Поиск авторов по алфавиту

Автор:Шпиллер Всеволод, протоиерей

Шпиллер В., прот. Слово в 22-ю неделю по Пятидесятнице. Притча о богаче и Лазаре

30.10.77.

 

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

 

Господь Иисус Христос проповедовал простому народу, среди которого попадались и книжники, и фарисеи, о которых евангелист Лука говорит — «сребролюбцы!» А мы прибавим: двоедушные сребролюбцы... Господь Иисус Христос говорил о том, что никакой слуга не может служить двум господам. Одному служа, он будет угождать, служить по-настоящему, а другому — нерадеть. Нельзя служить Богу и мамоне. Какая простая, казалось бы, истина! И эту простую истину, конечно, простой народ воспринимал как надо. Но фарисеи посмеивались, слушая эту проповедь Христа. Они насмехались над тем, что говорил Спаситель. Конечно, они очень хорошо понимали, что никакой слуга не может служить двум господам. У них у всех были слуги, и никто из них, конечно, не мог предположить, что тот слуга, который служит ему, может служить и другому господину. Но они считали, что служить Богу и мамоне можно. И потому-то их улыбочки и были такими подсмеивающимися над тем, что говорил Спаситель. Они всю свою жизнь служили и Богу, и мамоне. Они приобретали все блага, которые мамона может дать: и богатство, и славу какую-то — всё, что хорошего есть в этой жизни, и хорошим считал человек, который в сущности о Боге и не думал.

 

И вот, Спаситель говорит свою поразительную притчу, которую вы слышали в сегодняшнем евангельском чтении, о потустороннем мире. Он говорит о том, что жил богатый человек и наслаждался жизнью как только мог, т.е. другими словами брал от мамоны всё — каждый день пировал... но, между прочим, ничего злого, плохого он не делал. Об этом Евангелие нам говорит. А только служил мамоне и брал все блага внешние, материальные, которые только мамона даёт людям.

 

И жил бедный нищий Лазарь (а Лазарь и значит — нищий, принимающий милостыню, даже просящий милостыню) у ворот этого богатого человека. И вот, богатый оказался в аду и страдал, горел в огне, а Лазарь оказался там, где было блаженство, а не страдание, не муки... — в лоне Авраама. И когда богатый увидел там Лазаря и самого Авраама, стоящего рядом с ним — радующимся и блаженствующим, когда богатый увидел его, страдая невероятно, горя в огне, он обратился к Аврааму с просьбой: «Отче, Аврааме, пошли Лазаря», — он и там к Лазарю прямо обратиться не мог, потому что — кто же такой Лазарь? И здесь он был — ничто, и там, хотя и блаженствует, а всё-таки, кто такой Лазарь?! Он к Аврааму обращается: «Пошли ко мне Лазаря, и пусть он омочит край моего языка пальцем своим мокрым, утешит меня, облегчит мне муку». В этой беспощадной притче (какой трагизм нам показан Господом Иисусом Христом!) Авраам отвечает: «Нет, этого сделать нельзя. Ты уже свое получил от мамоны, которому служил в своей жизни на земле. А он мамоне не служил. Кстати, в притче о Лазаре в Евангелии ничего не сказано о том, что он был как бы завистлив к богатым людям, что он хотел приобрести что-то от этого богатства, нет, он только крохи получал со стола этого богача. Он не делал ничего для того, чтобы иметь то, что может дать мамона человеку.

 

И Авраам говорит: «Между тем местом, в котором он, Лазарь находится сейчас, и тем местом, где находишься ты, всё получивший от мамоны на земле, лежит пропасть и перейти её нельзя». Вот что даёт служение мамоне. Тогда богатый просит Авраама: «Пошли Лазаря на землю и предупреди моих братьев, что это так в потустороннем мире, чтобы они это знали, чтобы жили иначе на земле и приготовили себя к этой жизни». И Авраам ему на это ответил: «Нет, не проси. У них есть святые и пророки, пусть они их слушают! Если мёртвый воскреснет и им явится, они и ему не поверят».

 

Почему, братья и сёстры, не поверят? Почему мы с вами не поверили бы, если бы мёртвый воскрес и явился нам? Притча и нам тоже сказана... Потому что наше обычное, так сказать, нормальное сознание обыкновенного среднего человека, настолько привязано к видимому миру, к вещам посюсторонним, которые здесь нас окружают, направленность нашей воли совершенно загипнотизирована этими вещами, материальной реальностью, что мы только о ней и думаем. Это и есть среднее, нормальное, так сказать, сознание человека. Материальная реальность действительно принуждает нашу волю в эту реальность верить. А та реальность — другая, потусторонняя, она не принуждает верить, она не принуждает ни к чему.

