13776 работ.
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z Без автора
Автор:Розанов Василий Васильевич
Комментарии
При комментировании публикуемых текстов сохраняются те же принципы, что и в вышедших ранее томах Собрания сочинений (см.: Розанов В. В. Собр. соч. Среди художников. М., 1994. С. 423).
РУССКАЯ ЦЕРКОВЬ
И ДРУГИЕ СТАТЬИ
Публикуется по изданию: Розанов В. В. Русская церковь и другие статьи. Париж, 1906, кроме очерка «Русская церковь», который печатается по отдельному изданию (СПб., 1909), но с восстановлением цензурных сокращений.
РУССКАЯ ЦЕРКОВЬ
Впервые: Полярная звезда. 1906. 3 февраля. № 8. С. 524—540. В 1909 г. в Петербурге вышло отдельное издание «Русская церковь» со значительными цензурными сокращениями, но и с некоторыми дополнениями. Публикуется по изданию: Розанов В. В. Русская церковь. Дух.— Судьба.— Очарование и ничтожество. Главный вопрос. СПб., 1909. Цензурные сокращения восстановлены по книге: Розанов В. В. Русская церковь и другие статьи. Париж, 1906 (в настоящем издании отмечены ломаными скобками), текст которой несколько полнее, чем в журнале «Полярная звезда». Например, фрагмент от слов: «О всем этом в христианстве нет ничего, кроме путаницы» до слов: «Продолжаем спрашивать» (с. 24—25 настоящего издания) отсутствует в журнальном варианте работы.
С. 14. Монофизитство — направление в христианстве, возникшее в Визании в V в., согласно которому в Христе признается только божественная природа и отвергается представление о Христе-человеке.
С. 18. Учреждение обер-прокуратуры при Святейшем Синоде — имело место в 1722 г. решением Петра I.
С. 19. …отменил вовсе патриаршество.— После смерти местоблюстителя патриарха Стефана Яворского в 1722 г. Петр I отменил патриаршество и управление церковью перешло к Синоду. В 1917 г. патриаршество в Русской православной церкви было восстановлено.
С. 25. «Отец наш, Сущий на Небесах» — Мф. 6, 9.
С. 26. ...молил за Содом и Гоморру Авраам Бога — Быт. 18, 24—32.
С. 27. «льна курящегося не загасит», «трости надломленной не сломит» Мф. 12, 20.
«...ляжет овца около тигра» — перифраза библейского стиха (Ис. 11,6)
...почил Бог...— Быт. 2, 2.
...пусть никакого дела...— Исх. 20, 10.
…вот, оставляется дом ваш...— Мф. 23, 38
445
...камня на камне…—Там же, 24;
...скажут горам — Лк: 23, 30.
С. 28. ...восклицаем с Нафанаилом — Ин. 1, 49.
...Благословен грядый...— Мф. 21, 9.
...под легионами Тита — в 70 г. Иерусалим был взят и разрушен римлянами.
О СВЯЩЕНСТВЕ,
О ДРЕВНИХ И НОВЫХ ЖЕРТВАХ
Впервые в кн.: «Русская церковь и другие статьи» (1906).
С. 30. Доклад В. А. Тернавцева «Русская церковь перед великою задачею» — доклад прочитан на первом Религиозно-философском собрании в 1901 г. и напечатан в приложении к № 1 «Нового пути» за 1903 год с сопроводительной запиской В. Розанова.
С. 35. 2-х лепт вдовицы — Мк. 12, 42; Лк. 21, 2.
ОБ ОТЛУЧЕНЦИ ОТ ЦЕРКВИ
ГР. Л. Н. ТОЛСТОГО
Статья (кроме последнего абзаца) написана в 1902 г. и напечатана во втором томе книги Розанова «Около церковных стен» (СЦб, 1906).
С. 36. Акт Синода — 24 февраля 1901 г. «Церковные ведомости» опубликовали определение Синода от 20—22 февраля 1901 г. об отлучении Л. Н.Толстого от церкви.
