Поиск авторов по алфавиту

Автор:Шпиллер Всеволод, протоиерей

Шпиллер В., прот. Слово в неделю о блудном сыне

22.02.76.

 

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

 

Кто из вас не знает притчу о блудном сыне, которую вы слышали в сегодняшнем евангельском чтении? Почти все с детства её знают. Об этой притче говорят и верующие, и неверующие люди. У нас совсем недавно вышла и почтовая марка с изображением картины, нарисованной в этой притче: отца, принимающего раскаяние сына... Сколько картин известных и неизвестных посвящено этой теме — блудному сыну, возвращению его в отчий дом, сколько книг написано об этом, сколько проповедей сказано... И каждый раз, братья и сёстры, когда мы слышим или читаем эту притчу, в ней открывается нечто новое, поразительно глубокое и такое важное для нашей духовной жизни... Каждый раз! В проповедях часто — раньше в особенности — отмечали её значение в истории человечества. Будто бы в образах двух сыновей говорится о том древнем Израиле, который был верен Господу — о старшем сыне, и о младшем сыне как о язычнике.

 

Эта притча объясняет людям, что такое грех. Что он такое, как не удаление, как не уход в землю дальнюю, в землю чуждую для человека, где он теряет всё своё человеческое достоинство? Это отрыв от Бога, уход от Него в землю чужую. Грех нам чужд по природе своей, потому что (и об этом говорит сегодняшняя притча) в человека вложены образ и подобие Божие. Эта притча отвечает на вопрос, который фарисеи задавали Господу Иисусу Христу: «Что же Ты с грешниками всё время? Что же Ты, то с блудником, то с блудницами? И ешь с ними, и пьёшь с ними, и общаешься с ними. Это — нехорошо...» Но Господь Иисус Христос отвечает им: «Я пришел спасти погибшее». Бог ищет спасения погибших, а не праведных; радуется праведным, но также близки Ему погибшие, которых Он спасает.

 

Эта притча рисует образы двух сыновей. Одного — кающегося. Она говорит о том, каким должно быть наше покаяние, по каким ступеням оно проходит прежде, чем, наконец, приводит к Отцу Небесному (потому что в образе отца этих двух сыновей дан образ Отца Небесного). Эта притча говорит и о старшем сыне, остававшемся всегда верным отцу. А когда говорит она и об одном сыне, и о другом, о внутреннем устроении и младшего сына, блудного, и старшего, то говорит она и об отце их — об Отце Небесном, об Отце нашем, братья и сёстры во Христе. И говорит в ослепляющем свете, какова любовь отца к сыновьям, какова любовь Отца Небесного ко всем людям, которым Он даёт так много. В этой притче мы узнаём, какими дарами Он наделяет сыновей своих и нас всех. И среди этих даров есть один, которым не сумел воспользоваться должным образом младший сын, — это дар свободы, братья и сёстры. Им так трудно воспользоваться, как надо! Но среди даров, которыми одаряет отец своих сыновей, среди даров, которыми одаряет Отец Небесный всех нас, братья и сёстры, есть другой замечательный дар — о нём тоже говорится в сегодняшней притче о блудном сыне — это совесть.

 

Ушёл человек из отчего дома, ушёл в страну дальнюю, а вот совесть в нём проснулась. И не только трудности внешней жизни, которые он узнал, пробудили в нём совесть. Она в нём не засыпала всё-таки, и заговорила, наконец, и возвратила в отчий дом.

 

А как он был в этом отчем доме принят? Перед образом отца — Отца Небесного — принимающего блудного сына, ставит нас Церковь сегодня, братья и сёстры во Христе, подготовляя нас к Великому посту. Потом к Страстной седмице, к этой Лествице восхождения к Отцу, именно к Отцу: «Восхожу ко Отцу моему и Отцу вашему, к Богу моему и Богу вашему». И мы должны лучше знать, кто Он, каков наш Отец.

