Поиск авторов по алфавиту

Тайна страданий и смысл жизни. Что означает призыв «сораспяться Христу»?

ТАЙНА СТРАДАНИЙ И СМЫСЛ ЖИЗНИ

 

Что означает призыв «сораспяться Христу»?

 

Гope и страдания присутствуют в жизни людей, и многие пытаются преодолеть их в своей повседневной жизни. Все развитие человеческой цивилизации направлено на то, чтобы жить стало легче, комфортнее, благополучнее, чтобы страдание ушло в сторону. Но ничего не получается! Даже в наше время, когда на Земле накоплены колоссальные богатства, абсолютное большинство ее жителей — нищие люди, и значительная часть из них голодает; очень многие лишены самого необходимого — даже чистой воды. А как много тех, кого злословят! Здесь уже никакие деньги, никакое богатство, никакая власть не могут помочь тем, кого обижают, на кого клевещут. А если к этому добавить еще и болезни, которые приносят огромную скорбь! А утрата близких и родных? Этот перечень можно продолжать.

Решить проблему человеческих страданий пытались многие философы еще в древности, но и сегодня современная цивилизация, развивая технику, совершенствуя экономику, имея огромные возможности воздействия на природу, не может избавиться от них!

Что это означает? Некоторые люди, задумываясь на тему страданий, начинают роптать на Бога и спрашивают: как же мы именуем Бога любящим Отцом, если в мире так много страданий, так много несправедливости, так много болезней, преждевременных смертей, в том числе смертей невинных младенцев? Как все это совместить с Божественной

189

 

 

любовью и с Божественным всемогуществом? И есть те, кто в Бога не верят именно потому, что не могут объяснить эту несправедливость и эти страдания. Как сказал один дерзкий человек, если он явится пред Богом, то спросит Его: «А Тебе не стыдно?» — имея в виду неустройство человеческой жизни.

Повествуя о Нагорной проповеди, апостол Матфей перечисляет девять блаженств и формулирует их как некие заповеди, как некие законы (Мф. 5, 1-12). Но евангелист Лука воспринял сказанное Спасителем с другой точки зрения. Он излагает их в совершенно ином контексте. В его устах эти слова не звучат как заповеди (Лк. 6, 17-23). Из девяти он выбирает только четыре — те самые, в которых отражается вся совокупность человеческой скорби и человеческого горя. Он говорит о том, что блаженны нищие. Он говорит о том, что блаженны голодающие, алчущие, потому что они насытятся. Он говорит о том, что блаженны те, кто гоним людьми, кого злословят, потому что они возвеселятся.

Удивительные слова... Почему апостол не формулирует слова Нагорной проповеди как заповеди? — Потому что он связывает тему скорби и страданий с разрешением всех тех проблем, которые мешают иметь полноту жизни.

Если мы будем пытаться преодолеть проблему человеческого страдания в рамках физической жизни, у нас ничего не получится. Более того, если мы будем основывать свое мировоззрение только на том времени, которое Бог нам дает для пребывания на земле, у нас не получится сформулировать внятное понимание смысла человеческой жизни. Все превращается в некое безумие. Шесть, семь, восемь десятков лет, которые живет человек, — и потом уходит из жизни. Каков смысл этих лет и есть ли он вообще? Если мы отрицаем Бога, отрицаем вечность, то никакого смысла нет — суета сует и томление духа (Еккл. 1,2,14), — как говорил мудрый Соломон.

190

 

 

