Поиск авторов по алфавиту

Автор:Кирилл (Гундяев), Патриарх Московский и всея Руси

Кирилл (Гундяев), патр. Слово по окончании Божественной литургии в день памяти праведных Иосифа Обручника, Давида царя и Иакова, брата Господня, в храме Рождества Христова в Измайлове 9.01.2011

СЛОВО ПО ОКОНЧАНИИ БОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТУРГИИ
В ДЕНЬ ПАМЯТИ ПРАВЕДНЫХ ИОСИФА ОБРУЧНИКА,
ДАВИДА ЦАРЯ И ИАКОВА, БРАТА ГОСПОДНЯ,

В ХРАМЕ РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА В ИЗМАЙЛОВЕ

9.01.2011

 

Ваши Преосвященства1! Досточтимый отец Леонид2! Дорогие братья и сестры!

Я хотел бы сердечно поблагодарить Вас, отец Леонид, за Ваши прекрасные и мудрые слова, а также за Ваше служение здесь, в этом приходе, в благочинии, и за Ваш добрый вклад в церковную жизнь города Москвы. Я начал объезд благочиний и совершение богослужений в храмах, возглавляемых благочинными, именно с этого святого храма в знак моего глубокого уважения лично к Вам, в знак признательности за Ваши труды, а также в связи с тем, что храм посвящен Рождеству Господа нашего Иисуса Христа.

Вы сказали очень правильные слова о том, что Господь принес мир. Это действительно так. Но я хотел бы продолжить Вашу мысль и, вспомнив то, чему сегодня мы были научены апостолом Павлом, сказать еще о чем-то очень важном, что Господь принес в нашу жизнь.

Послание к Галатам, отрывок из которого мы сегодня слышали, повествует о разномыслии, возникшем среди апостолов (Гал. 1, 11-19). Апостол Петр был первым, кто обратил свой взор к язычникам, кто в особом Божественном видении (Деян. 10, 11-16) получил

1 Еп. Дмитровский (ныне митр. Брянский и Севский) Александр, еп. Орехово-Зуевский Пантелеймон.

2 Прот. Леонид Ролдугин, настоятель храма в честь Рождества Христова в Измайлове, благочинный Преображенского округа г. Москвы.

365

 

 

благословение Господа на проповедь среди них. И Петр пошел в языческий мир... Но когда он встречался там со своими соплеменниками иудеями, то, опасаясь осуждения, исполнял предписания ветхозаветного закона — внешние предписания.

Апостол Павел тоже был иудеем и также был воспитан в послушании закону, но он, как и другие апостолы, был научен Самим Христом тому, что человека спасает не исполнение внешних предписаний закона, а вера. И Павел напомнил своему брату Петру о том, что не нужно в угоду человеческим вкусам изменять самому главному — тому, чему их научил Христос: человек спасается не делами закона, не внешними факторами, а только силой своей веры (Гал. 2,16).

Это откровение, данное нам Господом и Спасителем, действительно перевернуло человеческую историю. Всякая религия, которая была до христианства, предполагала, что человека спасает скрупулезное исполнение внешних предписаний. Таким образом, религия превращалась в некую магию: людям казалось, что достаточно произвести то или иное сакральное действие, чтобы автоматически получить спасение. В подобном подходе было утрачено самое главное — внутреннее содержание религии, то есть вера. Увлекаясь внешними предписаниями закона, ветхозаветные иудеи, как, впрочем, и приверженцы иных религий, исполнением этих ритуальных предписаний заглушали в себе то, что могло спасти человека, — веру в истинного Бога.

Господь Иисус Христос Своим пришествием в мир обновил само понятие религиозной жизни. Он научил нас тому, что подлинная вера там, где человек чувствует в своей жизни Божие присутствие. Молитва там, где есть искренняя уверенность в том, что Бог слышит. Религиозный образ жизни там, где в соответствии с верой устрояется жизнь человека. Мы спасаемся верой, которая привлекает к нам силу Божественной благодати.

То, о чем мы говорим, имеет непосредственное отношение и к жизни современного общества. Современное общество — безрелигиозное. Вера в наши дни является частным делом человека — можешь верить, а можешь не верить; живи, как хочешь. А что в результате происходит?.. Ведь должны быть какие-то скрепы, соединяющие общественную жизнь, должен быть какой-то порядок в человеческом общежитии; а если не будет порядка, то люди не смогут жить вместе

366

 

 

в одном обществе. Такое нерелигиозное общество всю свою надежду возлагает на закон. Считается, что закон и должен регулировать человеческие отношения, что он все выправит, все настроит — только люди должны поступать по этому закону.

Слова апостола Павла позволяют нам понять, что и общественное спасение невозможно, если следовать только внешним предписаниям закона, потому что человек лукавый, лживый, живущий без страха Божиего, привыкший обманывать всех и вся, будет обманывать и закон, и общество, и государство. Сколько же тогда нужно людей, которые охраняли бы общество от преступников! Сколько нужно усилий, чтобы следить за исполнением закона! А где гарантия, что те, кто призван следить за исполнением закона, сами не будут его нарушать? Так что же, к тем, кто следит, приставить еще и тех, кто следил бы за следящими? Современное общество — и не только в России, но и повсюду — сталкивается с этой серьезной дилеммой. Что делать, чтобы люди жили по закону? Что делать, чтобы они честно исполняли его предписания? Призывы совершенствовать закон, усилить правоохранительные органы могут лишь отчасти решить проблему.

Эта проблема может решиться только на духовном уровне. Апостол Павел учит тому, что спасает не закон, а вера, и сегодня, обращаясь к современному обществу, мы можем повторить эти слова. Если человек живет в соответствии с верой, если он имеет страх Божий, то он может не знать ни одного закона, но он будет следовать им, потому что будет жить по голосу своей совести.

Римская империя жила по светскому закону и, достигнув больших высот в устроении правового государства, тем не менее рухнула, сгнила изнутри, потому что гнилым было внутреннее содержание людей, живших без веры. Можно привести много других исторических примеров, однако достаточно еще раз, празднуя Рождество Христа Спасителя, осознать, что человек спасается верой, спасается образом жизни, который из этой веры произрастает, — и спасается не только для Царствия Божия; вера помогает и в достижении благополучия в нашей земной жизни, и в устроении тех добрых общественных отношений, без которых не может быть ни экономического развития, ни социального благополучия, ни политической стабильности.

367

 

 

Будем просить Господа, чтобы Он донес великие слова апостола Павла до сознания наших современников и помог им осознать — особенно тем, кто пострадал от беззакония, от правонарушений, кто порой стремится в ответ на причиненное зло причинить зло обидчику, — что человек спасается верой. Когда мы живем в соответствии с этой верой, мы устрояем мир внутри себя, в душе своей, и распространяем мир на все Божие творение.

Поздравляю вас с праздником Рождества Христова и хочу пожелать вам крепкой веры, которая преображала бы жизнь, давала бы силы для того, чтобы и в миру, в светском обществе, жить так, как учит нас Господь. Аминь.


Страница сгенерирована за 0.34 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.