Поиск авторов по алфавиту

Введение

Введение

 

Реабилитация лиц, пострадавших от деятельности нетрадиционных религий, является одним из направлений миссионерской работы, которая, конечно же, не может ограничиваться только работой с инаковерующими. Главным направлением была и остается евангелизация лиц не религиозных. Но как сказано в Писании: «сие надлежало делать, и того не оставлять» (Мф. 23, 23). Миссия среди инаковерующих и миссия среди сомневающихся и неверующих  имеет свои специфические особенности. Задача данной работы заключается в том, чтобы показать особенности работы с инаковерующими и ее отличие от профилактики этого же направления.
Трудно не согласиться с высказыванием проф. Александра Леонидовича Дворкина, что «лучший способ противодействия сектантам — это в секты не попадать».

Но ситуация сложилась так, что в сектах и нетрадиционных для России религиозных направлениях оказалось достаточно большое количество людей. «Достаточно» — для того, чтобы не ограничивать работу с инаковерующими только профилактическими действиями, но и обратить внимание собственно на необходимость проведения миссионерских реабилитационных программ в среде заблудших.

По сути дела, профилактика данного вопроса носит скорее просветительский характер и не является миссионерским служением в прямом понимании данного термина. Миссионер главной задачей для себя должен видеть обращение заблудших в истинную веру. Проблем профилактического характера он должен касаться лишь в воспитательных целях, дабы и сами верные не увлеклись бы лжеучениями. Но подобные наставления должны быть чисто религиозного характера, следовательно, необходимо для православного миссионера вывести проблему сектантства из политической, юридической, медицинской и какой угодно плоскости, кроме религиозной. Так как задача христианской миссии — не подменять собою светские институты, но выполнять апостолат евангельского благовествования.

С этой точки зрения, многие работы, написанные за последнее время по сектантскому вопросу, с религиозной точки зрения не представляют никакой ценности. Учитывая их акцент на сборе компромата, их можно отнести к жанру бульварной литературы типа «криминальное чтиво».

Цель написания данной работы — показать, насколько несовместима профилактическая жесткая линия поведения по отношению к сектантам и представителям нетрадиционных религий с обычной миссионерской деятельностью. Показать, как правильно организовать и проводить реабилитацию лиц, пострадавших от деятельности нетрадиционных религий.

На настоящий момент существует совсем не много современных авторов, пишущих о сектантах с учетом основных задач, связанных с освещением  этой темы, именно с миссионерской (полемической), а не религиоведческой точки зрения. Поэтому  большой интерес представляют полемические работы диакона Андрея Кураева, проф. МДА, по данному вопросу. Его полемические и апологетические книги, статьи и лекции могут предоставить богатый материал по рассматриваемому вопросу.

Заслуживает внимания и работа проф. Александра Леонидовича Дворкина: «Псевдохристианская секта «свидетели Иеговы»[1]. Данная работа содержит в себе не только материал обличающий внутреннею жизнь сектантов, но и анализ их вероучения, что делает эту работу актуальной и с религиозно-полемической точки зрения. К сожалению, до сих пор не опубликована большая полемическая работа о «свидетелях Иеговы» священника Игоря Ефимова, познакомиться с которой можно в электронном виде на некоторых сайтах Интернета. Ранее написанная им книга: «Современное харизматическое движение сектантства»[2], нашла отклик не только в православной, но и в сектантской среде. Отец Игорь Ефимов, на страницах своих книг ведет спокойную и библейски выверенную полемику с сектантами, не срываясь на истерически-панический тон, присущий некоторым современным религиоведам. Огромный интерес для полемики со «свидетелями Иеговы» и адвентистами может представлять книга иерея Даниила Сысоева «Антропология адвентистов седьмого дня и свидетелей Иеговы»[3]. Не так давно на Украине вышла блестящая полемическая работа по сектам диакона Сергия Кобзаря: «Почему я не могу оставаться баптистом и вообще протестантом»[4]. «Путеводитель по Библии», составленный покойным архиепископом Пражским и митрополитом Чешских земель и Словакии Дорофеем, содержит в себе достаточно интересный материал, который также можно использовать в миссионерской работе с адептами нетрадиционных религиозных групп[5]. Некоторый интерес представляет работа психолога Шмелева И. М. «Особенности личностного развития последователей деструктивных культов»[6]. В данной работе автор раскрывает мотивации, ухода в те или иные религиозные культы, дает анализ внутрикультовых взаимоотношений и описывает их реакцию на полемику извне. Работа Кантерова И. Я., доктора философских наук, проф. Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова: «Новые религиозные движения в России»[7], содержит в себе религиоведческий анализ «тоталитарной теории» в ее сравнении с миссионерским служением в РПЦ МП.