ПО ПОЙОДУ ДОКЛАДА о; МИХАИЛА
О БРАКЕ
Впервые: Новый путь. 1903. № 9. С. 312—314, с подзаголовком «Извлечение из записки В. В. Розанова» В № 11 «Нового пути» за 1903 год напечатан ответ Розанова на письмо о. Михаила редакцию, опубликованное в том же номере.
С. 40. «История обер-прокуроров Св. Синода» проф. Благовидова.— Благовидов Ф. Обер-Прокуроры Святейшего Синода в XVIII и в первой половине XIX столетия. Опыт историч. исследования. Казань, 1900.
С. 42. ...в заграничном издании «Воскресенья».— В 1899—1900 гг. «Воскресение» Толстого было издано несколько раз во Франции, Англии, Германии, США. В Лондоне в издательстве В. Г: Черткова «Свободное слово» по высылаемым из России рукописям и гранкам «Воскресение» печаталось на русском языке.
С. 43. «к мужу — влечение» — Быт. 3, 16.
С. 47. «Кана Галилейская» — Ин. 2, 1; 4, 46—54.
Нафан даже Давида и Версавию не разлучил.— Давид совершил с Вирсавией, женой Урия, грех прелюбодеяния, и в наказание за это дитя, родившееся от нее, на седьмой день умерло (2 Цар. 12, 18), Затем Давид женился на ней, и она родила ему Соломона (там же, 24)'
«...яже Бог сочета — человек да не разлучает» — Мф. 19, 6; Мк. 10, 9.
446
О НЕКОТОРЫХ ПОДРОБНОСТЯХ
ЦЕРКОВНОГО ВОЗЗРЕНИЯ НА БРАК
Доклад на Религиозно-философских собраниях в Петербурге впервые напечатан в журнале «Новый путь». 1903. № 8. С. 295—303.
С. 49. «...брак честен и ложе не скверно» — Евр. 13, 4.
С. 51. «...разодралась... завеса» в ветхозаветном храме — Мф. 27, 51; Мк. 15, 38; Лк. 23, 45.
С. 52. «Жена да боится своего мужа» — Еф. 5; 33.
С. 53. В книге Сергеенко — Сергеенко П. А. Как живет и работает гр. Л. Н. Толстой. М., 1898. С. 44.
С. 54. «...яко та есть мать жизни» — Быт. 3,20: «Ева, ибо она стала матерью всех живущих».
С. 55. «Нам уже не от кого зачать детей по обычаю всей земли» 19, 31.
С. 56. «...муж будет господствовать над тобою» — Быт. 3, 16.
С. 57. «Дракон пускает воду вослед жене» — Откр. 12, 15.
«Смерть, где твое жало?» — Откр. 15, 55.
С. 58. «Кто не оставит мать, отца, детей ради Меня — несть Меня достоин» — Мф. 10, 37; Лк. 14, 26.
«любите друг друга» Ин. 15, 12 и 17; 1 Пет. 1,22.
С. 60. «...лицом к лицу» — Быт. 32, 30.
«Господи, если ты хочешь уничтожитъ народ мой...» — Исх. 32, 32
ОБ АДОГМАТИЗМЕ ХРИСТИАНСТВА
Доклад в. Религиозно-философских собраниях в Петербурге опубликован в «Новом пути». 1903. № И. С. 455—463.
С. 65. «...Взгляните на лилии полевые...» — Мф. 6, 28—29 и 26.
С. 66. «...благословен Грядый во имя Господне» — Мф. 23, 39; Лк. 13, 35.
С. 68г «Церковь есть столб и утверждение истины»—1 Тим. 3, 15.
С. 70. «Дух веет иде же хощет...» — Ин. 3, 8.
С. 71. «Я вам пошлю Утешителя, Духа истины, который наставит вас всему» — Ин. 16, 13.
«...ляжет овца около льва и волк около ягненка» — Ис. 11, 6.
