Поиск авторов по алфавиту

Автор:Шпиллер Всеволод, протоиерей

Шпиллер В., прот. Слово об ангельском чине

19.11.78.

 

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! На следующей неделе, братья и сёстры, во вторник, мы будем праздновать день святого архангела Михаила со всеми силами бесплотными, со всем ангельским миром. Знаем ли мы с вами много об ангелах? Знакомы ли мы с вами с учением Церкви об ангельском мире? Если и знаем, то немного... А большей частью почти что ничего не знаем, и мне сегодня хочется несколько слов сказать об этом учении Церкви об ангельском мире.

 

В начале сотворил Бог Небо и Землю. Так начинается Священное Писание, это первые слова книги Бытия — первой книги Библии. Небо, о котором говорится здесь, и есть ангельский мир. В начале сотворил Бог духовное Небо, ангельский мир бесплотных духов, и Землю как первовещество, как всевещество, из которого потом стала рождаться всякая жизнь: и растения, и животные. Это ведь было всё до шестоднева. И только потом были шесть дней творения, когда было сотворено всё, что существует в мире. Это всё — потом, а в начале сотворил Бог Небо и Землю.

 

Учение об ангелах имеет не только отвлечённо-богословский интерес, а и огромное религиозно-практическое значение для нашей жизни. Мы непременно должны знать, что такое ангелы, кто такие ангелы, и каковы отношения у нас с ними и у них с нами. И нам надо знать, что Церковь учит именно о том, что эти два мира связаны между собой. Сказано: «В начале сотворил Бог небо И землю». Эта связь духовного с вещественным миром выражается в одном только самом маленьком слове И. Не два мира сотворил Бог: один мир — духовный, другой, отделённый от него — вещественный. Нет, одним актом Божественного всемогущества сотоворены и тот, и другой мир вместе. Мир духовный — раньше вещественного мира, да. Но, однако же — вместе. Сказано: Небо и Землю. Как же это так — вместе?

 

Есть учение виднейшего древнейшего, замечательного философа Платона. Его даже мы считаем «христианином до Христа». Очевидно, в силу естественной своей религиозности, которую нельзя отрицать у верующих язычников тоже, у него были замечательные прозрения о сотворении и существовании идейного мира, о существовании сначала идеи этого мира. Это подобно тому (мы, простые люди можем себе это так представить), как у нас: когда что-нибудь мы делаем, то сначала имеем мысль в голове о том, что мы сделаем, идею, а потом согласно с этой идеей, с этой мыслью о том, что мы хотим сделать, мы и создаём то, что хотим. Так вот Премудрость Божия («Вся Премудростью сотворил еси») творит сначала мир духовный, как бы мир идей, по которому будет сотворён весь мир невещественный, и вещественный. Нам очень важно понять и знать это, потому что это значит (и когда мы читаем Священное Писание, Слово Божие — Ветхий и Новый Завет мы убеждаемся в этом), что всё существующее в этом земном, вещественном, материальном мире, во главе которого стоит человек, всё творение имеет прежде в небе, в духовном мире своё начало. Вот почему в Священном Писании очень часто говорится о том, что решительно всё имеет своих ангелов: и реки, и леса, и каждый человек, и народы, и общества имеют своих ангелов — тех, или других... Но всё укоренено там, в небе. Бытийственный, онтологический корень нашего существования — там, в небе. Здесь так или иначе осуществляется эта, если хотите, идея Премудрости Божией об этом мире, о каждом из нас. Там каждый из нас имеет своего ангела, и этот ангел находится в соотношении с нами. Эта частичка И («В начале сотворил Бог небо И землю») говорит о соотношении того мира и этого, той, духовной действительности и нашей, вещественной, о неразрывной связи одного и другого.

 

Всё, что существует, имеет своего ангела. И каждый человек имеет своего ангела, притом хранителя. Тут спрашивается: а некрещённые имеют своих ангелов или нет? Очень нетрудно согласовать (и богословы это делают, но мы с вами не будем входить в тонкости богословского философского религиозного учения) ту мысль в церковном учении об ангелах, что каждый человек имеет своего ангела, а в крещении он приближается ещё и ещё ближе к этому человеку, становится за ним и оказывается его блюстителем, его хранителем и сопутствует ему во всей его жизни. Пришёл человек в эту жизнь, потому что ангел его уже сотворён; уходит человек из этой жизни и на пороге её стоит опять ангел Божий, который и ведёт его в той жизни, о чём вы слышали в сегодняшнем евангельском чтении — как Лазаря вёл ангел в другой жизни. Ангел всегда около нас, он всегда с нами, всегда он блюститель наш, всегда нас сопровождает...

