Поиск авторов по алфавиту

Автор:Леонид (Поляков), митрополит

Леонид (Поляков), митр. Слово в неделю пред Просвещением

121

45. Слово в неделю пред Просвещением [[Произнесено в пермском кафедральном соборе 17 января 1965 года.]]

Сегодня в Евангельском чтении мы слышали о том, как Предтеча Господень Иоанн явился к народу еврейскому и своей проповедью приготовлял его к принятию грядущего Спасителя. Глас вопиющего в пустыне, уготовайте путь Господень (Ис. 40. 3) — такими словами пророк Исаия предвозвестил об этом явлении великого Предтечи Господня. Так назвал себя и сам Предтеча Господень, когда его спросили, кто он (Ин. 1. 23).

Как в пустынных странах востока задолго до приезда царя громогласный глашатай возвещал об этом жителям страны, призывая их исправить дороги и приготовить пути для царского шествия, так великий Предтеча и Креститель Господень по слову пророка призывом к покаянию и исправлению должен был приготовить людей к пришествию в мир великого Царя Христа и ко вступлению в Его благодатное царство.

Глас вопиющего в пустыне — это Иоанн Предтеча, проходящий пустыню Иудейскую и своим мощным призывом взывающий: Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное (Мф. 3. 2), ибо вот уже грядет и Царь этого Царства, Агнец Божий, вземляй грехи мира (Ин. 1. 29).

Но давно уже замолк в пустыне Иудейской голос великого проповедника покаяния. Предтеча Господень совершил свое служение; он пробудил спящую совесть современников Христа. Он ясно указал им на Христа, как на Спасителя мира. Однако и после пришествия Христа, принесшего людям благую весть о спасении и даровавшего нам все необходимо для нашего спасения и

 

 

122

жизни вечной, люди готовы были бы погрузиться в греховный сон и бесчувственную нераскаянность, если бы не было другого голоса, продолжавшего звать их к покаянию, к достойной встрече второго пришествия Христа, имевшего явиться уже не в уничиженном виде человека, но в образе Судии живых и мертвых, грядущего на облаках небесных с силою и славою многою. Голос Предтечи оглашал горы и холмы пустыни Иудейской, а этот другой голос звучит в пустыне суетной и греховной жизни нашей, в пустыне ее обнищавшей и убогой души нашей, которую грех и порок сделали пустой и обнаженной от всякого доброго дела. Этот голос есть голос совести нашей, голос Божий в нас, голос Христа, стучащегося в двери сердца нашего.

Кто из людей не слышит в себе этого голоса? Он постоянно звучит в нашей душе. Он всегда говорит нам, хорошо ли мы живем или дурно, по заповедям ли Божиим мы поступаем или вопреки им. Он то оправдывает нас, то осуждает, то умиротворяет дух наш и успокаивает, то мучит его и терзает. В те часы и минуты, когда мы хотя немного удаляемся от омрачающей и порабощающей нас суеты, когда мы остаемся наедине с собой, не чувствуем ли мы томительной пустоты и тоски в душе, и среди этой пустоты души не слышится ли нам тайный внутренний голос, который, как голос воскресшего в пустыне, властно и настойчиво взывает к нам; покайтесь, обратитесь, исправьтесь.

Это Сам Христос Спаситель зовет нас к покаянию. Се стою при дверях и толку, — говорит Он, аще кто услышит голос Мой и отверзет двери, ввиду к нему и вечеряю с ним, и той со Мною (Апок. 3. 20).

 

 

123

Об Иоанне Крестителе Евангелие повествует, что на его покаянный призыв Иерусалим и вся Иудея, и все окрестности Иорданские выходили к нему и крестились от него во Иордане, исповедуя грехи свои (Мф. 3. 5—6). Но так ли охотно идут люди на зов Христа? О, если бы так! Только очень и очень немногие откликаются на призыв Христа, толкущего в двери сердца нашего. Большинство же остается бесчувственными и глухими к голосу Божественного Гостя. Им не до Христа; им некогда, они заняты своими делами.

Днесь, аще глас Его услышите, не ожесточайте сердец ваших (Евр. 3. 15), говорит апостол. Послушаем же, братие апостола Павла. Будем бдительны и внимательны к себе, чтобы услышать нам в душе своей голос Христа, призывающего нас к обращению и исправлению. Да не омрачится сердце наше излишними житейскими попечениями и заботами, среди которых мы не расслышали бы голос Христа в душе. Да не погрязает душа наша в тину порока и страстей, которые не дадут Христу войти к нам и обитать в нашем сердце. Только чистое, любящее сердце можно сделать обителью Христа и узреть в себе Бога. Аще кто любит Мя, слово Мое соблюдет, — говорит Спаситель, — и Отец Мой возлюбит его, и к нему приидем и обитель у него сотворим (Ин. 14. 23).

Итак, братие Господь близ (Фил. 4. 5). Он у дверей вашего сердца. Не ожесточим же сердец, но очистим душу свою и с радостью встретим Христа: Ей, гряди, Господи Иисусе! (Апок. 22. 20). Аминь.


Страница сгенерирована за 0.23 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.