С. 73. ...дуновение вулкана на Мартинике — имеется в виду катастрофическое извержение вулкана Монтань-Пеле на острове Мартиника в Карибском море в 1902 г., уничтожившее город Сен-Пьер с населением 26 тысяч человек.
ХРИСТОС КАК СУДИЯ МИРА
Впервые в кн.: «Русская церковь и другие статьи» (1906). Той же темы Розанов касался в статье «Об основаниях церковной юрисдикции, или о Христе — Судии мира» («Новый путь». 1903. № 4. С. 134—150).
447
С. 75. «Они будут смотреть — и не увидят, будут слушать — и не услышат» — Мф. 13, 14; Деян. 28, 26.
«О, Иерусалим, Иерусалим!..» — Мф. 23, 37.
С. 76. «Миссионерское обозрение» — духовный «полемико-апологетический» журнал, издававшийся в Петербурге с 1896 по 1917 г. В. М. Скворцовым, в котором Розанов печатался под псевдонимом Мирянин (1901, № 7—8).
«...да не будет тебе бози инии разве Мене» — Втор. 32, 39; Ис. 45, 5; 46, 9.
«...если там найду семь праведников...»— Быт. 18, 26: «если Я найду в горо, Содоме пятьдесят праведников...»
...гробы пророков, дуб Мамврийский — местопребывания библейских патриархов, где они жили, умирали и были погребены (Авраам и др.).
«Что им Гекуба» — У. Шекспир. Гамлет. 2, 2.
«Евангелие будет проповедано до концов земли» — Мф. 24, 14.
С. 77. «Содому и Гоморре будет отраднее в день суда...» — Мф. 10, 15
«...не мир Я принес, но меч и разделение» — Мф. 10,
С. 78. «Могий вместити да вместит» — Мф. 19, 12.
«Господи Иисусе, за что Ты мучишь меня» — Мк. 5, 7.
«Неведомому богу» — надпись на афинском храме, увидев которую Павел сказал, что, еще не зная христианского бога, афиняне уже почитали его (Деян. 27, 23).
С. 79. Эфиальт — перебежчик, который в битве при Фермопилах (480 до н. э.) провел персов в тыл спартанского царя Леонида. В 469 г. до н. э. был убит за предательство.
«...оружие пройдет через сердце твое» — Лк. 2, 35.
«Ты не горяч и не холоден, а только тепел...» — Откр. 3, 15 — 16
ВЫНОС КУМИРОВ
Впервые: Новый путь. 1903. № 6. С. 152—164, под названием «Политика Комба» (с цензурными сокращениями).
С. 80. «Не сотвори себе кумира» — Втор. 5, 8.
С. 81. ...не перечитывать главы... Пеллико — речь идет о тюремных размышлениях итальянского писателя Сильвио Пеллико «Мои темницы» (Le mie prisoni, 1832), проникнутых духом христианского смирения.
Года три назад...— летом 1903 г. Розанов с семьей жил на даче в городе Аренсбурге на острове Эзель в Эстонии,
С. 82. ...из сочинений проф. Беляева «О безбожии и антихристе» — Беляев А. Д. О безбожии и антихристе. Сергиев Посад, 1898. Т. 1. Подготовление, признаки и время пришествия антихриста.
С. 85. ...вынос «статуй Ваалов и Астарт» — 1 Цар. 7, 4.
«не приемли имени Господа Бога твоего всуе» — Притч. 30, 9.
С. 86. «Аз есмь Господь...» — Исх. 3, 6.
С. 87. «...идея волоса» (мелкого, пошлого), как говорил Платон.— См. Платон. Парменид. 130 c-d.
