Поиск авторов по алфавиту

Не потерять упование на Бога. О том, что покаяние и молитва побеждают уныние

НЕ ПОТЕРЯТЬ УПОВАНИЕ НА БОГА

 

О том, что покаяние и молитва побеждают уныние

 

Каждому человеку приходится в жизни сталкиваться с таким тяжелым душевным состоянием, которое на святоотеческом языке называется унынием. Чувство уныния знакомо едва ли не каждому человеку, однако часто под унынием мы подразумеваем совсем не то, чем оно является на самом деле.

Любому из нас свойственна перемена настроения, и мы знаем, что такое плохое настроение. Оно может иметь различные причины и проявляться по разным поводам.

Нередко причиной дурного настроения бывает наше физическое самочувствие, телесная немощь, болезнь, причем необязательно болезнь духа, — причиной может быть банальное заболевание нашей плоти.

Когда мы испытываем физический дискомфорт, это отражается и на сфере наших чувств, на восприятии нами окружающего мира, это угнетающе воздействует на нашу психику. Подобное состояние лечится врачами, и современная медицина знает много способов, помогающих человеку справиться с болезнью.

Так что плохое настроение не всегда имеет духовные причины. Это важно иметь в виду. Каждый человек должен знать, какие средства ему следует употребить, преодолевая угнетенное состояние духа, — духовные или медицинские.

129

 

 

Бывает и так, что наше настроение, эмоциональный уровень снижаются оттого, что мы сталкиваемся с некими жизненными проблемами: неудачами на работе, конфликтами в семье.

Даже плохая погода — магнитные бури и тому подобное — способна негативно влиять на состояние человека, портить его настроение.

Но плохое настроение ни в коем случае нельзя путать с унынием. Уныние есть грех, и у этого греха существуют конкретные духовные причины, не имеющие никакого отношения к погоде, магнитным бурям или каким-то сложным обстоятельствам жизни.

Хорошо известно, что даже в самых трудных ситуациях многие люди никогда не впадают в уныние. Достаточно вспомнить рассказы о войне. Сейчас мало осталось участников и свидетелей тех страшных событий, но мне приходилось общаться с людьми, прошедшими фронт и пережившими Ленинградскую блокаду. И когда я расспрашивал их о тех годах, они говорили о страхе, о физических муках, о голоде, о смерти, но никто и никогда ни слова не сказал об унынии. Под натиском тех ужасных внешних обстоятельств уныние отступало, нужно было бороться за свою жизнь, за жизнь других людей, за победу над врагом.

Уныние не следует смешивать с печалью, со скорбью.

Скорбь — это естественное чувство человека, которое тоже греховно, но тем не менее является вполне понятной реакцией на трудные обстоятельства, на потерю близких, на болезни.

Скорбь — это то, что в современной жизни мы называем стрессом. Уныние связано со скорбью, но не всегда.

О связи уныния с печалью, со скорбью святой преподобный Макарий Египетский говорит так: «Диавол ввергает нас

130

 

 

в уныние во время скорби, чтобы лишить упования на Бога». Значит, уныние — это не сама скорбь, а нечто сопутствующее ей. Более того, уныние может возникнуть вообще без всякой видимой причины, потому что является не чем иным, как воздействием на нас темной диавольской силы.

В отличие от печали, которая просто пронизывает человека болью, уныние делает нас расслабленными, лишает духовного иммунитета, сосредоточения.

Находясь в унынии, человек не может собрать свои силы для того, чтобы преодолеть печаль, скорбь, стресс, — он словно смертельно ранен. Он жив, но он не может сопротивляться.

Святые отцы очень красочно описывают это состояние, которое лишает человека возможности трудиться, мыслить, которое приводит к разного рода последствиям, таким как лень, расслабленность.

Все это отражается на нашем образе жизни, все это передается нашим ближним, но самое главное — уныние наносит нам самим очень большой духовный ущерб.

Уныние чаще всего приходит к нам не в момент преодоления тяжких жизненных обстоятельств, а во времена относительного благополучия, иногда и без всякой видимой причины.

На это иногда жалуются монашествующие в монастырях, где, казалось бы, все располагает к молитве, к богосозерцанию, к особому настрою.

