Поиск авторов по алфавиту

Первые назначения

ПЕРВЫЕ НАЗНАЧЕНИЯ

(1961-1972)

 

Продолжая работу в ОВЦС, в 1961-1962 учебном году иеромонах Ювеналий преподавал Священное Писание Нового Завета в Московской духовной семинарии.

Будучи сотрудником Отдела, назначенным с 22 августа 1961 г., иеромонах Ювеналий постоянно участвовал в работе ХМК, имевшего свой рабочий комитет, комиссии, региональные комитеты и проводившего как рабочие заседания, так и конгрессы. Вот примерная хроника этой деятельности.

Хроника

Январь 1961 г. Рабочий комитет в Берлине и участие в Грейфсвальде в подготовке Всемирного общехристианского конгресса.

С 15 по 18 мая 1962 г. молодой священнослужитель в составе делегации Русской Православной Церкви участвовал в заседании Совещательного комитета Продолжения работы ХМК (Христианской Мирной Конференции) в Карловых Варах. 25-27 января 1963 г. (вместе с протоиереем Игорем Зуземилем (1919-1999, впоследствии митрополитом Венским и Австрийским Иринеем) принял участие в Региональной конференции ХМК в ФРГ, в заседании молодежной комиссии (ГайдельбергБад-Либенцель). 17-20 ноября 1964 г. участвовал в заседании Рабочего комитетаХМК в Англии.

Святейший Патриарх Болгарский Кирилл и Святейший Синод Болгарской Православной Церкви пригласили Рабочий комитет ХМК провести свою первую в 1965 г. сессию в Софии. Среди других участников сессии, отправившихся 1марта в столицу Болгарии, был архимандрит Ювеналий, заместитель председателя Отдела внешних церковных сношений Московского Патриархата. В субботу, в канун Прощеного воскресенья, отец Ювеналий совершил всенощное бдение в русском Свято-Николаевском храме-подворье в Софии.

112

 

 

Иеромонах Ювеналий. 1961 год

113

 

 

По приглашению Московского Патриархата 5 и 6 апреля в Москву прибыли члены Богословской комиссии, учрежденной на втором Всехристианском мирном конгрессе, проходившем в Праге летом 1964 г. под девизом «Завет мой завет жизни и мира» (Мал. 2:5). Член Рабочего комитета ХМК архимандрит Ювеналий принимал участие в работе Богословской комиссии.

21-25 марта 1966 г. участвовал в заседания Рабочего комитета ХМК в Праге. 22-25 февраля 1967 г. в Рацеформвальде в ФРГ,29 июня по 4 июля того же года в Троице-Сергиевой лавре,23-26 января и 29-30 марта 1968 г. в Праге.

С 16 по 27 апреля в Советском Союзе по приглашению Московского Патриархата находилась делегация Регионального комитета ХМК в ФРГ во главе с оберкирхенратом д-ром ГейнцемКлоппенбургом. Одновременно в СССР гостили представители Регионального комитета ХМК в Швейцарии супруги Генрих и Лидия Хельштерн.

17 апреля гости посетили храм во имя святых апостолов Петра и Павла в Лефортове, где присутствовали за Божественной литургией, которую совершал епископ Ювеналий. За ходом богослужения они следили по Служебнику на немецком языке, изданному в переводе и под редакцией известного поборника Православия в Германии и просветителя протоиерея Алексия Мальцева1.

6 декабря 1961 г. иеромонах Ювеналий в составе делегатов от Русской Православной Церкви вылетел в Индию, в Нью-Дели, на III ассамблею Всемирного совета Церквей (где был наблюдателем на предварительном заседании молодежного департамента и на заседании молодежных лидеров). Эта ассамблея тоже стала важным событием эпохи: христиане из всех частей света обратились с призывом к правительствам и народам всех наций. Лейтмотивом послания стало требование прекратить гонку вооружений, прекратить испытания атомного оружия.

С 8 по 16 июня 1962 г. состоялась поездка в Евангелическую академию в Арнольдсхайн (ФРГ), где отец Ювеналий встречался с молодежью в день Пятидесятницы. Он также побывал в Бонне, Франкфурте, Мюнхене, Баден-Бадене, а на обратном пути в Вене.

1 Мальцев Алексий Петрович (1854-1915), протоиерей, видный миссионер, основатель Свято-Князь-Владимирского общества, помогавшего нуждающимся российским подданным в Германии, а также построившего множество православных храмов в этой стране. Переводчик богослужебных книг на немецкий язык.