448
В ТЕМНЫХ РЕЛИГИОЗНЫХ ЛУЧАХ
Текст печатается согласно Содержанию книги «В темных религиозных лучах» (1910), опубликованному В. В. Розановым в его книге «Темный лик». Главы, включенные Розановым в две его книги, составленные из запрещенного цензурой сочинения «В темных религиозных лучах», печатаются по последней авторской редакции в изданиях: «Темный лик. Метафизика христианства» (СПб., 1911) и «Люди лунного света. Метафизика христианства» (СПб., 1913. 2-е изд.). Главы раздела «Черточка к черточке», не вошедшего в эти две книги, печатаются по сохранившемуся тексту запрещенной книги/
В настоящем издании учтены комментарии Е. В. Барабанова к книгам В. В. Розанова «Темный Лик» и «Люди лунного света», изданным в Приложении к журналу «Вопросы философии» (1990)
ПРЕДИСЛОВИЕ
С. 96. «Сим ты будешь побеждать» — источник выражения — Евсевий Памфил (III—IV вв.). В его «Житии императора Константина» (I, 28) рассказывается, что в 312 г. римский император Константин накануне сражения с Макенцием видел на небе крест с греческой надписью «Сим победиши», что побудило его объявить христианство государственной религией Рима.
С. 97. «се Жених грядет в полунощи» — Мф. 25, 6.
С. 99. «Не мир принес Я...» — Мф. 10,
ТРЕПЕТНОЕ ДЕРЕВО
Впервые: Мир искусства. 1901. Т. 6. № 10. С. 245—248
С. 103 ...осана Сыну Давидову...— Мф. 21, 9.
ПО ТИХИМ ОБИТЕЛЯМ
Впервые: Новое время. 1904. 10 августа. № 10116; 18 августа. № 10224; 1 сентября. 10236; 15 сентября. № 10252.
С. 112. «Я победил мир» — Ин. 16, 33.
«Душа человеческая...— христианская» — этот тезис христианский теолог и писатель Квинт Септимий Флоренс Тертуллиан высказал в своем труде «Апологетик» (17), а затем развил в трактате «О свидетельстве души».
Мария отреклась от всего...— имеется в виду повествование Евангелия от Луки о посещении Иисусом Марфы и Марии (10, 38—42).
Радость, ты искра небес — Ф. Шиллер. Ода «К Радости» (1785)
С. 113. Христос начал свое «новое» изгнанием животных из храма — см.: Мк 11, 15—17; Мф. 21, 12—13; Лк. 19, 45—48; Ин. 2, 13—17.
«Не здоровые имеют нужду во враче...» — Мф. 9, 12.
«...в дому Отца обителей много» — Ин. 14, 2.
«Мария избрала единое на потребу» — Лк. 10, 42.
С. 117. Судьбище над Митрофанией — игуменья Митрофания (в миру баронесса П. Г. Розен) обвинялась в подлоге векселей и присвоении денег ради поддержания своего монастыря. В октябре 1874 г. Московский окружной суд присудил игуменью к ссылке в Енисейскую губернию на три с половиной года, и ей было запрещено покидать Сибирь на протяжении 11 лет.
449
С. 124. И пали на землю...— М. Ю. Лермонтов. Три пальмы (1839). Цитируется неточно.
С. 125. «И взял пять хлебов...» — Мк. 6, 30—44; Мф. 14: 13—21; Лк. 9, 10—17; Ин. 6, 1—13.
С. 134. «...охладеет любовь» — речь идет о пророческой беседе Иисуса Христа на горе Елеонской о разрушении храма и кончине века (Мф. 24, 1—14).
СВЯТОСТЬ И СМЕРТЬ
Впервые: Новый путь. 1903. № 7. С. 161—165.
С. 135. «По вере вашей — дастся вам» — Мф. 9, 29.
ХРИСТОС И «БОГАТЫЙ ЮНОША»
Впервые: Новое время. 1904. 8 марта. № 10061; под заглавием «О картине «Христос и богатый юноша».
С. 141. «Аще не родишься от воды и Духа»...— Ин. 3, 5.
СЛУЧАИ В ДЕРЕВНЕ
Впервые: Мир искусства. 1900. Т. 4. № 23—24. С. 217—226; под заглавием «Случай».