И вдруг неведомо откуда, беспричинно, в сердце появляется уныние, опускаются руки, не хочется идти на богослужение, — такой инок с трудом молится...

Если не выйти из этого состояния, то оно может привести даже монашествующих, не говоря уже о людях мирских, к очень сильному духовному расстройству.

131

 

 

И вот почему...

В основе уныния — потеря надежды, сомнения, чаще всего касающиеся жизненной перспективы. Не столько внешние обстоятельства, сколько состояние ума и сердца разрушают надежду. Здесь мы имеем дело с грехом, ибо надежда исчезает тогда, когда ослабевает вера.

Если мы искренне верим в то, что Бог с нами, что через молитву, покаяние, Таинства Церкви мы вступаем в общение с Ним, если верим в то, что Бог силен из камней сих воздвигнуть детей Аврааму (Мф. 3, 9; Лк. 3, 8), что Господь может спасти нашу душу и преобразить нашу жизнь, то о каком унынии может идти речь?

В таком случае уныние уходит, а вместо него приходит понимание, что даже тяжкие обстоятельства жизни, болезни и скорби попускаются нам Богом. Милосердный Господь не является источником наших скорбей.

Он если и попускает нам пройти через них, то только ради исправления нашей жизни к лучшему. Тяжелые душевные переживания нередко для того и посещают нас по попущению Божиему, чтобы, преодолев их, мы обрели надежду и укрепились в вере.

Когда духовно сильный человек сталкивается со скорбью, он пытается преодолеть это состояние так, как учит нас авва Дорофей: мужеством и благородством; как учат нас другие святые подвижники: молитвой, богомыслием, добрыми делами. Но если в сердце человека проникает уныние, то он становится неспособным сопротивляться жизненным обстоятельствам, приводящим его к печали, к скорби.

Теперь понятно, почему святитель Иоанн Златоуст называет уныние главой и началом всех наших несчастий, — потому что слабый человек, находящийся в унынии, не способен сопротивляться.

132

 

 

Почему так происходит?

Потому что, впадая в уныние, мы теряем упование на Бога, по слову Макария Египетского. Уныние разрушает в человеке веру, у такого человека опускаются руки, ему даже молиться трудно, он не верит, что Бог может ему помочь. Вот почему уныние — начало всех несчастий.

Если теряется вера в то, что Бог рядом и что даже в самых трудных обстоятельствах жизни Он может протянуть Свою спасающую десницу и помочь нам восстановить силы, душевное равновесие, выйти из полосы невезения, неудач, трудных обстоятельств, то человек становится не способным ни молиться, ни уповать на Бога.

Все вышесказанное имеет самое непосредственное отношение к покаянию, ибо уныние и покаяние — несовместимы.

Человек, пребывающий в унынии, не способен по-настоящему каяться и молиться. Ведь мы приносим покаяние в надежде изменить себя и свою жизнь, стать лучше.

Покаяние — это показатель внутренней динамики духовной жизни, это всегда надежда на милость Божию, это всегда вера, а значит, спокойный и мирный взгляд в будущее. Я раскаиваюсь, потому что хочу стать лучше, хочу стяжать милость Божию, обрести Царствие Небесное. Так какое же уныние может быть у кающегося человека?

Главным препятствием на пути кающегося человека является отсутствие способности видеть и помнить свои грехи. Грех беспамятства словно вплетается в канву жизни, перемешиваясь с событиями и явлениями вовсе не греховными, забывается, а потому человек лишается возможности принести необходимое покаяние.

Такое бесчувствие к собственным грехам свидетельствует об опасном внутреннем состоянии человека, указывает на некий духовный недуг, относящийся к области его

133

 

 

нравственности, ибо неспособность видеть свой грех, неведение, говорит о помрачении нравственного чувства.

Острота духовного зрения зависит от умения оценивать свою жизнь, глядя на нее со стороны, потому что изнутри, из глубины собственного «я» трудно давать беспристрастную оценку своего духовного состояния.

Для того чтобы уметь объективно судить о самом себе, нужно научиться смотреть на свою жизнь как бы сквозь призму житий святых Божиих угодников, которые являют нам пример нравственной и духовной красоты.

Такой взгляд поможет отчетливо понять, что в нашей жизни нам следует изменить, искоренить, улучшить или усовершенствовать, а также, что происходит в душе человека, который искренне раскаивается пред Богом.

