Поиск авторов по алфавиту

Автор:Кирилл (Гундяев), Патриарх Московский и всея Руси

Кирилл (Гундяев), патр. Святая Русь

Что мы имеем в виду, когда
говорим: «Святая Русь»?

Что мы имеем в виду, когда говорим: «Святая Русь»? Некоторые считают, что это лишь мифологема, некая идея, которая была присуща нашему народу в Средние века. Другие пытаются найти воплощение Святой Руси в определенном историческом отрезке времени и, указывая на тот или иной период, говорят: вот это и была Святая Русь. Но ни то, ни другое неверно. Святая Русь — это не миф. Святая Русь — это не историческая реальность. Святая Русь — это то, что мы называем метареальностью, то, что за границами человеческой реальности. Святая Русь — это неумирающий духовно-нравственный идеал нашего народа, и выражением этого идеала, его доминантой является святость. Главной ценностью для наших предков стала святость, состояние преображенности действием Святого Духа.

33

 

 

Идеалом нашего народа
стала святость

Обычно у народов бывают другие идеалы, связанные с земной жизнью: богатство, власть, могущество. Но идеалом нашего народа стала святость, она была национальной идеей, и потому те, кто достигал святости, кто реализовывал этот общенациональный идеал, становились героями — героями духа, подвижниками, светильниками, теми, на кого равнялись все — и князья, и бояре, и военачальники, и простые крестьяне, и монахи, и миряне...

Крещение произвело глубинный слом старой жизни. Не в одночасье прежняя жизнь ушла — еще многие столетия сохранялись в народе нашем рудименты языческого мышления, да и сегодня они проявляются, и отнюдь не в национальных обычаях, которые давно покрыты христианской любовью и вошли в христианскую культуру нашего народа. Кем были языческие боги киевского пантеона? Они были рукотворными символами человеческих страстей и буйства внешней стихии, ведь именно перед стихией в ужасе склонялись язычники и одновременно искали в идолах оправдание своей жизни и своих поступков. И вот произошел слом всей старой мировоззренческой основы, и христианский идеал — не во мгновение ока, не без труда, — но входит в плоть и кровь, в саму

34

 

 

жизнь нашего народа. Этот идеал и был назван Святой Русью.

Это понятие не столько
географическое, сколько духовное

Это понятие не столько географическое, сколько духовное и уж совсем не политическое. Святая Русь существует поверх политических границ. На территории «исторической Руси» политические границы многократно возникали, исчезали, менялись, передвигались, но это не сказывалось на том внутреннем, духовно-культурном и цивилизационном единстве, которое родилось в днепровской купели и продолжает благодаря единой Русской Церкви сохраняться как наша наднациональная ценностная доминанта.

Принятие христианства приобщило наших предков к богатейшей сокровищнице христианской цивилизации Европы и Ближнего Востока. Подобно дикой маслине (Рим. 11, 17), мы были некогда привиты к большому древу народов и на протяжении веков жадно впитывали в себя живительную влагу веры Христовой, питали свой разум, сердце и душу соком спасительных евангельских истин. И со временем не только лишь в ветвь, но в могучее плодоносящее древо преобразился Русский мир — единое духовное пространство восточнославянских стран — наследниц исторической

35

 

 

Руси. И к этому миру потянулись и увидели в нем опору и поддержку другие братские православные народы, сам факт исторического выживания которых был в значительной мере определен этой поддержкой, питаемой жертвенностью и бескорыстием православной Руси. И сегодня наши братья с полыхающего военными конфликтами Ближневосточного региона, помня о прошлом, именно с Русским миром связывают свои надежды на мирное будущее.

Полюсов всегда только два: добро и зло,
истина и ложь, с Богом и без Него

Нынче справедливо говорится о необходимости создания многополярного мира, об образовании нескольких центров силы на международной арене. Действительно, любая, в том числе и политическая, система устойчива, если она сбалансирована, поэтому разумный баланс сил и интересов обеспечивает предпосылки к миру и стабильности. Однако с духовной, религиозной точки зрения полюсов всегда только два: добро и зло, истина и ложь, с Богом и без Него. Каждый человек определяет для себя, где он находится и что поддерживает. Ценностный выбор Руси, крестившейся при равноапостольном великом князе Владимире, был выбором Божественной правды. И, несмотря на то что в реальной жизни эта правда омрачалась многими грехами, она

36

 

 

оставалась идеалом, к которому стремились, национальной ценностной доминантой, выраженной словами «Святая Русь».

Огромным вызовом для нас, живущих в XXI веке, является эта ценностная доминанта. Сохраняем ли мы способность, несмотря на радикальные перемены, произошедшие во всех сферах человеческого бытия, актуализировать ее в потоке быстротекущей повседневной жизни? Можем ли мы утверждать, что полюс Божественной правды, добра и нравственной чистоты продолжает быть нашим мировоззренческим и ценностным выбором? Другими словами, готовы ли мы действительно продолжать дело святого равноапостольного князя Владимира?