Апостол и евангелист Лука, взяв из Нагорной проповеди четыре свидетельства о страданиях, учит нас, что в границах земной жизни, в рамках физического бытия невозможно преодолеть человеческое горе и человеческое страдание. Как бы ни напрягался человек, каким бы мощным и сильным он ни становился, как бы ни развивалась наука, какими бы фантастическими технологиями ни обогащалось человечество, — не решить проблему человеческого страдания! Апостол указывает, в каком измерении эти проблемы решаются. Блаженны голодные, потому что они насытятся. Где и когда? Блаженны те, кто пребывают в горе, плачущие, потому что они возвеселятся. Где и когда? Блаженны те, против кого восстают люди, злословящие их, потому что их радость будет велика. Где и когда это произойдет? И становится ясно, что апостол, передавая слова Спасителя, открывает нам тайну человеческой жизни. Никогда, ни при каких условиях в пределах земной, физической жизни не будут преодолены страдания и горе, каким бы великим и могущественным ни становился человек, — но только в перспективе вечности. А для Бога нет границы между миром земным и миром духовным. И если мы воспринимаем наше бытие в перспективе вечности, то именно в масштабах вечности преодолеваются человеческое горе и человеческая скорбь, наполняется смыслом наше кратковременное, почти мгновенное пребывание в физическом теле здесь, на земле, — такое скоротечное, как это хорошо знают люди зрелого возраста. Смысл открывается в вечности, и в вечности разрешаются вопросы о совместимости Божественной любви и человеческих страданий, потому что там голодные получат пищу, жаждущие — воду, а скорбящие возвеселятся.

Может быть, кто-то спросит: ну, а на земле можно как-то со всем этим бороться? Или остается только уповать на то, что после смерти будут преодолены все скорби и все болезни? И Господь

191

 

 

дает нам дивные примеры: те, кто отдает себя в руки Божии, кто живет по Божиим заповедям и Божиим законам, обретают великую силу духа, способную испепелить всякую скорбь и всякое горе. Такой пример являют нам святые угодники.

Апостол Павел говорит, что наши кратковременные легкие страдания производят... вечную славу, когда мы взираем не на видимое, но на невидимое: ибо невидимое вечно, а видимое скоро проходит (2 Кор. 4, 17-18). Эти замечательные слова апостола означают, что страдания и трудности, с которыми мы сталкиваемся в нашей жизни — в быту, в семейных отношениях, в общении с другими людьми; страдания, которые посещают нас в виде болезней, материальных трудностей и всего, что иногда кажется величайшим горем, — это на самом деле слабые, скоропреходящие страдания. Но и эти слабые и скоропреходящие страдания, по слову апостола, производят вечную славу, то есть приводят нас ко спасению. Однако для этого есть непременное условие: мы должны взирать не на временное, то есть скоро преходящее, а на вечное.

Что означает взирать? — Это означает иметь цель, иметь жизненную установку, иметь приоритет и доминанту в мыслях, в чувствах, в жизни. Если мы устремлены к вечному, то, как говорит апостол Павел, легкие, скоропреходящие страдания, которые, конечно, ранят нас, которые отнимают энергию и силы, которые иногда резко понижают наш эмоциональный уровень, — так что мы находимся в скорби, в печали, а иногда плачем, тоскуем, даже ропщем, — производят вечную славу, вводят нас в славу Божию, когда мы не теряем жизненного ориентира, когда перед нами — вечность, которая в человеческой истории явлена через Господа нашего Иисуса Христа, через Его Слово, Его Послание к нам, Его великое Божественное учение.

Что же происходит с нами, когда у нас есть эта Божественная вечная доминанта в жизни и когда мы проходим через

192

 

 

страдания? — Они становятся легкими и скоропреходящими, по слову апостола Павла. Эти слова апостола получали блестящее подтверждение на протяжении всей человеческой истории, особенно истории новозаветной, истории Церкви. Мы знаем, что страдания, которые испытывали исповедники и мученики, были легкими в очах Божиих, скоропреходящими; и мы уже не столько говорим об этих страданиях, сколько просто отмечаем, что через них люди обрели спасение, потому что взирали на вечное — и в тюрьмах, застенках, и будучи оскорбляемы и угнетаемы, подвергаясь лжи и клевете, будучи презираемы и отвержены обществом. Они были сором, — как в другом месте говорит апостол Павел, — для мира (1 Кор. 4, 13), но страдания их оказались скоропреходящими и легкими в масштабах вечности, — и сегодня они, в подтверждение слов апостола Павла, вместе с Богом утверждают вечную славу.

Сегодняшний день учит нас тому, как вера в Бога наполняет смыслом нашу жизнь, разрушает нелогичность кратковременного земного бытия, как вера в Бога и жизнь по Божественным заповедям дает нам победу над скорбями и горем, открывает перед нами великую надежду на обретение полноты жизни.