114

 

 

7 июля 1962 г. резолюцией Святейшего Патриарха Алексия I (на рапорте председателя Отдела внешних церковных сношений архиепископа Никодима (Ротова)) иеромонах Ювеналий был удостоен награждения саном игумена с возложением креста с украшениями. За Божественной литургией в Успенском соборе Троице-Сергиевой лавры во исполнение резолюции Его Святейшества он был архиепископом Никодимом возведен во игумена. Благословением Святейшего Патриарха 14 июля ему было дано право ношения палицы.

В июле 1962 г. игумен Ювеналий был назначен настоятелем храма во имя святых Константина и Елены в Тегеле (Западный Берлин) и редактором бюллетеня Средне-Европейского Экзархата «StimmederOrthodoxie» («Голос Православия») на немецком языке, призванного свидетельствовать миру о жизни Русской Православной Церкви.

Как вспоминает Его Высокопреосвященство, он воспринял это послушание не без печали, ибо мечтал быть священнослужителем на Родине, подобно тому, как некогда отец Никодим начинал свой пастырский путь на сельском приходе. Владыка Никодим напоминал о необходимости смиренно исполнять порученное, и оставалось только подчиниться. Со временем редакторская работа увлекла, а выход в свет первого номера журнала настолько радовал, что отец Ювеналий положил его себе под подушку, не желая даже на ночь расставаться с плодом своих трудов.

НапротивТегельского храма находился Русский дом приют для пожилых эмигрантов. Многие пожилые люди пели в церковном хоре, и настоятель говаривал, что его хору в совокупности полторы тысячи лет.

Тогда, как и во время многих поездок по миру, отец Ювеналий часто встречался с русскими эмигрантами, которые пережили много тяжких жизненных испытаний, но сохранили веру. Для них Церковь была единственной духовной связью с Родиной. Они воспитывали своих детей в православии и из поколения в поколение передавали любовь к России.

2 ноября 1962 г. игумен Ювеналий был также назначен архиепископом Берлинским и Среднеевропейским Сергием (Лариным) вторым священником Воскресенского собора в Берлине.

1-5 октября 1962 г. он принимал участие в Конференции Европейских Церквей «Ниборг-III» в Дании.

115

 

 

Вскоре священнослужителя ждало новое ответственное назначение. 23 января 1963 г. постановлением Святейшего Патриарха и Священного Синода игумен Ювеналий был назначен начальником Русской Духовной Миссии в Иерусалиме с возведением в сан архимандрита. Тогдашний Ярославский архиепископ Никодим (Ротов) в Николо-Пенском храме, где все так дорого было сердцу нового начальника Иерусалимской Миссии, 21 февраля возвел его в сан архимандрита и вручил жезл с братским напутствием и отеческим назиданием.

26 февраля 21 марта 1963 г. архимандрит Ювеналий в составе делегации Русской Православной Церкви совершил поездку с ответным визитом Национальному совету Церквей Христа в США. Делегация пробыла в Соединенных Штатах свыше трех недель, посетила ряд городов, в том числе Нью-Йорк, Сан-Франциско, Чикаго, Даллас, Дейтон, Бостон, где ознакомилась с местной религиозной и общественной жизнью. В Нью-Йорке состоялась встреча с Генеральным секретарем ООН У Таном. Во многих местах делегация была принята гражданскими властями штатов или городов.

15 мая 1963 г. архимандрит Ювеналий по благословению Святейшего Патриарха Алексия I отбыл в Святой Град.

Пребывая в Иерусалиме, он совершал богослужения в Троицком соборе миссии и на принадлежавших ей участках, связанных с событиями Священной Истории, в Горненском монастыре, где совершал также и монашеские постриги. Как наставлял отца Ювеналия Владыка Никодим, главными его задачами были молитва о чадах Русской Церкви, хранение святых мест, принадлежащих нашей Церкви, и поддержание дружественных братских отношений с Иерусалимским Патриархатом. 19 ноября 1963 г. Русскую Духовную Миссию в Иерусалиме посетил Блаженнейший Патриарх Иерусалимский Венедикт. Поблагодарив Его Блаженство за выражение отеческой любви и внимания к Русской Миссии, архимандрит Ювеналий преподнес ему на молитвенную память о посещении Миссии икону Святой Троицы. А 29 марта 3 апреля 1964 г. глава Русской Духовной Миссии прибыл в Иорданию на именины Патриарха Венедикта. В те годы территория Восточного Иерусалима, где находится Гроб Господень, входила в состав Иордании. Попасть туда удавалось лишь несколько раз в году.

