Поиск авторов по алфавиту

Автор:Леонид (Поляков), митрополит

Леонид (Поляков), митр. Слово в первый день Святой Пасхи за Вечерней

1. Слово в первый день Святой Пасхи за Вечерней [[Произнесено в церкви святого праведного Иова на Волковом кладбище в Ленинграде в 1952 году.]]

Мир вам (Ин. 20. 19).

Какой радостью и каким восхищением объяты наши сердца сегодня! Давно ли мы слезным и скорбным взором сопровождали Спасителя, удрученного под тяжестью креста, на Голгофу; давно ли видели Его Страдальца, висящего на кресте и молящегося о Своих распинателях; давно ли вместе с Иосифом и Никодимом погребали во гробе Его пречистое Тело? И наконец вместо лежащего во гробе Спасителя, видим на краю гроба Ангела, проповедающего Его восстание. И слышим голос: «Христос воскресе»!

Воскрес Он и, посетив ад, дверем заключенным является апостолом, собранным страха ради иудейска. Своим присутствием Он производит в них неизглаголанную радость и некоторое недоумение и прежде всего приветствует их: Мир вам! Уверяет в Своем Воскресении и повторяет: Мир вам! Но одним ли апостолам Воскресением Своим Спаситель даровал этот мир?

Если в лице прародителя нашего, нарушившего завет с Богом, весь род человеческий подпал греху, то равным образом в лице апостолов, приявших из уст Спасителя эти слова Мир вам?, — весь род человеческий сделался причастником этого мира (Рим. 5. 18).

 

 

2

Единожды отклонившись от своего Творца, человек постепенно удаляется от Него. Погрузившись во глубину нечестия, заглушив голос совести и совершенно отвергнув любовь к своему Создателю, человек нисколько не помышлял о своем обращении, и поэтому какая могущественная сила могла примирить этого неблагодарного человека с Богом? Ангелы ли? Но эти бесплотные духи, зря выну лице Отца Небесного, взирая на нечестие человеческое, может быть опасались ходатайствовать за людей. Пророки или богодухновенные мужи? Но они испытали на себе ожесточение людей, которые оваго убо биша, оваго же убиша, оваго же камением побиша (Мф. 21. 35).

Но милосердный Бог не хочет быть во вражде с человеком и открывает Сам путь примирения с Собой. На землю происходит Единородный Сын Его, призывает к Себе измученного страданиями человека, уверяет его во всепрощении Божием, но в заключение этих утешительных слов умирает на кресте; и человек — этот враг своего Создателя, становится другом Справедливого Судии, Сыном Человеколюбивого Бога.

Грехи и преступления, помрачившие некогда образ человеческой души и бывшие преградой между Богом и человеком омываются неповинной кровью Иисуса Христа (Рим. 3. 23—25).

Какое возвышение для человека, уклонившегося от истинного Света богопознания, из раба соделаться сыном, из врага другом Божиим! Какое неизреченное милосердие к роду человеческому! Воскресший Христос примиряет нас с Богом.

Уже врата к Престолу Божию отверсты нам, и херувим,

 

 

3

некогда поставленный с пламенным оружием при вратах рая, отступает от них. Мы примирены с Богом. Сей день его же сотвори Господь, возрадуемся и возвеселимся в онь.

Человек, по падении своем потеряв единение и мир с Богом, пребывал в беспрестанной вражде с подобными себе, они казались ему врагами, и одно самолюбие царствовало в поврежденной его природе. Мщение и вражда, зависть и злоба развивалась в людях. Правда, иногда появлялись на распутьях мира искренние друзья, но дружба такая была нередко нарушаема, и основана на корысти и временных видах.

Но какой мог быть мир среди людей, когда не было любви, основания всякого мира?

Чтобы водворить мир на земле, Воскресший Христос поставляет правилом для нас не только любить любящих нас, но обязует нас любить и ненавидящих нас; да и невозможно любить Бога и не любить ближнего: Иже кто речет, яко люблю Бога, а брата своего ненавидит, — ложь есть (1 Ин. 4. 20). Без любви к ближнему, без взаимного мира, связующего христиан между собой, самые жертвы ознаменовывавшие мир с Богом, совершенно недействительны (Мф. 5, 23—24).

Воскресший Христос дарует вам мир с ближними, сохраним его, да не нарушим мира с Богом. Примирив человека с Богом и ближними, Иисус Христос примиряет его с видимой и невидимой тварью.

Соделавшись врагом своего Создателя, человек стал врагом и видимой твари. Тварь терпела от него злоупотребление и стонала от жестокого своего господина. Но воскрес Христос,

 

 

4

и сама тварь примиряется с человеком, и по апостолу освобождается от работы истления в свободу славы чад Божиих (Рим. 8. 21), и мир насаждается на земле, человек как бы примиряется со всей природой, — она находит в человеке своего потерянного владыку и примиряется с ним — «да празднует убо вся тварь восстание Христово».

Воскресением Христовым даруется мир внутреннему состоянию человека Мир Мой даю вам, — говорит Он, а мир этот есть самое твердейшее основание всякого мира.

По падении, разделившись с Богом, человек с самим собой не имел единения. Чувственность, возымев верх над духовной природой человека, вовсе нарушала удивительное согласие между его духом и тленной плотью: в нем происходила беспрестанная борьба духа и плоти, испорченной воли с разумом, и человек, чрезмерно утомленный внутренней борьбой своих членов, беспрестанно взывал: Несть мира в костех моих.

Какое мучительное состояние развилось у человека от познания добра и зла? Если разум избрал добро, испорченная воля противилась этому, а чувства поддерживали борьбу испорченной воли. Какой мог быть мир и какая могла быть у человека любовь к Богу и к ближнему без внутреннего согласия в самом себе?

Но наступила минута, и человек находит средство насадить мир и спокойствие внутри себя, находит в Воскресшем Иисусе, и примиряется сам с собой. Уже развращенная воля его подчинена разуму, и этот опрометчивый судья, лишившись права самопроизвольно располагать человеком, подчиняется вере, основанной на истинах Откровения и таким образом все действия, все поступки

 

 

5

человеческие уравновешиваются этим краеугольным камнем — Воскресшим Христом, и человек примиряется сам с собой. Какая безмолвная тишина должна наступить на земле, мир во всех отношениях открывается здесь. Вот мир, которым приветствует по Воскресении Своем Иисус Христос апостолов —Мир вам!

Возбудим же совесть свою к принятию этого мира, сохраним его, отложим взаимную вражду и злобу «и ненавидящим нас простим вся Воскресением и тако возопиим: Христос Воскресе из мертвых»! Аминь.


Страница сгенерирована за 0.26 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.