Поиск авторов по алфавиту

Автор:Шпиллер Всеволод, протоиерей

Шпиллер В., прот. Слово в день Преображения Господня

19.08.77.

 

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

 

Великий праздник Преображения Господня как будто бы приурочен, братья и сёстры, к освящению плодов благословенных трудов, которое совершается осенью, ради собирания этих плодов, их благословения и частичного приношения Господу Богу. Но не это — существенное в празднике Преображения.

 

Благословенные труды — разные, и плоды этих трудов тоже могут быть разными. Есть делание духовное, труды духовные, и есть плоды этого духовного делания, трудов духовных — Царство Небесное. И Преображение есть явление красоты Царства Небесного в его силе, красоты, явленной Господом Иисусом Христом во славе Его на горе Фаворской в святом Его Преображении. Это было явление Царства Божия, его славы, дивной красоты славы Царства Божьего на земле, славы Божией, присущей Богочеловеку Господу Иисусу Христу, показавшего эту славу людям в лице Его учеников и апостолов.

 

Зачем Он это сделал? Всю свою земную жизнь Он сокрывал эту славу. Божественная сила иногда, и даже часто, открывалась в чудесах. Но славу свою в красоте и силе Царства Божия Он показал ученикам впервые на горе Фаворской. И показал Он её впервые перед тем, как вступить в Иерусалим для того, чтобы принять последние страдания, последние муки и крестную смерть. Потому что эти страдания, это уничижение Господа, и эта крестная смерть Богочеловека — они, ведь, могли соблазнить веру учеников. Они могли, всё-таки, усомниться в том, что Божественная сила Ему присуща, а где уж слава, если висит Распятый на кресте! И вот, для того, чтобы знали они, что всё это принимает Он, Богочеловек, вольно, свободно, Он и показывает славу свою на Фаворской горе. Когда увидят Распинаемого, тогда пусть разумеют, что эти страдания — вольные, свободные. Вот для чего была показана эта слава ученикам и апостолам Господа Иисуса Христа на Фаворской горе.

 

Нужно ли вам повторять рассказ о том, как совершилось Преображение? Христом было взято туда, на гору, только три ученика. И вот, после молитвы Спасителя, они вдруг увидели Его преобразившимся и рядом с Ним стоящих Моисея и Илью. И говорили они о будущем веке... А слава эта была видением чудесного света. Фаворский свет вовсе не был зрительным ощущением, восприятием этих учеников. Это был необычайный, чудесный, это был присносущный — всегда существовавший и существующий, но нами, простыми людьми, невидимый свет Божества, славы Божией. Тот самый свет, братья и сёстры, который иногда показывали людям святые. Например — Симеон Новый Богослов; преподобный Серафим Саровский показал этот свет, открыл своему ученику Мотовилову, что он, Серафим, — в нём, в этом свете. И как стало хорошо на душе Мотовилову! Почти, а может быть и совсем так же, как и ученикам на Фаворской горе, когда они увидели этот свет и почувствовали, что лучшего ничего не может быть: что это совершенство всяческой красоты и всяческого добра! И поэтому: «Позволь нам построить здесь три кущи и остаться здесь навсегда!»

 

Но видение славы Божией погасло, ушло... Потому, что то был образ будущего века. И говорили Моисей и Илья между собой и со Спасителем о тайнах будущего века. Вы об этом слышали в сегодняшнем евангельском чтении и в послании апостола Петра, которое сегодня читалось. Это была тайна будущего века — преображение нашей земли и нашего неба, их преображение в будущем веке, когда будет и новая земля, и новое небо, прославленные так, как было прославлено человеческое естество Господа Иисуса Христа, соединённое с Божеским естеством. И поэтому-то то, что было там, на Фаворской горе — прославление этого человеческого естества Божественною славою, присущей Божескому естеству Господа Иисуса Христа, это будет и со всею тварью: со всей землёй и со всем небом, потому что явленная там слава проникла в этот мир, и осталась в этом мире, она есть в нём! Божественная Красота, которую нам не дано видеть по нашим грехам, которая остаётся ещё сокровенной, потому что мы не достойны открытия её силы, видения её, жизни в ней. Но она есть, она — здесь, уже в этом мире, и действует вместе с благодатью Божией. И придёт день и час, когда она откроется, и будут новая земля, и новое небо. Это и есть тайна будущего века.

 

Братья и сёстры! Весь смысл нашей христианской жизни в том как раз и заключается, чтобы трудиться таким трудом, который как бы ни был плох, увенчался постепенным вхождением в эту славу не только всего мира, но и каждого из нас, обязательно! Для того чобы и мы спаслись... И не только, а и были бы прославлены в будущем веке, за всё то, что мы делаем здесь, трудясь над спасением нашей души, над спасением душ наших ближних, трудясь над спасением мира от всего того зла, в котором он лежит...

 

Красота Царства Божия, явленная на Фаворской горе в силе — вот смысл сегодняшнего праздника Святого Преображения. Мы всегда молились, молимся, и будем молиться — всегда молитесь, братья! — о том, чтобы нам стать и всегда оставаться причастниками присносущного света, чтобы и мы увидели, вошли в него и радовались и этому вхождению, и прославлению и нас, и всего мира Божественною славою, явленною на Фаворской горе. Аминь.

 

Фрагмент проповеди на Преображение

 

19.08.77.

 

Один из мудрейших, благочестивейших и праведнейших архиереев Русской Православной Церкви — а он же был и одним из учёнейших богословов-архиереев — говорил, что этот праздник — самый человечный праздник. И два его ученика, те два лица, которых он сделал священниками (один — о. Павел Флоренский, а другой — о. Сергий Булгаков) они так же точно относились к этому празднику и так же учили, и проповедовали о нём, как о самом человечном празднике, исполненном самой необычайной, возвышающей нас радости.

 

А мне позвольте добавить к сказанному преосвященным владыкой, что этот праздник открывает нам Богочеловеческую красоту, он Богочеловечен, что красота — Богочеловечна. И именно поэтому она наполняет таким глубочайшим и высочайшим смыслом всю нашу жизнь. И именно потому, приобщаясь к радости этого праздника Богочеловеческой красоты, мы можем молиться Богу с особенным чувством, с особенным порывом вверх, порывом к Господу Иисусу Христу, дабы Он даровал каждому из нас, каким бы грешным человек ни был, какой бы горькой ни была его судьба, чтобы Он дал каждому человеку насладиться видением этой красоты и приобщения к присносущному свету, освещающему и освящающему всё в этом мире, всю его жизнь. И человеческую, и не только — кстати, именно поэтому мы, ведь, освящаем сегодня плоды — мы хотим, чтобы этой силою славы Божией, силою благодати, силою этого света всё вокруг нас и в нас было пронизано.

 

И пусть каждый из нас постарается почувствовать, что и вокруг него в этом мире, и в нём самом есть что-то от этой красоты, которую непременно нужно раскрыть в себе подвигом своей жизни на путях исполнения заповедей Божиих, заповедей Христовых.


Страница сгенерирована за 0.17 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.