5-16 июня 1963 г. архимандрит Ювеналий присутствовал на заседании Совещательного комитета Продолжения работы Христи-

116

 

 

анской мирной конференции в Праге и на заседании молодежной комиссии.

В Иерусалиме архимандрит Ювеналий участвовал во встрече иерархов христианских конфессий, поддерживал связи с их представителями в Святой Земле. Например, 3 июля он посетил эфиопский монастырь в Иерусалиме, где был встречен братией во главе с настоятелем монастыря аббой Лейка. 7 июля, в день праздника Рождества Иоанна Крестителя, состоялись торжества с участием многих почетных гостей. Накануне всенощное бдение возглавил архимандрит Ювеналий. В самый день праздника Божественную литургию в Казанском храме Горненской обители совершал Высокопреосвященный Исидор, митрополит Назаретский и всея Галилеи, в сослужении архимандрита Ювеналия, настоятеля греческого монастыря в Катамоне архимандрита Игнатия, настоятеля и администратора Румынской Православной Церкви иеромонаха Лучиана, арабского и греческого духовенства. Песнопения, возгласы, чтение Евангелия совершались на церковно-славянском, греческом, румынском и арабском языках.

С з августа 1963 г. архимандрит Ювеналий член Комиссии Священного Синода по вопросам Христианского единства.

5-18 августа 1963 г. архимандрит Ювеналий участвовал в заседании молодежного комитета Всемирного совета Церквей в Рочестере (США). С 23 августа по 4 сентября 1963 г. он возглавлял делегацию Русской Православной Церкви при визите к Церкви Братьев в США (после заседаний в Рочестере).

Указом Святейшего Патриарха Алексия I от 29 апреля 1964 г. архимандрит Ювеналий, начальник Русской Духовной Миссии в Иерусалиме, во внимание к церковным заслугам, был награжден церковным орденом святого равноапостольного Великого Князя Владимира II степени.

В мае 1964 г. архимандрит Ювеналий возглавил первую после революции 1917 г. паломническую делегацию Русской Православной Церкви, посетившую Святую Гору Афон, Иорданию, Сирию, Ливан, Грецию и Израиль. В ее состав входили 14 человек, в большинстве профессора Московской и Ленинградской духовных академий.

28 июня -3 июля 1964 г. делегат II Всемирного общехристианского конгресса в защиту мира в Праге.

117

 

 

Сообщения со Святой Земли в «Журнале Московской Патриархии», написанные начальником Русской Духовной Миссии, очень подробные и наполнены живыми впечатлениями. В №6 за 1964 г. архимандрит Ювеналий в статье «Из жизни Русской Духовной Миссии в Иерусалиме» пишет: «Как некогда столетие назад, так и ныне наша Духовная Миссия в Иерусалиме является живым мостом братского общения со Святой Иерусалимской Церковью и всем христианским миром, представленным в Святой Земле. Свидетельством этому ныне были два праздника: дни памяти святого праведного Симеона Богоприимца и святителя Алексия Московского. День тезоименитства Святейшего Патриарха Алексия был торжественно отмечен в нашей Миссии совместно с иерархами, духовенством и верующими Святой Иерусалимской Церкви и, что особенно отрадно отметить в наше экуменическое время, с представителями других христианских церквей».

После богослужения гостей пригласили в здание Русской Духовной Миссии, где был устроен большой прием, на котором был Блаженнейший Патриарх Иерусалимский Венедикт в сопровождении настоятеля храма Гроба Господня архимандрита Германа. В книге почетных посетителей миссии Патриарх Венедикт оставил следующую запись: «Во имя славы Божией мы прибыли сегодня в миссию в день ангела Блаженнейшего Патриарха Московского и всея Руси господина Алексия. Вместе с иерархами нашего Иерусалимского Престола и начальником Русской Духовной Миссии архимандритом Ювеналием и другими священнослужителями и людьми мы молились о благоденствии, здравии и долгоденствии Блаженнейшего Патриарха Алексия, о Русской Православной Церкви и о всем русском народе. Патриарх Венедикт. 12 (25). II. 1964».

22 декабря 1964 г. постановлением Священного Синода архимандрит Ювеналий был освобожден от должности начальника Русской Духовной Миссии в Иерусалиме и назначен заместителем председателя Отдела внешних церковных сношений Московской Патриархии.

