Поиск авторов по алфавиту

Автор:Кирилл (Гундяев), Патриарх Московский и всея Руси

Кирилл (Гундяев), патр. Слово в день памяти перенесения честных мощей святителя Филиппа, митрополита Московского и всея Руси, чудотворца, в Патриаршем Успенском соборе Московского Кремля 16.07.2009

СЛОВО В ДЕНЬ ПАМЯТИ ПЕРЕНЕСЕНИЯ ЧЕСТНЫХ
МОЩЕЙ СВЯТИТЕЛЯ ФИЛИППА, МИТРОПОЛИТА
МОСКОВСКОГО И ВСЕЯ РУСИ, ЧУДОТВОРЦА,

В ПАТРИАРШЕМ УСПЕНСКОМ СОБОРЕ
МОСКОВСКОГО КРЕМЛЯ
16.07.2009

 

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Сегодня мы торжественно вспоминаем важное событие в истории нашей Церкви: перенесение честных мощей святителя Московского Филиппа с Соловков в град Москву и помещение их в Успенском кремлевском соборе — главном храме Русской Православной Церкви. Во время торжественного поклонения мощам на середину этого храма ко гробу святителя подошел царь Алексей Михайлович, долго молился, а затем вложил в руку святителя покаянную грамоту; в ней он просил простить вину своего предшественника на троне Иоанна Васильевича Грозного, который за сто лет до того времени, когда происходило перенесение мощей, умертвил святителя Филиппа, видя в нем политическую опасность.

590

 

 

Святитель никогда не выступал с открытой критикой политики царя; как и подобает Предстоятелю Церкви, он со смирением и духовной силой совершал окормление вверенного ему стада. Святитель Филипп был хорошо известен всей Церкви, он прославился еще будучи настоятелем Соловецкого монастыря, проведя строительные работы, которые до сих пор восхищают всех, кто посещает нашу Северную Фиваиду. Монастырь укрепился и духовно, увеличилось число братии.

Слава о настоятеле монастыря стала распространяться по всей Руси, и тогда он был призван в первопрестольный град и вскоре стал митрополитом Московским, Первосвятителем земли Русской. Его правление отличалось мудростью, были и добрые отношения с царем, который ценил и уважал святителя, прислушивался к его словам.

Собственно говоря, средневековый период жизни Руси являет собой замечательный пример соработничества светской и церковной властей. На Руси никогда не было стремления светской власти подчинить себе власть церковную полностью — так, чтобы церковная власть обслуживала ее политические интересы. В то время значение великого князя, а затем и царя было велико. Но именно Церковь являлась той силой, которая уравновешивала царскую власть на Руси. Именно поэтому в нашей стране никогда не было абсолютизма — того стиля и образа правления, который предполагал сосредоточение всей власти в руках царя или короля, как то было в Западной Европе. Лишь с приходом царя Петра I этот баланс светской и духовной властей был нарушен, и по примеру западных правителей русский царь присвоил себе всю полноту власти. В допетровское же время Церковь была тем самым противовесом, который не давал царю или великому князю чувствовать себя безграничным владыкой. То была совершенно особая система отношений: Церковь не имела политического веса, но имела огромное духовное воздействие на народ, включая и власть, которая была властью православной.

Вот так, во взаимодействии светской и духовной властей, созидалась великая Россия, именуя себя Святой Русью, потому что главным идеалом и главным целеполаганием народа и всей страны была святость. Именно в устремлении к святости народ наш созидал свое земное бытие, устрояя храмы, монастыри, духовно просвещаясь и возрастая от силы в силу (Пс. 83, 8). И не было случая, чтобы церковная

591

 

 

власть входила в непримиримое противоречие с властью светской, потому что все противоречия снимались через доброжелательный диалог, который происходил буквально каждый день в этом священном месте, в котором мы сегодня стоим.

Царь Иоанн Грозный в последние годы своей жизни, окружив себя опричниной, творил дела беззаконные. Стремясь укрепить собственную, личную власть, он расправлялся со всеми, кого подозревал в некой оппозиции. Море крови было пролито на Руси, и, когда царь после очередного набега на свой народ, после очередной расправы над теми, кого он подозревал, в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы попросил благословения у митрополита Филиппа, тот благословения своего не дал. То был великий знак всему народу, что царь творит беззаконие.