На многосложном пути своего исторического развития наше общество не раз становилось и доныне становится перед мировоззренческой дилеммой: сохранить верность тем идеалам и ценностям, принесенным на земли восточных славян равноапостольным князем Владимиром, сберечь благословенное духовное единство наших народов, за которое так ратовал князь, или же поддаться соблазну свернуть с этого пути, сдать свой духовный суверенитет силам иного полюса, отказаться от своей национальной и культурной идентичности, лишь бы сохранить возможность удовлетворять свои материальные потребности,

37

 

 

лишь бы избежать неких санкций и ограничений.

Сегодня безрассудные люди пытаются расколоть нас, лишить мира и согласия, посеяв вражду и ненависть между братьями. Такие люди, исходя из сиюминутных настроений и эгоистичных устремлений, принимают опасные решения, имеющие долговременные и порой даже неизгладимые последствия. Люди же мудрые понимают, что их жизнь и добрые поступки могут стать частью Божиего замысла о спасении мира. Вот почему они всегда помнят о вечном и простирают свой взор в историю, извлекая из нее уроки и ответы на важнейшие вопросы современности. Всем нам нужно искать эти ответы, преодолевая негативный информационный шум, создаваемый средствами массовой информации. Найти их мы можем также в примерах великих личностей, оказавших благотворное влияние на развитие наших народов и причисленных Церковью к лику святых. Одним из них является равноапостольный князь Владимир, положивший в основу жизни народов исторической Руси спасительную веру Христову.

Идеал Святой Руси созидался веками

Идеал Святой Руси созидался веками — от князя Владимира вплоть до наших дней. Важнейшей предпосылкой его дальнейшего

38

 

 

укрепления является целостное видение истории, как об этом говорится в Соборном слове XVIII Всемирного Русского Народного Собора: «Основой национального самосознания является единство исторической памяти. Перед лицом попыток противопоставить друг другу различные периоды нашего прошлого мы констатируем единство и непрерывность русской истории. Призываем соединить все самое лучшее и ценное из различных эпох нашей истории в великом синтезе религиозных идеалов Древней Руси, государственных и культурных достижений Российской империи, социальных императивов солидарности и равенства, провозглашенных в советском обществе, справедливое стремление к осуществлению прав и свобод граждан в постсоветской России. Подобную идеологическую модель можно описать формулой: вера — державность — справедливость — солидарность — достоинство».

Идеал Святой Руси укреплялся и трудами преподобного Сергия, основателя обители Пресвятой Троицы, игумена земли Русской, подвигом своим послужившего созиданию общенационального единства. Этот идеал был художественно выражен преподобным Андреем Рублевым в иконе Святой Троицы, а позднее теоретически осмыслен и сформулирован в религиозно-философской концепции соборности.

39

 

 

Воспринятый от святого Владимира соборный идеал Божией правды и святости интенсивно разрабатывался русскими мыслителями XIX века. Цивилизационная уникальность Руси не сводилась здесь ни к византийскому наследию, ни к славянской культурно-этнической специфичности, ни к общим с Европой культурным корням. Уникальность Руси рассматривалась не как нечто партикулярное, фиксирующееся на отличиях от окружающего ее мира, но, напротив, как всемирность, универсальность. В самом понятии «соборность», не имеющем аналогов ни в одном языке, присутствуют два аспекта: социальной солидарности, гармонично сочетающей ценности личности и социума, с одной стороны, и устремления к всеобщности, к универсальности Божественной правды — с другой.

Идеал — это свет, на который мы идем

Разве не было на Руси грешников? Были и, может быть, не меньше, чем в других странах. Но называли мы себя Святой Русью потому, что самой возвышенной целью бытия, подлинным немеркнущим идеалом стала святость, и выше этого идеала не было ничего. Конечно, каждый восходил к святости по-своему. Кто-то шел до конца и увенчивал духовный небосклон Руси своим именем, вписывая его в сонм

40

 

 

других русских угодников Божиих. Много было и тех, кто этого идеала не достигал. Но ведь от этого идеал не теряет своего значения! Идеал — это свет, на который мы идем, и каждый приближается к нему по мере своих возможностей и сил. Если же свет гаснет, то наступает тьма. И тогда человек становится легкой добычей любых сил, способных оказывать влияние на его сознание, на его совесть, на его чувства...

Зачем верить в Бога,
если у тебя могущество?

