Поиск авторов по алфавиту

Автор:Шпиллер Всеволод, протоиерей

Шпиллер В., прот. Слово в неделю преподобного Иоанна Лествичника

16.03.80

 

Когда мы вступали в Великий пост, братья и сёстры, то мы вступали, о чем часто забываем, под пение некоторых пасхальных церковных песнопений. Ещё тогда, в самом начале Великого поста, эта тьма греховная, в которую мы уже несколько недель как всматриваемся, как бы прорезалась светом Воскресения Христова, Святой Пасхи. Нет такого времени церковного, которое бы само по себе существовало оторванным от другого времени. И это в особенности относится к Великому посту, который весь связан духовным устремлением, пафосом видения света Святого Воскресения, предчувствием Пасхи Господней. Пасха — впереди, свет Воскресения Христова — впереди! И вот в этом духовном устремлении должен проходить очень трудный покаянный подвиг Великого Поста.

 

В прошлое воскресенье мне пришлось уже говорить о том, что душа устает видеть одно только зло в себе и вокруг себя. А великий угодник Божий св. Иоанн Лествичник говорит, что слишком часто бывает, что наш покаянный подвиг сопровождается, как тенью, двумя страшными спутниками: унынием и отчаянием. Даже отчаянием! Это бывает, когда душа замыкается в темницу видения одного только зла в себе и вокруг себя, одного только греха, когда замыкается в мраке, в плену такого видения. Это слова Иоанна Лествичника.

 

А люди, живущие сейчас, значит, много веков после него, говорят о том, что не только подвиг покаяния сопровождается этими страшными спутниками — унынием и отчаянием — а вся наша христианская вера, вся наша христианская жизнь не может быть наполнена ничем другим, как только унынием и отчаянием, потому что мы только плохое и видим и в себе, и вокруг себя. Это — клевета на человека, это — клевета на мир, и это — страшная клевета на христианство! Христианство вовсе не видит одно только зло. Мир во зле лежит, это — несомненно верно, об этом Евангелие говорит. Но мир — Божий всё-таки! В мире есть много Божьего, в мире есть много света! И христианство именно об этом свете благовествует, о свете пасхальном, о свете Воскресения. И покаянный, великопостный подвиг более всего открывает нам силу этого света, света Воскресения.

 

Каждое воскресение в Великом Посте Церковь нам об этом напоминала и говорила: «В человеке заложен образ Божий» — в первую неделю Великого поста, в первое воскресенье. «Мы причастники Божества» — слышали мы во второе воскресенье Великого поста слова святого Григория Паламы. В прошлое, третье воскресенье, Крест был вынесен на середину храма. Любовь Божия — вот что нас поддерживает и окружает, вот знак чего — Божественной любви — мы носим у себя на груди — крестик наш. Только бы не сорваться ему с этой цепочки, или ниточки, на которой он висит, не оторвался бы этот знак от Бога, не превратился бы только в значок...

 

Нет! Христианство обличает эту клевету, что мир — только одно зло. «Не любите мира», не любите, что в нём есть... Но это относится не к Божьему в мире. В мире так много Божьего, так много от Бога! Об этом всё время свидетельствует Церковь, наша христианская вера. Мы особенно часто слышим от неверующих людей: «Вот вы смиряетесь, смиряетесь, и только один грех, только одно зло всюду видите. Разве можно так жить?» Мы видим радость, одну только радость перед собой и знаем, что путь покаянный, путь видения в себе зла, видения в себе скверны и борьбы с ней — это и есть путь к радости, раскрывающий всё то добро, которое есть в каждом человеке, и которого так много, потому что это добро человек получил от Бога.

 

Вот мы подходим к концу Великого поста, начинается пятая неделя, а там шестая и — конец поста. Страстная неделя уже вводит нас в предпразднество Святой Пасхи. Пятая неделя... Устали? Трудностей много было? Но много светлого и много сил мы получили, идя в покаянии, в борьбе с грехом, и видя перед собой свет Христова Воскресения, зная, что будет Пасха. Она уже так скоро... И в последний раз на этой неделе мы будем слышать слова Великого покаяннейшего канона Андрея Критского, в котором столько сказано о печали, столько сказано о плаче человека, видящего в себе столько скверны. Значит — опять печаль, опять плач? Да, опять! Но рядом с нами, когда мы будем слушать этот канон, будет стоять святая Мария Египетская! И притом не просто стоять, а в воздухе стоять и молиться! Потому что покаянный подвиг, который она прошла, сообщил ей такие благодатные силы, что она была уже выше природных, естественных сил. Эта великая грешница — многие из вас знают житие Марии Египетской — в своём покаянном подвиге раскрыла в себе ту силу света, ту силу благодати от Бога идущей, которой наполнила душу и тело своё так, что властвовала уже над природными, естественными силами: она молилась, поднимаясь в воздухе! Да, будем слышать канон Андрея Критского в последний раз (это называется, кстати, стоянием Марии Египетской). И рядом с нами будет молиться Мария Египетская — с одной стороны, а с другой стороны каждого из нас будет стоять другой святой, который к каждому обращался в жизни — и сейчас обратится к каждому из нас — с такими, только ему свойственными, особенными словами: «Радость моя, Христос Воскресе!» Он ведь так встречал каждого... Вот о чём говорит нам сегодняшняя, пятая неделя Великого поста — о примере и Иоанна Лествичника, и о Марии Египетской, которой посвящено это последнее, пятое воскресенье Великого поста.

 

Нет! Мы отвергаем клевещущих на нас. Повторяю, мы знаем, что мир во зле лежит, и знаем лучше, скажем, неверующих в Бога. Но мы это знаем потому, что знаем: добро есть, и этого добра так много в жизни! Только оно должно быть раскрыто. А оно может быть раскрыто только на путях покаяния, на которые указывает и которыми ведёт нас наша Святая Церковь.

 

Сегодня перед нами образы Марии Египетской, Иоанна Лествичника, и мы опять слышим зов Церкви к такой вере в Бога и в лучшее, что есть в человеке, зов не верить клеветникам на мир, на человека и на Божье в мире. Это — зов верить в Бога и в то хорошее, что есть в этом мире, в каждом человеке, и что должно быть раскрыто каждым из нас подвигом покаяния, в то хорошее, что есть настоящий присносущный свет, идущий от Бога. И вот что делает с людьми сила этого света: посмотрите на Марию Египетскую, посмотрите на Серафима Саровского, около нас стоящих и сегодня, на пятой неделе — в особенности! — и отзовитесь на этот зов Церкви не уступать ничего в нашей вере в добро, вере в Бога и вере в человека. Отзовитесь всем сердцем, всей своей верующей и верной Богу христианской душой! Аминь.


Страница сгенерирована за 0.24 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.