С. 143. ...о «Мультановском жертвоприношении» у вотяков.— Речь идет о возбужденном в 1894 г. следствии об одиннадцати крестьянах села Старый Мултан, обвиняемых в убийстве нищего Матюнина с целью приношения его в жертву языческим богам. Первоначально приговоренные к каторжным работам, крестьяне-вотяки при последующих судебных разбирательствах были оправданы. «Мултанское дело» (1894—1896) широко освещалось прессой: например, в цикле очерков В. Г. Короленко «Мултанское жертвоприношение», печатавшихся в 1895—1898 гг. в газете «Русские ведомости» и в журнале «Русское богатство».
С. 145. «Религия как свет и радость» — Новое время. 1899. 14 апреля.
С. 150. «Приидите ко Мне все труждающиеся...» — Мф. 11, 28.
С. 153. ...картину Ге.— Речь идет о картине Н. Н. Ге «Распятие» (1894), которая была удалена с выставки и выставлялась на частной квартире.
«...разодралась завеса Храма...» — Мф. 27, 51.
«Ныне — суд Князю мире сего» — Ин. 12, 31; 16, 11.
С. 154. «Земля есть подножие Твое».— Ср. Ис. 66, 1.
«Жизнь от Бога нам дана» — строка из ответа митрополита Московского Филарета на стихотворение А. С. Пушкина «Дар напрасный, дар случайный...» (1828): «Не напрасно, не случайно...» Пушкин ответил на это стихами «В часы забав иль праздной скуки» (1830).
С. 155. «Древо жизни» — Откр. 2, 7; 3, 4—5; 22, 2, 14.
450
ЧЕРТОЧКА К ЧЕРТОЧКЕ
Печатается впервые по тексту, находящемуся в архиве составителя
С. 162. «Страна» — ежедневная политическая и общественная газета, выходившая в Петербурге в 1906—1907 гг. (ред. М. М. Ковалевский и др.). Розанов приводит отрывок из статьи А. Карташова «Близорукость церковішков» (1906, 11 октября).
«Церковно-общественная жизнь» — еженедельный журнал, издававшийся при Казанской духовной академии Леонидом Ивановичем Писаревым в 1905—1907 гг.
«Волынские епархиальные ведомости» — еженедельный журнал, печатавшийся в Почаево-Успенской лавре вблизи города Кременец, выходил в 1867—1917 гг.
С. 164. «Казанский вечер» — политическая и литературная газета, выходившая в Казани в 1906—1907 гг.
С. 165. «Речь» — политическая литературная газета, центральный орган кадетской партии, выходила в Петербурге с 1906 по 1917 г.
«Биржевые ведомости» — политическая и коммерческая газета, выходившая в Петербурге в 1880—1917 гг.
Страшно сказать — источник выражения «Метаморфозы» Овидия.
С. 170. «Деятель» — общественно-литературный журнал, издававшийся в Казани в 1896—1917 гг.
С. 171. «Московский еженедельник» — общественно-литературная газета, издававшаяся в 1906—1910 гт. в Москве Е. Н. Трубецким.
Так проходит земная слава — выражение восходит к книге Фомы Кемпийского (1380—1471) «О подражании Христу» (I, 3, 6).
С. 174. «Путеводитель по Кавказу» г. Москвича — справочник написан священником и публицистом Григорием Спиридоновичем Петровым (1868—1925) под псевдонимом Москвич (см. Москвич. Иллюстрированный практический путеводитель по Кавказу. 4-е изд. Одесса, 1899. С. 135).
«Церковный вестник» — еженедельный журнал, издававшийся при С.-Петербургской духовной академии с 1875 по 1917 г.
С. 182. ...напечатанной в «Русском вестнике» года четыре тому назад — публикация Розанова «Из переписки с С. А. Рачинским» появилась в «Русском вестнике» в 1902 г., № 10—11 и в 1903 г., № 1.
КУПОЛ ХРАМА
Впервые: Розанов В. В. Темный лик. СПб., 1911.
