Поиск авторов по алфавиту

Автор:Леонид (Поляков), митрополит

Леонид (Поляков), митр. Слово на Благовещение Пресвятыя Девы Марии

199

68. Слово на Благовещение Пресвятыя Девы Марии [[Произнесено в храме Ленинградской Духовной Академии в 1955 году.]]

«Днесь спасения нашего главизна, и еже от века таинства явление: Сын Божий, Сын Девы бывает, и Гавриил благодать благовествует»
(Из тропаря праздника).

«Днесь спасения нашего главизна», — день, нетерпеливо ожидаемый человечеством в течение тысячелетий, день с которого проявляется спасительное действие всей Святой Троицы: «Девича утроба Сына приемлет; Дух Святый ниспосылается: Отец свыше благоволит; и изменение общим творится Советом» (Стихиры на стиховне. Слава и ныне).

С момента благовестия Архангела Гавриила Пресвятой Деве о грядущем рождении от Нее Спасителя мира начинается выполнение предначертаний Предвечного Совета Божия.

«Совет Предвечный открывая» (Стихира на Господи воззвах), предстал пречистой архангел Гавриил, возвещая: Радуйся, Благодатная, Господь с Тобой! Благословенна Ты в женах… се зачнеши во чреве и родиши Сына… Сей будет велий и Сын Вышняго наречется… (Лк. 1. 28, 30, 31).

Казалось бы благодатная весть о явлении в мир Мессии, весть о приближении времени исполнения обетования, что семя жены сотрет главу змия (Быт. 3. 15) должна была прежде всего огласить Иерусалим — сосредоточение книжников и мудрецов, внимательно

 

 

200

изучавших пророчества о Ней, постоянно рассуждавших о Его будущем царстве и пламенно ожидавших Его пришествия. Однако ни в Иерусалиме и ни в каком другом большом городе Палестины, где шумным потоком бурлила общественная жизнь, не раздалось это спасительное благовестие, а приняла его смиренная Дева в тихом и скромном Назарете Галилейском.

Тайна спасения была открыта не руководителям еврейского народа, кичащихся своей ученостью и знанием Закона, а безызвестной Деве, смиренно жившей в бедной хижине древоделателя. Весть эта, предвозвещавшая воплощение Слова, полагавшая начало христианства, премудростью Божией была сокрыта от могущества, мудрости, богатства, славы и почестей мира. Мир, поглощенный земными интересами, не мог понять величие Божественной тайны, непостижимой для ума человеческого.

Премудрый в своих судьбах Господь благоволил открыть тайну спасения в малоизвестном Назарете, настолько малоизвестном, что он, казалось, был обречен на полное забвение историей. Благоволил Он открыть эту тайну столь же малоизвестной Деве.

Невольно возникает вопрос, в чем заслуга Святой Девы перед всем человечеством, перед всей историей? Что вознесло Ее на недосягаемую высоту величия «Честнейшей Херувим и Славнейшей без сравнения Серафим»? Кротостью и смирением обрела Дева Мария благодать у Бога, призрел на смирение Рабы Своея (Лк. 1. 48), послал к Ней Архангела с благой вестью о Своем воплощении. Пребывая в Иерусалимском храме, а затем живя у Обручника в Назарете, Она не переставала обучаться в благочестии и всей Своей богоугодной жизнью

 

 

201

была подготовлена в услышанию благовестия Архангела.

«Богоизбранная» Отроковица могла принять или не принять благовестие. Благодать, осенявшая Ее, нисколько не связывала Ее воли принудительной силой. Сила Божия всегда дает возможность обнаружиться свободной воле человека.

Всегда углубленная в чтение Божественного Писания, Пресвятая Дева, кая говорит Предание, в тот момент, когда предстал Ей Архангел, читала книгу пророка Исаии, внимание Ее привлекли слова пророка: Се Дева во чреве приимет и родит Сына (Ис. 7. 14). Размышляя о пришествии Еммануила от Девы, Она возгорелась пламенным желанием увидеть Матерь Его. По своему смирению Она не дерзнула молиться о приближении к Самому Еммануилу, а только молилась, чтобы Бог удостоил Ее быть служанкой Его Матери. Как бы в ответ на Ее молитву Она услышала приветствие явившегося Архангела: Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою!. Благословенна Ты в женах! (Лк. 1. 28).

Возраставшая духовно в безмолвии в Иерусалимском храме, Пресвятая Дева стяжала великую добродетель молчания и ни одним словом не обнаружила Она Своего удивления. Молча встретила Она приветствие архангела. Смутило Ее не его явление, так как, живя в храме, Она, как говорит предание, привыкла к общению с Ангелами, смутило Ее необычное приветствие, которого Она по Своему смирению считала Себя недостойной, а может быть и то, что сразу Она не могла определить, от Бога ли вестник, или Она подвергается такому же обольщению, какому когда-то подвергалась Ева, поверившая льстивым словам искусителя.

