Поиск авторов по алфавиту

Автор:Булгаков Сергий, протоиерей

Булгаков С., прот. Слово на Успение Пресвятой Богородицы

 

Разбивка страниц настоящей электронной статьи соответствует оригиналу.

 

прот. Сергий Булгаков

 

СЛОВО НА УСПЕНИЕ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ
произнесенное о. Сергием Булгаковым в 1943 г. *)

В славном Успении Твоем небеса радуются, и ангельская возрадовашася воинства, вся же земля весе­лится. (Стих, на Хвал.).

Успение Богородицы по человечеству есть Ее кончина, которая для всякого умирающего есть скорбное разлучение души и тела. Но Она не познала скорби в час Своей кончины. Она уже ранее приняла эту смертную скорбь вместе с Сыном Своим, с Ним соумирая у креста. Скорбь была Ею изжита и побеждена в свете Его воскресения, когда Она узрела Воскресшего в славе Его. Поэтому и когда Он оставлял этот мир, возносясь от земли на небо, Она также не изведала скорбя, ибо знала, что это было небесное Его прославление. Земная скорбь была изжита Ею до смерти, вместе и с собственной Ее жизнью. Она оставалась на земле уже не для Себя, но для Церкви, для которой была светлой радостью и ду­ховным средоточием. Когда же пришел час Ее разлучения с миром, то над Нею надлежало исполниться всеобщему определению Бо­жию: «земля еси и в землю отыдеши», и Она предала дух Свой в лоно Сына Своего. Она «представилася животу, мати сущи жи­вота», а успение Ее явилось настоящим торжеством жизни в Духе Святе для Духоносицы. Не познало нетления и Ее пречистое тело, носившее в себе Спасителя мира. Ранее его- Она воскресла из мертвых силою Христова воскресения и вознеслась на небо силою Его вознесения. «Ангелы успение Пречистые видевше удивишася, како Дева восходит от земли на небо». Посему и празднуем Ус­пение Матери Божией как Пасху Богородичную. Однако, уместно ли нам человекам, ликовать об этом разлучении с Материю Бо­жией в Ее успении? Радуемся ли мы, теряя в смерти близких своих

*) Печатается впервые.

5

 

 

и матерь свою? Или же для нас не может быть скорби большей, чем это разлучение? И посему не приходит-ли нам на мысль не­вольно, насколько радостнее была земля и мир сей, когда в нем жила Пречистая? А потому не естественнее ли было Ей навсегда остаться с ними на земле? Но вопрошая так, мы сами не понимаем, чего хотим и о чем просим. Успение Богородицы явилось благоде­тельным миру делом любви Ее к нам. В нем восхотела Она не отде­ляться от всего человеческого естества, которое дала Она Божест­венному Сыну Своему. Став Божией Материю, Она осталась и воистину человеком, для которого смерть является законом жизни, неотвратимым роком первородного греха. Однако, смерть была по­беждена в Ее успении, ибо в нем воскресла Она силою воскресения Сына Своего. В Ее же лице предвоскресает и весь род челове­ческий, который Она сретает во всеобщем его воскресении.

Это воскресение было для Нее и вознесением на небеса в сла­ве Божественной, и «боголепной», и оно явилось столь же спаси­тельным человечеству, сколь было спасительно и пребывание Ее на земле. Оно есть продолжение Ее дела. В нем и после него Она пребывает в не меньшей, и даже большей близости к нему, нежели была здесь на земле. Ныне Она есть Матерь всего человечества, всегда и всюду во веки веков. «Во успении мира не оставила еси, Богородице», поет Церковь и надо уразумевать эту истину откро­вения. Пречистая, пребывая на небе, как «честнейшая херувим и славнейшая без сравнения серафим», все же не отделяется от на­шего тварного мира. Сын Ее, вознесшийся в премирное небо и седящий одесную Отца, пребывает выше мира, но Пресвятая Бо­городица принадлежит ему, пребывая на высшей его грани, как совершенно обоженное творение, «лествица к небеси». Она живет в мире и с миром, и в том великая для него радость. И эта особая Ее близость для нас ведома и ощутима, и, прежде всего, молитвен­но, Она есть для нас «в молитвах неусыпающая и в предстательствах непреложное упование». Она милостивно дает чувствовать Свою близость к человекам в чудотворных иконах и в явлениях Своих, которых удостаиваются смертные. И эта связь Ее с миром во успении и его неоставление есть некий молчаливый, таинствен­ный, но незыблемый догмат церковного Ее почитания.

Однако, даже этого недостаточно, чтобы выразить всю полноту нашего о Ней упования. Ибо мы имеем не только ощутимость бли­зости Ее к миру, но не можем не уповать и на личную с Нею встречу в этом мире, которого Она воистину не оставила. Когда мы разлучаемся с существом, для нас близким и любимым, то ка­кая же иная мысль больше всего волнует наше сердце, наполняет его сладким очарованием, как не надежда новой с ним встречи? И ее мы, однако, лишаемся, когда проходит между нами грань

6

 

 

смерти, пресекающей это упование. Но успение Богородицы не является смертным с Ней разлучением, в нем Она не оставила мира. Господь, оставляя мир в Своем вознесении, обещал снова прийти в него «таким же образом, как мы видели Его восходящим на небо» (Деян. Ап. I, 11) во Втором и славном пришествии. Своем. И как бы в залог этого обетования Он научил христиан чаять этой встречи молитвенно. Они научены· Церковью молитвенно призы­вать в молитве Иисусовой Его спасительную помощь, искать таинственного с Ним общения в причащении Тела и Крови Его. Но нам дано чаять и новой встречи с Ним, носить в сердце своем ее зов, тоску, упование, дано молитвенное призывание, которое есть первая и последняя, первохристианская и всехристианская мо­литва: «ей гряди, Господи, Иисусе» (Откр. 22, 20). Но не имеем мы подобного же упования о встрече Пресв. Богородицы, Ее но­вом пришествии в мир и к нам возвращении. И прежде того, встре­ча эта ждет нас, насколько мы того достойны, в час смертный, за гранью земной жизни. Врата смерти пройдены Ею в честном Ее успении, и, верим, там встречают Ее восходящие в высь на этом пути. Посему и успение Богородицы становится особливо для нас близким чрез откровение смерти сродников наших, как — верим — и нашей собственной, нас ожидающей. Веруем также, что Пре­святая Богородица, в успении Своем нас не оставляющая, близка и загробному миру. Она ведет его и воспитывает вместе со св. ангелами, материнской любовью и попечением к грядущему вос­кресению, Ее помощью возрастают души в меру возраста совер­шенного, созревают к воскресению.

Но теперь, не кажется ли нам иногда в маловерии нашем, что Богоматерь оставила мир в эти годины страшных испытаний, когда человечество, зверея, истекает кровью? Однако, именно теперь то и становится ощутимее Ее приближение к нему, уготовляется путь для Ее нисхождения в мир, нового в него пришествия. Нам надлежит веровать и исповедовать, что Богоматерь чрез успение Свое приближается к грядущей встрече с ним. Господь приходит в мир во Втором пришествии Своем не один, но со всеми ангелами и святыми, и Пречистая грядет во главе этого небожественного нисхождения. Чаяние этого брачного часа невесты и Матери Хри­стовой должны мы носить в сердцах наших, и если мы всегда мо­лимся Ей: Пресвятая Богородица, спаси нас, то и благоговейным шепотом прибавляем ныне эту пасхальную молитву честного Ее успения: ей гряди, Пресвятая Богородице.                                                                           АМИНЬ.

Прот. С. Булгаков († 1944)

7


Страница сгенерирована за 0.31 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.