 

Господь Иисус Христос говорил о потустороннем мире. Что это такое: потустороннее? Земная жизнь так коротка! До гроба ты от мамоны берешь всё, что можешь взять, но ведь есть жизнь другая — за гробом. Христос говорил о том, потустороннем, о котором мы с вами не думаем, никогда не думаем, или так мало, или так неверно думаем!... Он говорил о потустороннем, которое оказывается открывает себя не нашему «нормальному» сознанию, а какому-то другому сознанию. Какому же?.. Для того, чтобы об этом потустороннем что-то узнать, для того, чтобы в это потустороннее поверить, для этого нужен поворот в сознании, радикальный поворот воли нашей. Надо направить её совсем в другое направление, совсем к другим целям, к тайнам духовной жизни. Что такое потустороннее, о котором говорил Христос в сегодняшней притче? Это Бог, это Дух, это духовная жизнь, это жизнь Духа. Это тайна — духовная жизнь!

 

Но это потустороннее, братья и сёстры, открывается не обычному нашему сознанию, а другому — в вере нашей. В вере, которая есть, как говорит апостол Павел, обличение вещей невидимых, в вере, которая вводит нас в эту потустороннюю, духовную жизнь, жизнь духа. Когда такой поворот нашего сознания образуется в нас, тогда перед нашими духовными и умными очами открывается совершенно новая действительность — потусторонняя, по ту сторону гроба.

 

Бог не насилует людей, не принуждает в Него верить. Ангелы не насилуют нас, не принуждают нас верить в них. Космонавт летит и в небе ангелов не видит... Никогда духовная жизнь и духовные реальности, духовные существа не принуждают нас знать что-то о них, не заставляют нас несомненно убедиться в их существовании. Нет! Это потустороннее бытие, оно ни к чему нас не принуждает. Но когда поворот в сознании к нему совершится в нас, когда оно, потустороннее, открыло себя нашей вере, то эта вера нас вводит в этот мир. И всё то, что в нём существует, оказывается критерием и притом единственным мерилом всей нашей должной, настоящей жизни здесь, на земле.

 

Если меня ждёт могила, яма — и всё! — такая же яма, какая ждёт каждое животное, так чем я отличаюсь от животного, и почему я тут должен жить не как животное? Вот я и живу, как животное: беру все те блага, которые могут животные взять. Служу мамоне, дающей всё это. Но что-то внутри меня говорит: нет, я не животное. И яма не может быть концом! Во мне возникает понимание, сознание новых ценностей, которые мне принадлежат и принадлежат потустороннему, оттуда идут! Откуда идёт любовь, о которой говорил, которую проповедовал Христос, о которой сказал, что Бог есть любовь? Откуда она идет?.. Ты носишь в себе образ Божий, и потому тоже умеешь любить и понимаешь, что любовь это высшая ценность жизни. Чудо любви делает тебя человеком. Потустороннее, когда открывается перед нашими умными, духовными глазами, оказывается, осмысливает нашу жизнь, оно нас делает людьми, вкладывает смысл в каждую минуту каждого часа, каждого дня. Все наши понятия о добре, о красоте связаны с тайной духовной жизни, т.е. потусторонним. Тем потусторонним, которое и в нас есть, которое мы ощущаем в себе и чувствуем, которое открывается глазам нашей веры. Вот о чём говорил Христос.

 

Именно в этом смысл притчи, которую вы сегодня слышали. Один человек на земле, простой человек, даже неплохой (богатый), обладал обычным, «нормальным» сознанием, привязанным к этим вещам, и только. И какие он делал оценки? «Вот давай всё, что можешь дать, мамона, здесь, в этой жизни!» — А там, по ту сторону гроба оценки-то жизни, того, как должен жить человек, другие!.. Вот они и открываются — эти оценки, критерии, эти мерила жизни открываются нашей вере, которая оказывается не только мерилом, верным критерием нашей здешней жизни, но ещё и крылом, возносящим человека в горние высоты жизни в полном достоинстве человеческом. Эта вера делает человека человеком — настоящим человеком, выводит его из ряда этих вещей, простых существ, здесь живущих. Ставит его в особое положение во всем творении и всю жизнь наполняет смыслом.

 

Пусть же Сам Господь Иисус Христос укрепит нашу с вами веру в потустороннее, в тот мир духовный, который существует выше этого мира по ту сторону гроба. Да и не только по ту сторону гроба, а ещё и внутри, в таинственной глубине, нашего духа, который от Бога мы получили, и который к Богу и уйдёт.

 

Пусть Господь Иисус Христос укрепит в нас эту веру, которая несёт нам оттуда, из потустороннего мира благодать Божию, несёт нам и смысл, и добро, и красоту жизни в мире, в правде, в радости о Духе Святом.

 

Аминь.


Страница сгенерирована за 0.15 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.