Пресвятая Дева не отвечает на приветствие. Смутися о словесех его, помышляше каково будет целование сие (Лк. 1. 29).

 

 

202

Словами не бойся, Мариам, обрела бо еси благодать у Бога (Лк. 1. 30), Небесный вестник завершает восстановление ее внутреннего мира, возвращает душе тишину, нарушенную его приветствием.

Миром должна была быть исполнена душа Пресвятой Девы, ибо Ей надлежало услышать весть о рождении от Нее Того, Кто назван Князем мира (Ис. 9. 6), Чье рождение Ангелы приветствовали, возвещая мир на земле (Лк. 2. 14), Кто, завершая Свое земное служение, оставил мир Свой людям (Ин. 14. 27).

Мир сошел в Ее душу. Спокойно приняла она весть Архангела, которая, казалось, еще более должна была бы спутать Ее смиренную душу, чем первое приветствие. И се, зачнеши во чреве и родиши Сына… Сей будет велий, и Сын вышняго наречется (Лк. 1. 31, 32). Смирение Ее не явилось препятствием для принятия с полной верой слов Архангела о Ее высоком назначении. Все, что сказал Архангел о Рождаемом, Ей было уже известно из древних пророчеств.

Всей своей жизнью Она была предуготовлена для этой вести и приняла ее чистой душой, исполненной глубокой веры, без всякого колебания, сомнения и недоверия.

Она не дерзнула испытать тайну, не стала расспрашивать ни о чем и не прервала бы своего молчания, если бы не размышление о том, как сохранить Ей обет непорочного девства. Без нарушения этого обета Ей казалось невозможным сделаться матерю. Вот почему и возник у Нее вопрос: Како будет сие, идеже мужа не знаю? (Лк. 1. 34).

Вопрос этот свидетельствует не о маловерии, требующем

 

 

203

знамения, ни об отрицании возможности исполнения слов благовестника. Это естественное недоумение человека, не знающего тайны зачатия от Духа Святого.

В этом вопросе проявилась твердая решимость Святой Девы сохранить обет девства и неизменная любовь к чистоте. Чистейшее девство и смирение вознесли Ее на высоту избрания и соделали Матерью Сына Божия. Они привлекли к Ней благодать Святого Духа. Архангел раскрывает Ей тайну боговоплощения: Дух Святый найдет на Тя, и сила Вышняго осенит Тя; темже и рождаемое Свято наречется Сын Божий (Лк. 1. 35). Наступил решительный момент в жизни не только Пресвятой Девы, но и в жизни всего человечества.

В этот момент могло возникнуть много, хотя бы и едва уловимых движений в сокровенности человеческого сердца, которые воспрепятствовали бы исполнению Боговоплощения.

Сколько стояло для человека искушений в столь решительную минуту: и искушение маловерия, не могущего поверить в безмужное рождение, и искушение гордости, которое повлекло бы за собой самолюбование, и наконец страх перед высоким избранием, страх перед подвигом и крестным путем.

Даже в мыслях не коснулось чистой души Приснодевы ни одно из этих искушений. Плодом ее глубокой веры явилось совершенное послушание, послушание без всякого сомнения непостижимому призванию, послушание без превозношения при беспримерно высоком назначении. Призванная быть Матерью Божией, Она не изменяет смиренного о Себе мнения и видит, что Она только Раба Господня. Се Раба Господня, — отвечает Она Архангелу, — буди Мне по глаголу твоему (Лк. 1. 35). В Ее ответе сливаются воедино голоса

 

204

всех, жаждущих искупления, всех, ожидавших избавления от греха и вечной смерти.

Всецелым преданием Себя Богу Преблагословенная привлекла благодать Божию; Дух Святый осенил Ее, и отыде от Нея Ангел (Лк. 1. 38); дело его посольства было кончено. Тайна боговоплощения совершилась. И совершилась она не только изречением воли Творца, но и соизволением разумно-свободной воли. Без этого соизволения не могло бы произойти восстановление с Богом человека, отторгнутого от Него своим преслушанием.

Воля первозданных людей повредила природу человека, заразив ее грехом и смертью. Воля Девы Марии всецелым воплощением воли Божией в Себе, без малейшего ограничения, свободно покорилась воле Творца и тем самым разрушила созданное грехом средостение между небом и землей.

Послушание веры, свободная преданность сердца и безмолвная покорность вседействующей воле Творца явились залогом Его обетований.

Дух Святой сошел на Преблагословенную Деву Марию, Сила Вышнего осенила ее; зачатие Сына Божия и Сына Человеческого совершилось, небо соединилось с землей.

«Днесь спасения нашего главизна, и еже от века таинства явление: Сын Божий, Сын Девы бывает, и Гавриил благодать благовествует». Аминь.


Страница сгенерирована за 0.22 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.