Иногда нам кажется, что мы многое знаем. Мы постигаем тайны природы, мы создаем на основе законов физики различные машины и механизмы, иногда страшные, способные массово убивать людей. Порой у нас возникает чувство всемогущества — очень опасное чувство, потому что, чем больше человек его осознаёт, тем меньше места в своей жизни он оставляет Богу. В самом деле, зачем верить в Бога и Его милость, если у тебя огромный счет в банке, если весь мир у твоих ног, если ты можешь сделать все, что захочешь? Зачем верить в Бога, если у тебя могущество, если у тебя вооруженные силы, способные покорить весь мир? И мы знаем, как в угоду богатству и власти наиболее сильные, процветающие страны сегодня исторгают веру из своей жизни. Это не значит, что

41

 

 

в этих странах вера вовсе уходит из жизни людей, но исповедовать там свою веру становится все труднее.

Народ наш, Русь Святая, Россия...

А мы, народ наш, Русь Святая, Россия, пройдя через тяжелый опыт полного отрицания бытия Бога и всякого Его присутствия в жизни народа, сегодня обратились к Богу, и то, что мы видим, замечательно. Мы видим большие перемены, в том числе и в сознании нашей молодежи. Ни одно поколение молодых людей не подвергалось таким искушениям, таким соблазнам, таким попыткам развращения нравственной природы, как нынешнее, и потому чудом Божиим является то, что все больше и больше людей связывают свою жизнь с Богом, возлагают на Него свое упование, формируют способы и средства сопротивления диавольскому искушению и устроения своей жизни по Божиему закону.

Это и есть явление силы Божией, и, когда те, кто уповает на человеческую силу, воспринимает нашу надежду на Бога со снисходительной и ироничной улыбкой, мы отвечаем им не иронией и тем более не злобой — мы отвечаем молитвой о всем мире, понимая, что молитва сильнее денег, сильнее власти, сильнее оружия.

И если мы не дадим нашей истории, нашей культуре развернуться вспять, к преж-

42

 

 

ним идолам, то у нас будет надежда на будущее, на построение мирной, справедливой жизни, в центре которой — немеркнущий идеал святости, а значит, человеческой чистоты, разума, благородства, любви и надежды. Верим, что Господь приклонит к нам Свою милость, что в ответ на веру, на желание жить по Его закону укрепит всех нас, поможет преодолеть конфликты и разделения, которые были порождены человеческим грехом и историческими обстоятельствами, поможет нам сохранить великое духовное единство. Только опираясь на это единство, мы можем быть успешными в следовании по тому пути, который Сам Бог открыл перед нами, указав его святому равноапостольному князю Владимиру, — пути, ведущему в Его Божественное и немеркнущее Царство. Наша сила — в верности князю Владимиру, в верности той свободе, которую человек обретает во Христе, потому что только через эту свободу и возникает человеческая солидарность. Мы помним, как нас учили «солидарности» на основе классовой вражды, ненависти к иным, как нас мобилизовывали на борьбу с другими, чтобы самим становиться свободными и счастливыми. Жизнь показала: нет человеческого счастья, построенного на крови; нет единства, построенного на разделении; нет свободы, которая порождается враждой и страхом.

43

 

 

Умоляю вас, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа, чтобы... не было между вами разделений, но чтобы вы соединены были в одном духе и в одних мыслях (1 Кор. 1,10) — какие проникновенные слова апостола! Святой первоверховный апостол Павел умолял быть едиными, единомысленными, не впадать в идолопоклонство, не строить свою жизнь на основе ложных и опасных идей, приводящих к столкновению, к разделению, к страданиям, а нередко и к пролитию крови.

Подлинным единством может быть
только единство ценностное, духовное

Князь Владимир понимал, что единство государства и народа невозможно обеспечить насилием. Он показал, что подлинным единством может быть только единство ценностное, духовное. Равные апостольским труды благочестивого князя по распространению христианства позволили ему сплотить разрозненные соседние племена силой христианской веры. И христианский идеал не во мгновение ока и не без труда, но постепенно и ценой многих усилий вошел в плоть и кровь нашего народа. Это усилие сначала употребил святой князь, а вслед за ним и весь наш народ, действуя в соответствии со словами Евангелия: Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его (Мф. 11, 12).

44

Наша сила в Святой Руси, которая
живет в наших сердцах и умах

Наша сила всегда остается в Святой Руси, которая живет в наших сердцах и умах. И это вовсе не ностальгия по прошлому — это тот духовный «генетический код», который нам передан от наших предков; та система духовных ценностей, которая объединяет наследников Святой Руси. И пока Святая Русь живет в наших сердцах, и народы, и государства наши будут развиваться по пути, который предвидел и предопределил князь Владимир. Это путь, соединяющий духовное и материальное, Божественное и человеческое, Небесное и земное. Дай Бог, чтобы наши народы никогда не сошли с этого пути, чтобы никогда их вера во Христа Спасителя не была помрачена, чтобы они всегда сохраняли силу быть согражданами святым и своими Богу (см.: Еф. 2,19)! И да поможет нам Господь молитвами святого равноапостольного князя Владимира сохранить и приумножить его наследие!

45


Страница сгенерирована за 0.33 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.