31 декабря Русская Духовная Миссия встречала своего начальника архимандрита Ювеналия, вернувшегося из Москвы. В те несколько дней на Святой Земле он поклонился христианским святыням и нанес прощальные визиты официальным религиозным, дипломатическим и государственным представителям Израиля

118

 

 

и Иордании: члену Секретариата по вопросам христианского единства, настоятелю католического Успенского монастыря на Сионе аббату Лео Рудлову; генеральному консулу Франции в Иерусалиме г-ну Лемуану; настоятелю монастыря святого Симеона Богоприимца в Катамоне архимандриту Игнатию; представителю Румынского Патриархата в Святой Земле архимандриту Лучиану; директору Департамента христианских исповеданий Министерства по делам религий д-ру Кольби, митрополиту Назаретскому Исидору; главе католиков в Израиле епископу Ханне Калдани; главе греко-католической общины в Хайфе архиепископу Георгию Хакиму; министру по делам религий д-ру ЗерахуВархафтиг; мэру Западного Иерусалима г-ну МордехаюИш-Шалому, то есть тем лицам, с которыми он поддерживал постоянный контакт во время возглавления Русской Духовной Миссии.

7 января Блаженнейший Патриарх Венедикт принял архимандрита Ювеналия в здании Иерусалимской Патриархии, отечески напутствовал его и, сказав о своей любви к Русской Православной Церкви, русскому народу и к Русской Духовной Миссии, в присутствии членов Священного Синода вручил ему орден Иерусалимской Церкви крест с частицей Животворящего Древа. В тот же день архимандрит Ювеналий нанес визит апостолическому делегату в Иерусалиме ЛиноЗанини. На следующий день, 8 января, в Троицком соборе Русской Духовной Миссии в Иерусалиме была отслужена Божественная литургия, которую возглавил митрополит Назаретский Исидор. После богослужения состоялся прием в миссии. На нем было около 200 человек. Во время приема монсиньор БальдочаКоррадо передал архимандриту Ювеналию от апостолического делегата ЛиноЗинини памятную медаль, выпущенную в связи с паломничеством Папы Римского Павла VI в Святую Землю, и братское письмо.

В начале января 1964 г. Святую Землю посетил с паломничеством Римский Первосвященник, имевший там встречу с Константинопольским Патриархом Афинагором. Архимандрит Ювеналий участвовал во многих официальных мероприятиях, связанных с этими событиями.

9 января бывший начальник Миссии выехал из Иерусалима и прибыл в Москву (через Афины и Вену). В те времена авиаперелеты были не только весьма утомительны из-за несовершенства само-

119

 

 

летов, по сравнению с современными, но и более продолжительны из-за необходимости делать многочисленные пересадки.

Должность заместителя председателя Отдела внешних церковных сношений требовала постоянного участия во многих официальных мероприятиях. Часть из них мы будем перечислять в виде хроники.

В качестве заместителя председателя Отдела архимандрит Ювеналий регулярно встречался с иностранными дипломатами, посещал приемы в посольствах. Обо всем этом регулярно сообщал «Журнал Московской Патриархии».

17 и 18 июня 1964 года в Москве, в Колонном зале Дома союзов, проходила работа Всесоюзной конференции советской общественности за мир, национальную независимость и разоружение. Среди представителей Русской Церкви был архимандрит Ювеналий, которого избрали членом делегации на Всемирный конгресс за мир, национальную независимость и разоружение в Хельсинки. 10-15 июля в составе делегации Русской Православной Церкви участвовал во Всемирном конгрессе за мир, национальную независимость и разоружение в Хельсинки, в котором приняло участие почти полторы тысячи представителей из 98 стран мира и от 17 международных организаций. Тогда отец Ювеналий познакомился со своей землячкой космонавтом В.Н.Терешковой. Религиозные деятели работали в VII комиссии «Создание благоприятной для мира атмосферы; роль культуры, религии и воспитания в деле служения миру; проблемы ООН». В своем выступлении на заседании комиссии архимандрит Ювеналий сказал: «Ни одна религия не оправдывает убийства, насилие и войны. И очень важно, чтобы служители всех религий донесли до сознания своих верующих эту истину для сплочения всех миролюбивых сил в мире... Христианство призывает своих последователей служить благу людей вплоть до самопожертвования. Мы не хотим быть политической силой, но мы стремимся стать моральным фактором в мире, полном недоверия, ненависти и вражды...»

