Поиск авторов по алфавиту

Автор:Шпиллер Всеволод, протоиерей

Шпиллер В., прот. Слово в день Навечерия Рождества Христова

06.01.??. (Перевод с болгарского).

 

Лишь несколько больших праздников — Рождество Христово, Богоявление, Воскресение Христово — имеют и навечерия, то есть дни, предшествующие самому празднику, предназначенные для особого приготовления к празднику, ввиду его особого значения в христианской жизни и особой его торжественности. Они устанавливались в глубокой древности — в четвёртом веке, что известно из 1-го правила Феофила Александрийского, затем в V веке — Синезий. В VI в. Григорий Двоеслов одну из своих проповедей начинает словами: «Не смею обременять ваше внимание долгой беседой тогда, когда мы готовимся к такому большому торжеству...» Этими же словами начал бы и я своё короткое поучение сегодняшнего дня.

 

Да, мы готовимся к действительно великому торжеству неописуемой, невыразимой, единственной в своём неповторимом значении и смысле самоотвергающейся Божией Любви... Всемогущество может создать и разрушить, но спасает любовь — и только она: даёт в жертву Своего Сына, который рождается чтобы пострадать, чтобы умереть!.. Спасение — плод жертвенной любви, дар любви. Бог не только сотворил человека, но и соединился с ним в акте вочеловечения, в Своём воплощении.

 

(О тайне воплощения). Как! Нас не интересует: зачем, для чего? Чтобы приобщить к Себе человека, чтобы соединиться с ним. И в этом всё значение и сила праздника.

 

Рождество Христово миром даже не было замечено. Мир к нему остался слеп и глух. Но где-то в самой его глубине всё было потрясено, всё изменилось. Поистине — онтологическая катастрофа. Потому что само небо опять соединяется с землёй! И вот светила небесные видят происходящее. Об этом говорит новое светило — Вифлеемская звезда.

 

«Земля вертеп Неприступному приносит» — пещера и животные по-своему поклоняются... И Ангелы поют, и лучшие люди — около Него, или в пути со своими дарами...

 

И нам надо подготавливаться, заботливо приготовить и наши дары, какими бы мы бедными ни были. Из глубины земли извлекается злато. Из глубины своей души и нам надлежит извлечь злато душ наших — их творческие порывы и их плоды. И в этом порыве как самое драгоценное благоухание, как самый лучший ливан да понесётся в выси небесные вся наша душа!

 

Но Бог наш — и Богочеловек, принявший человеческое естество, чтобы пострадать, пройти через Голгофу, умереть и воскреснуть. Вместе с волхвами поднесём Ему драгоценную смирну, или погребальное миро, миро нашей любви... Приготовим как следует в этот последний день наши дары. И да будут они Ему угодны, да призрит милостиво на нас, ради нас родшееся Отроча младо — предвечный Бог. Аминь.


Страница сгенерирована за 0.22 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.