Человек спасается верой. Об этом замечательные слова апостола Павла из его Послания к Галатам. Обращаясь ко всему христианскому миру, апостол говорит о том, что делами закона — человеческого, ветхозаветного закона, который до пришествия в мир Спасителя регламентировал все стороны и обычной человеческой, общественной жизни, и духовной жизни, — делами, которые направлены на исполнение этого закона, невозможно спастись. Я сораспялся Христу, — говорит апостол Павел и заключает эту часть своего послания словами: Не я живу, но живет во мне Христос, — тем самым показывая, что он спасается верой (Гал. 2,16-20).

193

 

 

Эти слова, может быть, не всем легко сегодня понять. Как это так: сораспяться Христу? Это что, вслед за Ним на Голгофу взойти, обречь себя на страдания и смерть? Совсем не так. Сораспяться Христу означает отождествиться с Ним, с Его словами, с Его жизнью, чтобы не мы жили, но чтобы жив был в нас Христос.

Что такое внутренняя духовная жизнь человека? Из каких составляющих она складывается? Таких составляющих три: наша умственная, интеллектуальная, творческая деятельность; наши волевые установки и способность поступать так, как мы желаем, в соответствии с нашей волей; и, наконец, это область наших чувств. И когда апостол Павел говорит о том, что не он живет, но живет в нем Христос, это значит, что его ум, его воля, его чувства подчинены Господу.

Что это означает для нас? Как мы можем подчинить ум Господу, когда восемь, десять, иногда двенадцать часов в сутки мы думаем не о Боге, а о своих делах — профессиональных, творческих, простых человеческих делах? Обустроить дом, позаботиться о семье, о здоровье, об отпуске, приобрести какие-то вещи, устроиться на работу, сделать карьеру, получить образование — вот о чем мы думаем. А у людей, которые поднимаются по иерархической лестнице власти, еще больше различного рода дум: нужно решать задачи и профессиональные, и политические, и экономические, и социальные. Да мало ли о чем мы думаем...

Но как же подчинить свой ум Христу? Это что, постоянно думать о Евангелии, о каждом слове евангельском? Тогда на какие наши человеческие дела хватит нашего ума? Подчинить свой ум Христу — значит жить в Нем. Мы можем чего-то и не знать, хотя должны знать многое. Мы должны знать, чему Господь научил род человеческий. Поэтому когда говорят: «Я верующий, но я никогда Евангелие не читал», то это означает,

194

 

 

что человек что-то путает в своей жизни. Он не может верить в то, о чем не имеет никакого представления. Евангелие должно быть нашей настольной книгой, мы должны каждый день посвящать чтению Евангелия, хотя бы небольшими частями, но воспринимать слова Господни. Но самое главное — мы должны сформировать свой ум в системе христианского мировоззрения. Это очень важно, потому что тогда, даже осуществляя тысячи земных дел — и больших, и малых, — мы не откажемся от Христа, мы не предадим Его, мы не сделаем ошибок, если будем действовать в той системе координат, которую Бог нам определил.

Иногда возникает вопрос о том, как определить эту систему координат. Ответ такой: человек, конечно, должен знать, что означает христианство. И второе, что очень важно, — человек должен прислушиваться к голосу своей совести и никогда не подличать, никогда не делать того, что против воли Божией. Нет ничего противного воле Божией в том, что мы исполняем свой долг — профессиональный, государственный, когда мы исполняем семейные обязательства, свои обязательства по отношению к друзьям, к близким, к родным. Но все это мы должны делать в системе Божественных координат, не согрешая ни пред Богом, ни пред людьми. И если кто-то скажет: «Я не знаю, что все это означает», я с дерзновением скажу, что каждый человек знает, когда он совершает гадкий поступок. И как бы он себя ни убеждал в том, что это объяснимо, оправдано внешними обстоятельствами, политикой, дипломатией, голос совести ему говорит: «Не так поступаешь!» Поступать по воле Божией, сораспяться Христу своим разумом, чтобы Он жил в нас, и означает жить в соответствии с Его законом, который опознается и через слово Божие, и через закон нашего сердца, через нравственный закон голосом нашей совести.

