Поиск авторов по алфавиту

Автор:Леонид (Поляков), митрополит

Леонид (Поляков), митр. Слово на Богоявление

124

46. Слово на Богоявление [[Произнесено в пермском кафедральном соборе в январе 1963 года.]]

Все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись (Гал. 3. 27).

Светло празднует Церковь день Крещения Господня, или день Богоявления, когда Господь пришел на Иордан к Иоанну Крестителю и безмерно ущедрил нас Своей благостью.

Богоявлением называется день, в который крестился Господь, потому что именно в этот день Он явил Себя миру. В Крещении Господнем на Иордане Единый Триипостасный Бог явился миру во всех трех видах Своего Божества, просветил и утвердил нашу веру в Него и вместе с тем освятил нас животворящей и спасительной Своей благодатью. Сын крестится, Отец свидетельствует о Нем: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором, Мое благоволение (Мф. 3. 17). Дух Святый, в виде голубине сошедший, указывает на Него. До 30‑летнего возраста Господь Иисус Христос, согласно иудейским законам, не мог выступить на общественное служение в качестве учителя и проводил жизнь в тиши и безвестности в Назарете Галилейском, укрепляясь духовно и телесно, исполняясь премудрости и благодати (Лк. 2. 52), разделяя труды нареченного отца Своего Иосифа, сыновне повинуясь ему и Своей Пречистой Матери.

О том, что Господь Иисус Христос до Своего прихода на Иордан не был никому известен, говорит Иоанн Креститель: Стоит среди вас Некто, Которого вы не знаете (Ин. 1. 26). Да и

 

 

125

сам Креститель не знал Его до этого дня: Я не знал Его, но Пославший меня крестить в воде сказал мне: на Кого увидишь Духа сходящего и пребывающего на нем, Тот есть крестящий Духом Святым (Ин. 1. 33).

Иоанн Креститель указывает народу на несовершенство своего крещения: он послан крестить водой, а Тот есть крестящий Духом Святым. Крещение Иоанново было переходной ступенью от иудейского омовения к христианскому крещению. Крещение Иоанново имело своим назначением не телесное очищение, а призыв к покаянию, увещание бросить порочную жизнь и перейти к добродетельной, в ней полагать надежду на спасение, а не в омовениях и очищениях. Будучи нераскаянным, предаваясь порокам, многие тогда превозносились своей праведностью, отдаляя себя от Бога. Цель пришествия Иоанна состояла в том, чтобы расположить людей к познанию своих грехов, склонить к исповеданию их, что неминуемо должно было привести к исканию Искупителя. Крещение Иоанново не сообщало даров Духа Святого: оно повелевало каяться, во от грехов не разрешало. Да и не могло быть опущения грехов, потому что жертва еще не была принесена; грехи человечества не были искуплены Кровью Христа.

Невольно возникает вопрос: для чего крестился Христос, когда Он не нуждался ни в покаянии, ни в отпущении грехов? Не для получения Святого Духа крестился Господь. Как Сын Божий Он был нераздельно соединен с Духом Святым, почивающим на Нем любовью Отчей. Крещение Иоанново было необходимо для того, чтобы сделать Господа всем известным: Иоанн крестил крещением покаяния… чтобы веровали в Грядущего по нем (Деян. 19. 4).

 

 

126

Креститель громогласно проповедует иудеям то, о чем до него ни от кого они не слышали: он говорил им о приближении Царства Небесного (Мф. 3. 2), подразумевая под Царством Небесным пришествие Христово.

Проповедь о Грядущем Искупителе была настолько сильна, вдохновенна и убедительна, что даже многие мытари и воины спрашивали, что им делать (Лк. 3. 12, 14) и как им изменить свою жизнь. В сознании рождались новые побуждения, новые высокие стремления. Крещение Иоанново было исполнением слов пророка Исаии: Приготовьте путь Господу, прямыми сделайте… стези Богу нашему (Ис. 40. 3). Призывая иудеев творить достойный плод покаяния (Мф. 3. 8), Иоанн предуготовлял их к принятию Христа: Тогда Иерусалим и вся Иудея и вся окрестность Иорданская выходили к нему и крестились от него в Иордане, исповедуя грехи свои (Мф. 3. 5—6). Безгрешному Господу Иисусу Христу не нужно было исповедовать грехи, но Он смиренно вошел в воды Иордана, чтобы явить Себя миру. И Дух Святой сошел на Него, дабы показать Проповеданного наитием Своим, как бы перстом, указуя Его всем [[Св. Иоанн Златоуст. Слово в день Богоявления. Том 2‑й, кн. 1‑я. стр. 410]]. Вот для чего пришел Господь на Иордан.

Креститель с чувством глубочайшего смирения и страха отказался крестить своего Владыку: Мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне? (Мф. 3. 14). Ответом Иоанну Христос указывает на вторую причину Своего пришествия к нему: Оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду (Мф. 3. 15), подразумевая под правдой исполнение всех заповедей Божиих.

 

127

Крещение Господа Иисуса Христа есть образ и нашего крещения. Крестится Господь для нас, чтобы просветить нас светом боговедения, светом истинной веры, чтобы явить нам и приблизить к нам Свое Божество, неприступное и непостижимое в существе. Но милосердие Божие к нам не огранивалось только этим: вечное Солнце Божества явилось нам на Иордане не с одним Светом, но и со Своей животворящей благодатью, оживляющую нашу хладность и духовную мертвенность.

Посылая апостолов на проповедь, Господь сказал им: научите и крестите (Мф. 28. 19), кто будет веровать и крестится, спасен будет. И без крещения нет спасения. В купели крещения умирает наш ветхий человек: все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились… погреблись с ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славой Отца, так и нам ходить в обновленной жизни (Рим. 6, 3. 14). Для христиан крещение является тем же, чем для Христа был крест и гроб. Христос умер и погребен плотью. А мы в крещении погребаем не плоть, а грех.

Если мы участвуем в смерти и погребении Христовом, то тем более будем участвовать в воскресении и в жизни вечной. Уже здесь на земле человек в крещении воскресает для новой жизни. Грех умерщвлен, возродилась праведность; ветхая жизнь упразднилась, начата жизнь по евангельским заповедям.

В купели крещения Христос сочетается с крещаемым, который не только совлекается ветхого человека, но облекается в нового, Христос исполняет его благодатью Духа в миропомазании, и новый человек начинает жить духом в Боге. Ибо, что Он умер, то умер одним для греха; а что живет, то живет для Бога. Так и вы

 

 

128

почитайте себя мертвыми для греха, живыми же для Бога во Христе Иисусе, Господе нашем (Рим. 6. 10—11), подражая Его кротости, смирению, послушанию, исполняя всякую правду, всякое ведомое определение воли Божией, чтобы ни в чем не согрешить и ничем не огорчить своей совести: Все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись (Гал. 3. 27).


Страница сгенерирована за 0.11 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.