Дорого стоило святителю Филиппу это пастырское деяние, исполненное правды Божией. Он был отстранен, низвергнут, сослан в Тверь и там, в Отрочьем монастыре, находился в заточении. Но даже в заточении он представлял для царя опасность: был живым укором его совести. Именно поэтому царь и убивает святителя.

История эта заняла особое место в жизни нашего народа, потому что пример святителя Филиппа ясно показал всем: Церковь, являясь великой патриотической силой, радея о благе своего народа, служа ему, духовно возвышая свой народ и являясь его совестью, в моменты, когда правда Божия попирается и творится неправда, обязана эту неправду обличить. Слово Церкви, которым она обличает неправду, не является словом политическим, слово Церкви не является и словом полемическим. Церковь ни с кем не спорит, она просто раскрывает народу евангельский нравственный идеал; и она может и должна сказать, когда сей идеал нарушается с опасностью для духовной жизни всего народа. Этим своим служением Церковь продолжает служение Самого Христа, Который наравне со священническим и царским служением осуществлял служение пророческое.

Пророческое служение — это и есть возвещение Божией правды, и, пока Церковь гласно или негласно — в зависимости от исторических обстоятельств и возможностей — утверждает Божию правду, в жизни народа есть нравственное мерило, используя которое он может определять сам, что есть добро, а что есть зло. Даже в трудные времена богоборчества в XX веке Церковь несла свое свиде-

592

 

 

тельство; все так же ни с кем не вступая в полемику, не представляя собой политическую оппозицию, смиренно, устами своих священников и епископов провозглашала она нравственный христианский идеал, Божию правду, которая так отличалась от провозглашаемой тогда идеологии.

Народ сердцем чувствовал и знал, где правда, и, даже если у людей не хватало мужества открыто приходить в храмы Божии и видимым образом свидетельствовать о своей принадлежности к Церкви, они хранили в своих душах эту Божию правду. И если бы она не сохранилась до наших дней, то не служили бы мы сегодня в этом соборе и многие из нас не отождествляли бы себя с Церковью Православной.

Пример святителя Филиппа помогает нам понять, в чем заключается смысл пастырского служения Церкви, понять, как это служение должно осуществляться в самые критические моменты истории. Святитель Филипп учит нас этому подвигом своей жизни.

Он ушел из жизни отверженным, оклеветанным, но ведь память о святителе невозможно было изгладить лишь отношением к нему царя, которое было очень и очень плохим. Конечно, многие люди, боясь грозного царя, повторяли за ним ложь и клевету, возводимую на святителя, и, наверное, боялись посещать его могилу. Недаром просьба соловецких монахов отдать им тело святителя была немедленно удовлетворена, и из Твери его останки были отправлены как можно дальше от Москвы — в Соловецкий монастырь. Но именно там при патриархе Иове честные останки митрополита Филиппа были извлечены из-под спуда и прославлены как мощи святого угодника, а их возвращение в Москву было исповеданием властью своего исторического греха.

И сегодня, собравшись у честных мощей святителя Филиппа, мы молимся ему о стране нашей, о Церкви Русской, о том, чтобы церковно-государственные отношения всегда развивались на благо народа. Мы молимся ему о том, чтобы нравственный христианский идеал, проповедуемый Церковью, всегда жил в нашем народе, помогая людям отличать добро от зла в наш лукавый век, когда зло рядится в ризы добра и стремится ввести людей в заблуждение. Мы молимся святителю Филиппу и о тех, кто сегодня стоит у кормила нашей Церкви, — о епископате, дабы святитель Филипп был для всех нас

593

 

 

великим примером, помогающим понять, что хотя провозглашение Божией правды есть дело всегда рискованное, но Церковь обязана совершать его, оставаясь верной Самому Господу и Спасителю.

Верим, что наши молитвы будут услышаны и святитель Филипп, великий Предстоятель Церкви нашей, а ныне молитвенник и ходатай о ней, непрестанно молится пред Престолом Божиим о своем духовном наследии, о всех нас, в том числе и о тех, кто сегодня собрался вокруг его нетленных мощей для воспоминания и прославления его святого имени. Аминь.


Страница сгенерирована за 0.33 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.