 

Сегодняшняя притча, сегодняшнее евангельское чтение говорит нам, что Бог есть любовь, что Отец объемлет любовью всех! Он так любит своего погибающего блудного сына и так радуется, когда этот блудный сын вдруг к нему возвращается. Не буду повторять этой притчи, каждая чёрточка в ней вам должна быть как-то известна. Как много говорит эта притча о поразительной любви, встречающей кающегося. Отец выходит ему навстречу, обнимает его, предлагает всё лучшее, что у него есть. Старший сын узнаёт, что младший брат вернулся и спешит домой. Отец (синаксарий сегодняшнего дня рассказывает) выходит ему навстречу, зовёт и его сорадоваться возвращению младшего сына, который был мёртв и ожил. «Любовь милосердствует, любовь долготерпит.» Это говорит апостол Павел о том луче любви, который в каждой человеческой душе есть. Наша любовь, которой мы можем и должны любить друг друга, это, конечно, луч той, Отчей любви ко всем людям. Так вот она, — говорит апостол, — милосердствует, долготерпит, никогда не раздражается, никогда не гордится, всему верит, на всё надеется, всё покрывает. Именно такой любовью встречает отец своего блудного сына, прощает ему, покрывает всё за его покаяние и приглашает другого сына, старшего, на пир, на ликование по случаю спасения погибавшего брата. А старший сын не хочет разделить эту радость отца, не хочет в ней участвовать, он обижен, братья и сёстры. «Как же? Я был всегда тебе верен, я не грешил, да если и грешил, то ведь не так же, как грешил он. И что же? Ему — и лучшие одежды, (первая одежда, сказано), и перстень на руку, и телец упитанный закалывается для пиршества. А я что? Не моё ли первое место в отчем доме, не мне ли всё это должно принадлежать?..»

 

Начинается расчёт, расчёт прав. Смертельная опасность подстерегает христианина на этом пути. А очень часто, братья и сёстры, мы с вами оказываемся именно на нём: «Вот мы — какие! И поэтому мы это всё-таки заслужили как-то, а столько людей не заслуживают этого!..» Смертельная опасность! Где есть такой расчет, там любви нет. Любовь иссякает, исчезает. Это бывает в семьях, в обществе, в отношениях между людьми очень часто, братья и сёстры. Между человеком и Богом, между человеком и людьми. Этого нужно очень бояться, это очень страшно! Каяться в грехах можно только перед любовью. Любовь есть Бог. Всегда грех есть грех перед любовью. Самая суть греха как раз в этом — грех перед любовью, вместо любви нечто другое вселяется в мою душу. Вот это и есть грех и, притом, самый страшный! И об этом говорит сегодняшняя притча, ставя нас перед должным пониманием и греха, и любви, которой объемлет Бог всех и вся — всё!

 

Братья и сёстры, есть люди, которые страдают особенным страданием, видя, сколько вокруг них зла, сколько страданий, муки, сколько вокруг них уродства... Жизнь должна и может быть совсем другой, когда раскрывается в человеке образ Божий, все дары, полученные человеком от Отца Небесного. А он топчет в себе этот образ Божий, и столько от этого происходит несчастий! И есть люди, которые страшно страдают от того, что видят вокруг себя такие несчастья. Таких людей среди нас немного. Но они — лучшие люди наши, это лучшие христиане, они ближе всего ко Христу. Потому что всё домостроительство нашего спасения построено на сострадательной Божией любви к нам, выразившейся в Христовой любви, сострадательной каждому человеку. Но даже и те, которые страдают такими страданиями, совершенно так же, как все люди, которые слышат голос Отца, обращенный к нам (и к одному сыну, и к другому сыну), даже такие люди могут утешиться в своих страданиях.

 

Синоксарий сегодняшний, рассказывающий о смысле праздника — недели, посвященной блудному сыну — говорит, что отец выходил навстречу и к старшему сыну, и говорил ему тихим голосом, кротким и любезным, обращаясь к нему с зовом участвовать в радости его — отца, по случаю возвращения потерянного сына. Когда человек слышит этот голос, то самые страшные страдания, все муки нашего сердца и все наши печали сорастворяются с радостью о Духе Святом, с той благодатной, а не простой человеческой радостью, которая всё преображает в этой жизни, которая нас освящает и спасает. Аминь.


Страница сгенерирована за 0.26 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.