Наиболее удачное переиздание книги диакона Иоанна Смолина: «Меч духовный»[8], осуществило издательство «Ковчег». Единственным и, на мой взгляд, серьезным упущением данного переизданного труда диакона Смолина является отсутствие указания автора этой объемистой книги.

Данная работа имеет своей целью восполнить пробел по вопросу реабилитации лиц, пострадавших от деятельности нетрадиционных религии, и предложить метод общения с сектантами, имеющий целью их выход из деструктивных культов. Надеюсь, что данный труд окажется добрым подспорьем для будущих книг, в которых более полно будет раскрыто и описано, как должна осуществляться реабилитация и ее более совершенные методы и формы.
Другая, не менее значимая цель написания данной дипломной работы — показать, насколько несовместима профилактическая жесткая линия поведения по отношению к сектантам и представителям нетрадиционных религий с обычной миссионерской деятельностью. Показать, как правильно организовать и проводить реабилитацию лиц, пострадавших от деятельности нетрадиционных религий.

Необходимо иметь именно религиозный ответ на сектантскую экспансию. Ибо для многих и многих молодых людей уход в секту не означает уход из Церкви, потому что, как правило, в секты попадают люди из нерелигиозных семей. И мне неизвестны случаи, или почти не известны, когда воцерковленные люди покидали Церковь ради иного, сектантского исповедания.
Главная цель данной работы, с одной стороны, — предложить альтернативу только «профилактическому миссионерству», сводящему служение Слова лишь к кабинетным баталиям, и сугубо профилактическим действиям. И в противовес «тоталитарной теории» предложить практический опыт (методику) реабилитации лиц, пострадавших от деятельности нетрадиционных религий.

Сам термин «нетрадиционные религии» используется мною условно и, скорее, в связи с тем, что мне претит навязанная светскими религиоведами и сектологами терминология. В любом случае слово нетрадиционные я готов оставить без кавычек, а «религии» только с кавычками. Учитывая то, что новые религиозные группы еще не состоялись на нашей территории именно как  религиозные традиционные конфессии, наименование нетрадиционные — более чем подходит им. Надеюсь, что таковыми (нетрадиционными) они будут оставаться и далее.

Сложнее с термином: секта, и здесь я полностью согласен с позицией Коня Романа Михайловича, что более удобным был бы термин ересь. Но для того, чтобы не вдаваться в подробности, какая ересь, и не перечислять слишком часто наименования различных религиозных новообразований, я все же использую этот термин, исключительно для обобщения, чтобы не перегружать работу длинным списком часто изменяемых наименований. Условно можно определиться, что под сектой и сектантами надо понимать группу лиц, отколовшихся от господствующего религиозного направления. Здесь я не утверждаю, что сектантство есть отход именно от христианской церкви, так как на территории нашей страны действуют и «исламские», и «индусские», и «буддийские» секты. В этом смысле любая секта паразитирует именно на господствующем по отношению к ней религиозном направлении, имитируя его продолжение и чистоту первоначальных доктрин тех или иных мировых религии. Само слово «секта» (лат. Secta)  происходит от латинского «отсекать», «отторгаться» и «отделятся». И в этом смысле любая секта является нетрадиционным религиозным направлением, прежде всего, по отношению к той религии, от которой она отсекалась, уклонилась или отделилась.



[1] Дворкин А.Л., проф. Псевдохристианская секта «свидетели Иеговы». СПб.: Формика, 2002.

[2] Ефимов И., свящ. Современное харизматическое движение сектантства. М., 1995.

[3] Сысоев Д., свящ. Антропология адвентистов седьмого дня и свидетелей Иеговы. М.: Русский Хронограф , 2002.

[4] Кобзарь С., диак. Почему я не могу оставаться баптистом и вообще протестантом. Житомир: НИ-КА, 2002.

[5] Путеводитель по Библии, руководство для священнослужителей/ Сост. митр. Дорофей. Прага, 1994.

[6] Шмелев И. М. Особенности личностного развития последователей деструктивных культов. Дипломная работа. РГГУ, факультет психологии. М.: 2007

[7] Канторов И. Я., проф. Новые религиозные движения в России. МГУ. М.: 2007.

[8] Меч Духовный. Основы Православной веры в толкованиях Нового Завета. Книга против сектантов. В помощь заблуждающимся. М., «Ковчег», 2003.


Страница сгенерирована за 0.11 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.