Грех уныния разрушает надежду, ослабляет веру, а без веры и надежды на любовь Божию и на Божие всепрощение подлинного покаяния быть не может.

Большой трудностью для кающегося человека является отсутствие или слабость духовного зрения, то есть способности видеть свои грехи, а также некое беспамятство на совершенные прегрешения.

Замечательные слова содержатся в Великом покаянном каноне преподобного Андрея Критского: «Пресущная Троице, во Единице покланяемая, возми бремя от мене тяжкое греховное, и яко благоутробна, даждь ми слезы умиления».

В этих нескольких словах содержится вся суть того, что происходит с человеческой душой в момент подлинного раскаяния и примирения с Богом.

Никаким напряжением духовных и физических сил, никакой властью человеческой невозможно освободиться от тяжкого греховного бремени.

134

 

 

Никакие сверхлюди не способны сами освободить себя от груза греха, ибо Бог гордым противится, а смиренным дает благодать (1 Пет. 5, 5).

Если человек считает, что он способен самостоятельно управлять своей внутренней, духовной жизнью, что ему не нужна никакая помощь для самосовершенствования, то он глубоко ошибается — не дано этого человеку.

Только «Пресущная Троица, во Единице покланяемая» может избавить нас от тяжкого греховного бремени, только милосердный Бог может испепелить наши прегрешения, очистить душу и даровать надежду на спасение.

А происходит это очищение в ответ на наши встречные усилия. Сознавая свой грех, мы должны не только с сокрушением сердечным раскаиваться в нем, но и просить Господа освободить нас от тяготы греховной.

Святой Ефрем Сирин, размышляя на тему уныния, говорит, что самое сильное средство для преодоления уныния — молитва.

Поэтому молитва и покаяние — суть единое делание: ни покаяние без молитвы, ни молитва без покаяния не способны преобразовать нашу жизнь.

Вот почему наше раскаяние должно постоянно сопровождаться молитвой к Богу с просьбой спасти нас, помиловать, снять с нас бремя греха.

Необходимо молиться Богу вопреки, может быть, всевозрастающему нежеланию это делать.

Представьте человека, который на морозе, замерзая в снегу, вначале страдает от ужасного холода, сковывающего все его тело, а в какой-то момент вдруг перестает чувствовать этот холод.

Он погружается в состояние расслабленности, сна, — и если в этот момент его не разбудить, не встряхнуть, не поставить на

135

 

 

ноги, не вернуть к сознанию, то он непременно умрет. У него потеряна сопротивляемость, он не может больше бороться за свою жизнь.

Вот то же происходит и с человеком, который впадает в уныние. Потому святой преподобный Ефрем Сирин и настаивает на необходимости именно во время таких душевных испытаний заставлять себя молиться, обращаться к Богу с дерзновением, просить у Него помощи, чтобы не заснуть греховно, чтобы не перейти черту, отделяющую духовную жизнь от духовной смерти.

Авва Дорофей, который также много размышляет на тему уныния, говорит о необходимости не только молитвы и не только размышлений о своем собственном состоянии, но и рукоделия.

Необходимо что-то делать своими руками, — другими словами, необходимо непременно начать трудиться. Это очень важно для того, чтобы сконцентрировать свои мысли на другом.

Не зацикливаться на своей скорби, своем унынии, захлебываясь в этих опасных чувствах, но переключить свое сознание, направить энергию на другое — на труд.

И лучше всего трудиться во благо ближних своих, будь то в семье или на работе или в каких-то других обстоятельствах.

Нужно избрать определенную работу, которая действительно захватила бы сердце, увлекла ум. И если сопровождать такое рукоделие, такой труд молитвой, то мысль перестанет находиться в опасной дремоте, человек перестанет погружаться в опасную духовную трясину, которая может полностью его погубить.

Величайший опыт отцов и учителей Церкви, основанный на двухтысячелетней традиции христианства, помогает нам

136

 

 

прикоснуться к важным сторонам духовной жизни человека и найти такие способы самосовершенствования, которые позволяют реально воздействовать на нашу жизнь и изменить ее к лучшему, преодоления всего того, что лишает нас внутренней гармонии и мешает здоровой духовной жизни.

137


Страница сгенерирована за 0.34 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.