 

Вы скажете: а как же столько есть дурных людей, столько отвратительного есть в этой жизни... А где же ангелы, которые стоят за каждым человеком? Был ангел падший, который сделался дьяволом. Вы это знаете. Но это тоже дух, он тоже принадлежит к миру духовному, но он отпал от Бога... Дьявол ничего сотворить не может сам. Дух дьявольский, бесовский — тот самый, встречаясь с которым в этой жизни, мы от него отвращаемся, мы его боимся, мы ужасаемся. Не так уж нужно его особенно бояться, как мы боимся, надо по-другому. Серафим Саровский говорил, что дьявол — это как пламя на свечечке: дунь и сейчас же оно погаснет. Только надо уметь дунуть, попасть в это пламя! А то обыкновенно дуем, дуем изо всех сил, да всё рядом, и ничего у нас не получается. Но мы должны знать, что дьявол ничего не созидает, а только разрушает, только уродует, бес только коверкает всё, что было создано прекрасным Премудростью Божией. Падший ангел — дьявол — изо всех сил старается здесь так или иначе испортить, изуродовать это творение. И уродует, если мы не сопротивляемся ему как надо. А сопротивляться ему мы должны и можем и как раз с помощью нашего Ангела-хранителя. Само слово ангел означает служитель. Ангелы служат Богу и служат человеку, людям, этому миру.

 

По учению Церкви ангелы не имеют своей природы. Это мы с вами имеем свою природу человеческую, род человеческий. А у ангелов нет своего рода, есть Собор ангельский. Каждый ангел как бы отдельно существует, никакой природы своей не имеет. И каждый ангел служит одновременно Богу и человеку. У него нет природной жизни. У всех ангелов есть жизнь, которую мы можем понять, и Церковь нас этому учит. Их жизнь — богопричастная, ангел всегда с Богом и в Боге. И в то же время она — сочеловеческая: всегда с человеком.

 

Помните лествицу Иакова между небом и землёй, по которой нисходят и восходят ангелы Божии? И каждый из нас может по этой лествице идти, поднимаясь вверх. Эта возможность открыта каждому из нас силою Божиею и при помощи Ангела-хранителя, который помогает нам идти туда, и здесь помогает нам устраивать свою жизнь так, чтобы это восхождение к Богу было бы возможным, так, чтобы раскрылась в нас вся наша сущность, которая вкоренена в ангельском мире, в духовном небе. И потому каждый по-настоящему православно верующий христианин должен знать, что такое ангел, должен всегда его чувствовать около себя и всегда за всем тем, что он видит в этом вещественном мире, видеть то духовное начало, которое за ним стоит, видеть ангелов за всем, видеть духовную сущность вещей. Религиозный философ или богослов скажет: онтологическую сущность, онтологический, бытийственный корень, который там, на небе. И то, что существует здесь в вещественном, земном мире связано с этим небесным. «Сотворил Бог небо и землю». Это маленькое «и» вот сколько выражает, вот что оно значит! Какое колоссальное значение в этом маленьком-маленьком слове, из одной буквы состоящем! Связь... Не надо думать, что «В начале» означает какое-то время. В Боге времени нет и не было. Ещё в одном месте Священного Писания есть это слово — «В начале». Так начинается Евангелие от Иоанна. Как раз оно говорит о тайне жизни Триипостасного Бога. Там тоже говорится «в начале» о Слове Божием, и это тоже не надо понимать в нашем, очень ограниченном понимании этого слова «начало» — прежде. Нет, не о времени говорится. Говорится о корне существования всего в Премудрости Божией, в той славе Божественной. Об этом существует целое богословское учение. Оно разрабатывается очень подробно. Я не буду входить в эти подробности, но скажу о самом главном, самом значительном для нашей жизни.

 

Что бы мы ни делали, за какой работой мы бы ни стояли или сидели, тут же рядом — наш ангел. И это такая радость — знать, что вы никогда не можете быть оставлены один на один в борьбе со злом, в борьбе с дьяволом. Всегда возле вас есть Ангел-хранитель, потому что он ваш служитель. И служит он любовью. Служение его есть любовь. Его служение Богу и его служение людям и есть служение жертвенной любви. Там, где любовь, там всегда жертва, жертвенность. И эта сила ангельской любви делает его, ангела-хранителя нашим другом. И каким другом! Такой силы, какой нет на земле, на этом свете. Всегда есть у каждого человека, у каждого православного христианина ближайший друг, любящий его такой любовью, на которую мы сами-то не способны. А вот друг наш так любит. Какая это радость!

 

Будем всегда молиться: Святый Ангеле-хранителю, моли Бога о нас! Аминь.


Страница сгенерирована за 0.23 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.