителю, чтобы получить нечто от Его великой чудотворной силы. А когда они увидели Его в узах, израненного, истерзанного, поруганного, когда они увидели, что Сей не источает никакой силы, что Он повержен... Кто же захочет приблизиться к поверженному и проигравшему, такому слабому, измученному, ведь от этого поруганного человека ничего нельзя было получить! И потому когда толпе предложили выбрать Варавву разбойника или Иисуса Назарянина, чтобы по обычаю отпустить, то, подстрекаемые книжниками и первосвященниками, властями, то есть сильными — теми, от кого можно было что-то получить, — люди громко закричали: Распни Его!

Когда мы читаем или слышим евангельскую историю, то нередко недоумеваем относительно поступка жителей древнего Иерусалима. Неужели они не видели в Иисусе Христе Чудотворца, Сына Божия, обладавшего огромной силой? Неужели не убедительна была Его проповедь, по значению и смыслу своему превышавшая все, что ранее произносилось людьми? Неужели недостаточны были Его чудеса, совершаемые во множестве, чтобы поверить в то, что Он — Спаситель, Сын Божий, обещанный Мессия? Мы часто недоумеваем по этому поводу, но, к сожалению, и те, кто был до нас, и мы, и те, кто будет после нас, будут повторять заблуждение жителей древней

55

 

 

Иудеи и града Иерусалима. История знает множество примеров, когда прославление Сына Божия сменялось хулой, а горячая вера — богоотступничеством. И не надо далеко ходить за примерами — Русь святая, народ-богоносец, тысячи храмов и монастырей, множество чудес, источаемых от чудотворных икон и святых мощей, дети, воспитанные в православии... В одночасье великая православная держава делает страшный разворот от Бога к диаволу, от веры к безбожию. И те, кто еще вчера заполняли храмы Божии, сами же их разрушали и сбрасывали кресты с куполов.

Как-то мой родитель, вспоминая свое детство, рассказал о том, что в дореволюционной школе одной из обязанностей дежурного по классу было зажигать лампаду перед иконой. Дети стремились первыми прийти в классную комнату, чтобы выполнить эту почетную обязанность до того, как придет дежурный. Он рассказывал о том, как детишки буквально несколько километров бежали — и зимой, и в плохую погоду, только чтобы самим зажечь этот святой огонек. Но прошло несколько лет, и те же самые дети принимали участие в разрушении храма, который находился недалеко от школы и куда ходил мой отец.

И чем же наш народ, имеющий великую историю, отмеченную множеством духовных подвигов, оказался лучше жителей древнего Иерусалима? Наверное, сейчас, размышляя на эту тему, многие из нас думают: мы-то теперь знаем, что такое жить без Бога; мы знаем, в какой кошмар, в какую кровавую баню превращается жизнь, из которой исторгается святыня и где попирается самое священное для человека. Слава Богу, сегодня народ наш снова обретает веру. Я рад видеть всех вас, во множестве пришедших сегодня в Храм Христа Спасителя, и вспоминаю то время, когда шли общественные споры о том, нужно или не нужно строить этот храм. У нас спрашивали, кто в него приходить-то будет, ведь кругом церкви, и говорили, что этот величественный храм будет стоять пустым. Сегодня мы видим, что ошиблись те люди, которые использовали любые аргументы, чтобы только остановить строительство, воссоздание этой святыни. Нас сегодня много в храме Божием, и это добрый знак, но недостаточный: ведь не так много людей приходят в храм в обычное воскресенье, мы еще находим оправдание для этого нашей занятостью, необходимостью отдохнуть, поехать за город, встретиться с друзьями, — у нас

56

 

 

есть еще множество «приоритетных» задач, которые мы часто решаем в ущерб нашей духовной жизни. Нам еще очень многое нужно сделать; как народу нам надо пройти большой путь с тем, чтобы обрести силу веры и чтобы мы могли сказать Господу: «Вот мы, дети Твои; мы больше от Тебя никогда не откажемся!» Пока нам еще рано так говорить, потому что очень многие наши соотечественники сегодня не вместе с нами. Еще очень многие даже из тех, кто считает себя верующими людьми, далеки от реальной духовной жизни и не имеют религиозного опыта. Еще слаба вера в нашем народе, а потому велики и соблазны. И ни у кого нет уверенности в том, что кто-нибудь, провозгласив какую-нибудь фантастическую, утопическую идею, которую можно будет, по его мнению, осуществить без Бога, вновь не соблазнит наших людей.

Но, наверное, еще более опасным, чем какая-то новая идеология, является тот образ жизни, который сегодня всеми силами сознательно или бессознательно насаждается средствами массовой информации, жизненными стереотипами, модой... Тот образ жизни, в центре которого не Бог, не нравственное совершенство, не святость жизни, а порок, требующий постоянной «подпитки», разрушающий человека изнутри, но являющийся невероятно привлекательным, потому что целая индустрия работает на то, чтобы грезы сделать привлекательными. И устоять перед натиском этой колоссальной индустрии, этого потока опасной, ложной и греховной информации может не всякий. И даже сегодня, с умилением стоя в храме Божием и недоумевая по поводу отступничества древних жителей Иерусалима, мы вечером же можем предать Господа и забыть о том опыте святости и благодати, который получили в храме. Мы также можем от Него отказаться если и не на уровне мысли, то на уровне своих поступков, ничем, собственно говоря, не отличаясь от тех, кто похулил Господа словами, ибо хула делом куда опаснее, чем хула словесная.

Мы всегда должны помнить о том, что вера человека, наш образ жизни — это наше свободное волеизъявление. Это то, за что мы ответственны: быть с Богом, служить Ему своими мыслями, словами, делами или, наоборот, бороться с Ним, умножая грех и неправду. Эта граница между тьмой и светом, между добром и злом постоянно пролегает через наши сердца, через наш разум, через нашу волю. Вот почему сегодня, вспоминая торжественный Вход Господень

57

 

 

в Иерусалим и то, что произошло после него, мы еще и еще раз должны дать обет Господу быть с Ним. А если когда и согрешаем, то необходимо находить в себе силу каяться, подвергать себя своему суду, вручать себя в руки Божии, прося о помощи и поддержке. Если мы будем жить такой интенсивной духовной, религиозной жизнью, тогда мир станет другим, тогда жизнь наша станет другой, тогда каждый в сердце своем почувствует, что такое подлинное человеческое счастье, ибо счастье — это и есть то, что называется евангельским блаженством, то, что Бог уготовал любящим Его. И молитва наша сегодня ко Господу о том, чтобы народ наш никогда больше не оступился, не забыл, Кто его Бог и Спаситель, чтобы никогда не закричал, как народ древнего Иерусалима: Распни Его!, чтобы никогда мысль наша и рука не поднялись против Бога, ибо Он, попуская по нашей свободе и падения наши, грозно наказывает за них и в этой жизни, и в жизни будущего века. И вся история рода человеческого являет нам множество примеров именно такого участия Бога в нашей жизни, когда Он поддерживает искреннюю веру людей и пресекает зло, порождаемое отказом от Него и служением злу.

Да поможет нам Господь извлечь уроки из нашей истории и хранить веру православную, укрепляя ее в наших сердцах! Аминь.


Страница сгенерирована за 0.36 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.