С. 185. В статьях о браке...— имеются в виду статьи: «Брак и христианство (Моя переписка с православным священником)» // Русский труд. 1898. № 47—52; «Мирянин «Мирянину» — о болях мира и о загрязнении мира (Ответ г. Мирянину)» // Там же. 1899. № 33—34; «Семья как религия» // С.-Петербургские ведомости. 1898. 5 и 23 ноября.
С. 189. К вящей славе Божией — девиз ордена иезуитов.
С. 194. «...не любите мира, ни того, что в мире» — 1 Ин. 2, 15.
С. 200. «Не множеством картин старинных мастеров» — А. С. Пушкин. Мадонна (1830).
451
«Я, Матеръ Божия, ныне с молитвою» — М. Ю. Лермонтов. Молитва (1837).
С. 211. «Ты еси земля и в землю отыдеши» — слова из Ветхого Завета (Быт. 3, 19), в церковнославянском переводе вошедшие в чин службы погребения.
«Он ветки подломленной не сломит» — Мф. 12, 20, Ис. 42, 3.
«...родители приносили в жертву Молоху детей своих» — Иез. 23, 39, притча о распутстве Оголы (Самарии) и Оголивы (Иерусалима).
С. 218. «подобно закваске, которую женщина кладет в меру муки» — Мф. 13, 31, 33.
С природою одною он жизнью дышал...— Е. А. Баратынский. На смерть Гете (1832).
С. 221. «...к сей жемчужине, которую увидев, купец...» — Мф. 13, 45—46.
С. 236. «Кто не оставит отца и матъ» — Лк. 14, 26.
С. 237. «Горы, падите на нас! Холмы, покройте нас!» — Ос. 10, 8; Лк. 23, 30.
С. 241. «И окаменеет всякий, кто оглянется на Содом и Гоморру» — Быт. 19, 24—28.
С. 245. «История Выговской Пустыни» — Филиппов Иван. История Выговской старообрядческой пустыни. СПб., 1862 (написана ок. 1743).
С. 249. «Они будут видеть и не увидят...» — неточная цитата. См.: Ис. 6, 9; Мф. 13, 14; Мк. 4, 12.
СВЕЧА В ХРАМЕ
Впервые: Розанов В. В. Люди лунного света. СПб., 1911.
С. 254. «...подложили двух молоденьких девушек!» — 3 Цар. 1, 1—4; в этой книге речь идет об одной девушке.
С. 256. Санхониатон — финикиец, переводчик на греческий язык с восточных языков.
С. 258. «Поди к блуднице и зачни с нею» — Ос. 1, 2 и след.
С. 262. Из переводного творения Руфина — Розанов приводит с сокращениями. Введение. I. Христианские подвижники до святых Павла и Антония (с XI—IV) из кн. «Жизнь пустынных отцов. Творение пресвитера Руфина. Перевод с латинского с объяснительными примечаниями инспектора классов Московского епархиального филаретовского женского училища священника М. И. Хитрово». Издание Свято-Троицкой Сергиевой лавры. 1898 г.
Сладко вниманье свое… — Гомер. Одиссея. IX, 2—11. Пер. В. А. Жуковского
С. 263. Но, в разговор веселый не вступая — М. Ю. Лермонтов. Сон (1841)
С. 271. «Половая психопатия» — речь идет о русском переводе книги немецкого психиатра Ричарда Крафт-Эбинга (1840—1902), вышедшей в 1902 г. (переиздавалась в 1906, 1907 и 1909 гг.).
С. 274. «История Востока» Масперо — рус. пер.: Масперо Г. Древняя история народов Востока. М., 1895; 2-е изд.— М., 1903.
Бругш, Ленорман…— см.: Бругш Г. К. История фараонов. СПб., 1830; Ленорман Ф. Руководство к древней истории Востока до персидских войн. Т. 1—2. Киев 1876—1879.
452
С. 297. «Ветхозаветный храм» — исследование А. А. Олесницкого «Ветхозаветный храм в Иерусалиме» (СПб., 1889), на которое опирается Розанов во многих своих работах.
С. 310. Фози О. Брак и нравственная личность. Философский этюд. Харьков, 1908.