А что означает подчинить волю Господу? Это означает, что наше мировоззрение, наше нравственное чувство, которое

195

 

 

помогает нам понять, где правда, а где ложь, куда нужно идти, а куда идти никогда нельзя, должно сопровождаться нашими волевыми установками. Когда мы говорим себе: «Остановись, не иди дальше — там грех, там погибель, и никакие блестящие перспективы, ценности, которые сейчас тебя привлекают, не оправдают твоего поступка, — остановись и подумай», — это и есть воля, подчиненная Христу.

И, наконец, чувства — особая сфера человеческой жизни. Апостол Павел говорит: В вас должны быть те же самые чувства, что во Христе Иисусе (Флп. 2,5). А какое чувство было во Христе Иисусе? Он был воплощением любви. И мы знаем, как тяжело проявлять это чувство в жизни по отношению к людям. Его не всегда хватает даже на самых близких и родных — на мужа, на жену, на детей, на братьев, на сестер, — что уж говорить о других людях! Но Господь не отменяет этой заповеди, Он говорит: Любите друг друга (Ин. 13, 34). Это означает, что мы должны возрастать в любви и оберегать это чувство, когда оно ярко горит в сердце! Иногда смотришь на молодых людей, которые встретились и почувствовали в сердце своем любовь, — как они нежны друг с другом, как они бережно держат друг друга за руки, как они обещают идти вместе по жизни. Но мы знаем, что часто бывает так, что от этого чувства ничего не остается — одни только развалины, а иногда на его месте вырастает и иное чувство — чувство злобы.

Бог велит нам не разрушать нашу любовь. И даже когда возникает искушение, соблазн, а современный мир, окружающая нас действительность обрушивают целый водопад соблазнов, мы должны иметь силу воли, чтобы защищать свои чувства.

Но все равно не хватит сердца на то, чтобы любить всех. И что же тогда означает эта заповедь о любви? Она означает только одно: если мы не делаем людям зла, а пытаемся делать добро, то само это доброделание воспитывает в нас внутреннее

196

 

 

чувство любви. Сложно сказать человеку, которого первый раз увидел: «Люблю!», но если сердце воспитано в добре, то постепенно и любовь приходит, как она приходила к святым угодникам, к преподобному Серафиму, который молился, стоя на камне тысячу дней и тысячу ночей, и в сердце его была любовь ко всему миру. Это, конечно, высота совершенства. Но невозможность достигнуть высоты саму высоту не отменяет. Многие из нас не могут подняться на высокую гору, но это не значит, что горы не существует. Многим трудно посмотреть на небо, но это не значит, что неба и солнца не существует. Это все существует как пленительная цель человеческой жизни. Вот что означает: уже не я живу, но живет во мне Христос.

Апостол Павел погрузился в стихию Божественной жизни, он говорил от сердца, он связывал свой путь с распятием, потому что на этом пути нужно распять многие свои плохие черты характера, плохие навыки. Все это нужно разрушить, нужно очистить свой ум, свое сердце и свою волю навстречу Спасителю.

Святой преподобный Ефрем Сирин сказал замечательные слова: «Тот не спотыкается, кого Бог поддерживает». Это значит, что мы не спотыкаемся на своем жизненном пути, решая свои жизненные проблемы, тогда, когда нас Бог поддерживает. Мы не спотыкаемся также и на нашем пути духовного восхождения, если Бог нас поддерживает. Вот почему и утверждает слово Божие, что нет спасения вне Церкви, — ведь Церковь как община верующих людей, в которой нисходит Святой Дух, в которой подаются Таинства, и есть те руки, которыми Бог поддерживает человека. И это руки всех нас, потому что Церковь — это община верующих. Именно из этого исходит духовный посыл огромной силы и духовное требование ко всем нам: жить как единая община, поддерживать друг друга и на путях жизни, и на пути духовного восхождения.

197


Страница сгенерирована за 0.33 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.