Поиск авторов по алфавиту

Автор:Кирилл (Гундяев), Патриарх Московский и всея Руси

Кирилл (Гундяев), патр. Слово в день памяти преподобного Сергия Радонежского в Успенском соборе Свято-Троицкой Сергиевой Лавры 18.07.2009

СЛОВО В ДЕНЬ ПАМЯТИ ПРЕПОДОБНОГО
СЕРГИЯ РАДОНЕЖСКОГО В УСПЕНСКОМ СОБОРЕ
СВЯТО-ТРОИЦКОЙ СЕРГИЕВОЙ ЛАВРЫ

18.07.2009

 

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Сегодня мы торжественно прославляем имя преподобного и богоносного отца нашего Сергия, игумена Радонежского, чудотворца. Преподобный Сергий является величайшим примером для всех нас, для Церкви, для народа нашего — примером того, как в личности человека могут осуществиться Божественные заповеди, как человек, подверженный слабостям и болезням, связанный физическим бытием этого мира, обретает ангелоподобие.

У каждого верующего человека время от времени появляется мысль: возможно ли вообще достичь этого Божественного подобия в нашем современном мире? Чтение жития преподобного Сергия убеждает каждого, что он был действительно великим человеком. Он был счастливым человеком. Преподобный Сергий никогда не жаловался даже на самые стесненные обстоятельства жизни: и когда он жил в одиночестве в темном лесу, начиная созидать эту святую обитель; и когда он, не понятый братией, должен был удалиться из нее и жил как бы в изгнании от своих собратьев; и в те времена, когда величайшие опасности окружали и Церковь, и страну. Нигде не отмечено, что преподобный был чем-то недоволен, раздражен или гневался, пытаясь человеческими силами что-то поправить. Житие свидетельствует нам о мудром, духовно сильном, прекрасном человеке — действительно, величайшем для нас примере.

Что помогает понять тайну такой жизни? С чего начинается, чем поддерживается такой образ жизни? Замечательные тексты Священного Писания мы читаем в связи с памятью преподобных отцов. Всем хорошо известны слова из Евангелия от Матфея, которые звучали вчера на утрене: Придите... и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем... А что дальше? ...И обрящете покой душам вашим (Мф. 11, 28-29). Господь связывает кротость и смирение с внутренним покоем, а покой — это синоним человеческого благополучия. Можно быть богатым, знатным, обладать властью, можно быть иерархом, священником, министром — кем угодно, но если нет внутреннего покоя, то

605

 

 

нет и благополучия. Современная жизнь показывает нам удивительные примеры того, как люди, достигающие высот в политической жизни, становящиеся очень богатыми, сверхбогатыми, не могут найти этого покоя. А почему? Да потому, что мы живем в мире, где пребывает грех, и в сердцах человеческих возникают разные негативные чувства по отношению к другим людям. Например, всем хорошо известно чувство зависти, которое лишает человека покоя. Завистливый человек ищет способ наказать того, кто вызывает у него зависть, чтобы лишить его положения, денег, семейного благополучия либо уважения со стороны других. Реализация этого стремления требует действий: нужно построить некий план, может быть, взять кого-то в единомышленники, нужно выработать целую стратегию борьбы. Ну и где же здесь покой? Не покой, а мука, горе! И если что-то срывается, такие люди от злости локти себе грызут, слезы проливают.

А иногда бывает так, что человек вовсе и не завистливый — просто жизнь другого человека ему не нравится. Ему кажется, что сам он все сделал бы лучше, чем тот. И снова начинается борьба, от скрытых интриг переходящая к открытым действиям.

С другой стороны, что мы обычно делаем, если в ходе обычного человеческого конфликта кто-то нас обидел, плохо о нас сказал, выразил с нами несогласие, даже начал вести против нас некую борьбу? Мы концентрируем свои силы для того, чтобы нанести ответный удар, чтобы ослабить возможные опасные по отношению к нам действия. Мы размышляем, теряя всякий покой, пытаемся искать союзников, порой публично, а в наше время и через средства массовой информации озвучиваем нашу позицию, включаемся в спор, в конфликт...

Если мы хотим быть счастливыми, всего этого делать не следует. Если мы хотим иметь покой, нужно научиться предавать суду Божию наших противников и врагов. Если мы осознаём свою правоту, то первое, что должны чувствовать в опасной жизненной ситуации, — это уверенность в том, что только Бог является подлинным Судией, только Он прозревает глубины человеческого духа. И если тот или иной человек действительно становится нашим врагом (а мы того не желаем и поводов не даем), то нужно крепко молиться об этом человеке и просить, чтобы свершился суд Божий, а не суд человеческий.

606

 

 

Суд Божий настигает людей, совершающих злые деяния, так быстро, что мы и представить себе этого не можем. Если же бывает промедление, то это для нашего спасения, для воспитания в нас смирения, терпения. Главное для нас — не дрогнуть. Если впадет человек в какое согрешение, вы, духовные, исправляйте такового в духе кротости (Гал. 6, 1), как мы только что слышали из Послания апостола Павла к Галатам.

Сегодняшнее евангельское чтение говорит нам: Блаженны нищие духом (Лк. 6, 20), то есть те, кто управляем не своей самостью, но силой Божией; те, кто свое собственное «я» уступает Богу, и Бог становится в центре их жизни. Блажен тот, кто кроток; даже тот, кто плачет (Мф. 5, 4-5, Лк. 6, 21). И нигде не сказано, что блажен тот, который умеет защищать себя, который умеет наносить встречные удары, который умеет любыми способами прокладывать себе путь к жизненному успеху.

Кротость и смирение есть величайшая сила, которая помогает человеку обрести покой, а с ним и здоровье, помогает жить по Божию закону. От чего сегодня чаще всего болеют люди? От стрессов, от нервного перенапряжения. А причина, источник этих стрессов — в грехе человеческом (и ни к какому психотерапевту идти не надо!), потому что без греха не было бы и болезней. Современный мир, сегодняшнее человеческое общество ясно являет нам связь между болезнью, неблагополучием и грехом.

Преподобный Сергий из глубины веков взирает сегодня на нас с икон своим кротким ликом и как бы стремится показать нам, как нужно жить. Раз мы приходим в его Лавру, прикладываемся к его мощам, чувствуем помощь, исходящую от преподобного, — так давайте поверим и тому образу жизни, который он вел, побеждая врагов, усмиряя гордецов и завистников, поддерживая самых сильных мира сего, став через кротость свою и смирение великим духовным лидером нашего народа, и не только для поколения уже отдаленного от нас XIV века, но и для мятущегося во грехе поколения века XXI.

Церковь является общиной, которая по примеру Спасителя исцеляет людей. Святые угодники являют пример этой исцеленности, которая всякий раз обусловливается победой человека над собственным мятущимся духом. И да поможет Господь, дабы мы, взирая на

607

 

 

кроткие лики угодников Божиих, осознали великую и вечную правду: Придите ко Мне... и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и обрящете покой душам вашим (Мф. 11, 28-29). Аминь.


Страница сгенерирована за 0.33 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.