С. 320. Письмо г-жи Гончаровой — имеется в виду письмо Е. Н. Дантес-Геккерн (урожд. Гончаровой) мужу от, 20 марта 1837 г. (см.: Щеголев П. Е. Дуэль и смерть Пушкина. Исследование и материалы. М., 1987. С. 284—285),
С, 355. Пашковцы — секта евангельских христиан в России, которую в последней четверти XIX в. возглавил полковник в отставке В. А. Пашков.
ПРИЛОЖЕНИЯ
ДЛЯ МЕДИКОВ И ЮРИСТОВ
Впервые: Розанов В. В. Люди лунного света. 2-е изд. СПб., 1913.
С. 373. «Колесо» Иезекииля — имеется в виду видение Иезекииля (Иез. 1).
С. 385. «Брак и христианство» — см.: Розанов В. Брак и христианство (Моя переписка с православным священником) // Русский труд. 1898. № 47—52, и в кн.: Розанов В. В мире неясного и нерешенного. СПб., 1904.
С. 391. Было напечатано в «Русском Труде» — см.: Мирянин. О В. В. Розанове и его «религии» брака (Письмо к редактору) // Русский труд. 1899. № 25. 19 июня; № 26. 26 июня.
«...дочитала вашу статью «Природа и Церковь» — см.: Варварин В. Природа и церковь // Русское слово. 1911. № 196. 26 августа.
С. 392. «Ваша статья...» — см.: Варварин В. Церковный и вместе космологический вопрос // Русское слово. 1911. № 195. 25 августа.
С. 395. ...лицу, компетентному во всех этих темах. — Речь идет о П. А. Флоренском, поправки и дополнения которого Розанов напечатал за подписью «Аноним».
ТЕМНЫЙ ЛИК
Христос — судия мира
Впервые:. Новый путь. 1903. № 4. С. 134—150, под заглавием: «Об основаниях церковной юрисдикции, или о Христе — Судии мира».
С. 404. Богослов, рецензент моей книги...— см.: Заозерский Н. — Странный ревнитель святыни семейного очага // Богословский вестник. 1902. № 11. С. 446-469.
...на Рел.-фил. собраниях 1903—1904 гг.— Религиозно-философские собрания происходили в 1901—1903 гг. в Петербурге.
Монтанисты — последователи раннехристианского движения монтанизма, возникшего ок. 174 г. во Фригии. Названо по имени евнуха Монтана, бывшего жреца Кибелы, по обращении в христианство проповедовавшего строгий аскетизм.
С. 405. «Никто не может прийти к Отцу...» — Ии 14, 6.
«Аще не родишься водою и Духом...» — Ин. 3, 5.
«Кого не развяжете — и не будет развязан» — Мф. 16, 19; 18, 18.
«Ты еси Петр» — Мф. 16, 18.
С. 406. «...Когда отнимется у них Жених» — Мф. 9, 15; Мк. 2, 20; Лк. 5, 35.
453
«Я принес на землю меч и разделения» — Мф. 10: 34—35. «...вложить меч в ножны» — Ин. 18, 11.
«Содому и Гоморре будет отраднее в день Суда...» — Мф. 10, 15.
Элия Капитолина — город Иерусалим, который после разорения его в 70 г. Титом Веспасианом римский император Элий Адриан восстановил и обратил в языческий город с наименованием Элия Капитолина.
С. 407. «утренние жертвы» (тамиды) — речь идет о заповедях Исх. 29, 38—42; Чис. 28, 3—8. Толкованиям практических выполнений этих заповедей посвящен «Трактат Тамид (Постоянная жертва)». См.: Талмуд. Мишна и Тосефа. СПб., 1903. Т. 5. С. 385—397.
«...и оружие пройдет через сердце твое» — Лк. 2, 35.
«Иегова шел перед Израилем» — Кирилл, архиепископ Александрийский (ум. 444), один из представителей александрийской «аллегорической школы» толкования Библии, утверждал, что события Ветхого Завета являются прообразами событий Нового Завета.
С. 409. Притчи о блудном сыне Мф. 21, 28—32; Лк. 15, 11—32.
«упояется» быть «миротворцем», «чистым сердцем» — слова из заповедей блаженства (Мф. 5, 1—12).
С. 410. «О, Иерусалим, Иерусалим...» — Мф. 23, 37.
С. 411. «Пощажу, если найду только десять праведников» — Быт. 18, 22—32
«Половину имущества отдам...» — Лк. 19. 1—10.
«...об одной заблудшей овце» — Мф. 18, 12—13; Лк. 15, 4—6.
С. 412. «И восскорбел духом: где брат мой Лазарь» — повествование о смерти и воскрешении Лазаря (Ин. 11, 1—44).
«Приими меня, егда приидеши во царствии Твоем» — Лк. 23, 42.
С. 413. «Не знаю вас: идите в огонъ вечный...» 41; Лк. 13, 25. Мф. 22
23; 25.
«...будут открыты очи — и не увидят...» — Ис. 6, 9—10; Мф. 13, 14.
«Илиею воскресшим» — Лк. 9, 8, 19; Мф. 16, 14; Мк. 8, 28.
С. 414. «Да не будут тебе Бози инии разве Мене» — Исх. 20, 3 в церковнославянском переводе.
С. 415. «Се дом ваш оставляется вам пуст» — Мф. 23, 38.
«В Исааке наречется тебе семя» — Быт. 21—12.
«Я хотел бы быть отлученным от Иисуса...» — вольное изложение «Послания к Евреям».
С. 416. «Господи, если Ты решил истребить народ Твой...» — Исх. 32, 32,
…то без свежей воды — В изложении Розанова библейские события, описанные в книге Исход, даны в обратной хронологической последовательности. См.: Исх. 15, 22—27; 16; 32, 2—4.
«Я носил его на руках моих...» — Чис. 11, 11—12.
...«варить козленка в молоке его матери» — ср.: Исх. 23, 19; 34, 26; Втор 12, 21.
С. 417. «Если бы вы сместили девство...» — вольное соединение 1 Кор. 7, 1, 25 и Мф. 19, И.
...«всадника, сидящего на белой лошади» — Откр. 6, 2.
Синоптики — евангелисты Матфей, Марк и Лука.
454
О Сладчайшем Иисусе
и горьких плодах мира
Впервые: Доклад, прочитанный на заседании Религиозно-философского общества 21 ноября 1907 г., опубликованный в «Русской мысли» (1908. Кн. 1. С. затем в кн.: «Записки С.-Петербургского Религиозно-философского общества» (Вып. II. СПб., 1908. С. 19—27).
С. 420. «...надо знать закон построяемого храма» — об устройстве нового храма повествуется в книге пророка Иезекииля (гл. 40—43).
С. 422. ...«воспойте Господу на арфах» — «Пойте Господу моему на кимвалах» (Иудифь 16, 1); арфы упоминаются в Библии в плаче пленников «Песни реках Вавилона»: «На вербах посреди повесили мы наши арфы» (Пс. 136, и в Книге Премудрости Соломона (19, 17).
«Бога никогда же никто же видел» — 1 Ин. 4, 12.
«Нельзя видеть Меня и не умереть» — Исх. 33, 20.
Тревожная ночь
Впервые: Северные Цветы на 1902 г. М., 1902. С. 3—15.
С. 433. Мчатся тучи, вьются тучи... — А. С. Пушкин. Бесы (1830)
С. 434. ...как «купцы будут плакать …» — см.: Откр. 18, 9—19
«Будут три времени и пол-времени» — «До времени и времен и полувремени» (Дан 7, 25).
«И мерзость запустения станет на месте святе…» — Дан. 11. 31
«И жертвоприношения прекратятся...»— см. там же. У пророка Даниила речь идёт о соглашении царя Антиоха IV с иудеями-отступниками.
Страница сгенерирована за 0.26 секунд !© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.