26 июня з июля 1965 г. принимал участие в конференции в Боссэ: «Примирительное действие Божие среди наций и народов».

17-21 июля 1965 г. в составе делегации Русской Православной Церкви прибыл из Хельсинки в Варшаву на интронизацию Главы Польской Православной Церкви Блаженнейшего Митрополита

120

 

 

Стефана. Интронизация проходила в столице Польши, в митрополичьем Марие-Магдалинском кафедральном соборе.

Решением Священного Синода от 5 августа 1965 г. архимандрит Ювеналий был назначен наблюдателем на IV сессию Второго Ватиканского Собора. 13 сентября он вылетел в Рим (вместе с протоиереем Виталием Боровым (1916-2008). Во время этого очередного послушания в Риме архимандрит Ювеналий получил извещение, что 25 ноября 1965 г. Святейшим Патриархом и Священным Синодом ему определено быть епископом Зарайским, викарием Московской епархии, с оставлением в прежней должности заместителя председателя Отдела внешних церковных сношений. На этом его участие в Соборе закончилось, поскольку еще ранее Священноначалием Русской Православной Церкви было решено, что на нем не будет представителей Русской Православной Церкви в сане епископа.

Большая статья «О завершительной стадии Второго Ватиканского Собора», написанная уже епископом Зарайским Ювеналием, была опубликована в «Журнале Московской Патриархии» (№3 за 1966 г.). Подчеркивая большое значение этого Собора, создающего предпосылки для сотрудничества католиков со всеми людьми доброй воли по установлению на земле прочного мира, по преодолению колониализма и расизма, по борьбе с голодом, автор в то же время отмечал, что в решениях Собора встретилось и то, с чем православное сознание не может согласиться. Русский архипастырь относил к этому дальнейшее развитие учения о примате Римского Первосвященника, а также декрет об униатских церквах.

Приближалась дата епископского посвящения, и митрополит Никодим в соответствии с существующей неписаной традицией спросил отца Ювеналия, кого бы тот хотел пригласить на свою хиротонию. Будущий архипастырь просил об участии архиереев со своей родины Ярославля, с родины своего духовного отца Рязани, а также епископа Тегельского, что напоминало об его первом заграничном послушании и начале священнического служения.

В субботу 25 декабря 1965 г. в храме Ленинградской духовной академии состоялось наречение архимандрита Ювеналия во епископа Зарайского. Чин наречения совершали митрополит Ленинградский и Ладожский Никодим (Ротов), архиепископ Ярославский и Ростов-

121

 

 

ский Сергий (Ларин), епископ Волоколамский Питирим (Нечаев), епископ Рязанский и Касимовский Борис (Скворцов), епископ Тихвинский Филарет (Вахромеев) и епископ Тегельский Ионафан (Каполович).

При наречении во епископа архимандрит Ювеналий произнес слово: «Ваше Высокопреосвященство! Богомудрые архипастыри и отцы! Ровно месяц прошел с того времени, когда Святейший Патриарх и Священный Синод определили быть мне епископом Святой Православной Церкви Христовой. И это был месяц глубоких размышлений и трепетной молитвы смущенного сердца.

Как некогда в дни юности, прежде чем избирать пути жизни и служения своего, как это бывало и при решающих и сложных обстоятельствах, я с упованием взывал ко Господу и Спасителю нашему: «Укажи... путь, по которому мне идти, ибо к Тебе возношу я душу мою» (Пс. 142:8).

В слове Божием, в творениях святых великих иерархов и учителей Вселенских и, наконец, в сознании ответственности перед Церковью я обрел в себе спокойствие и решимость духа. И ныне я предстою пред вами для изъявления сердца, ума и воли. Перед благоговейным и пристальным взором моим в эти томительные дни собственного испытания проходила священная чреда людей, призываемых Богом для служения делу спасения рода человеческого.

И все больше и больше сознанием овладевала дерзновенная мысль: они ведь тоже были люди!

Вот праотца старца Авраама Господь призывает: «Пойди из земли твоей, от родства твоего и из дома отца твоего в землю, которую Я укажу тебе... И пошел Авраам, как сказал ему Господь...» (Быт.12:1, 4).

Вот терпеливому в трудах Иакову в дивном пророческом видении Господь обещает, повторяя заветы с древним патриархом:

«Я с тобою, и сохраню тебя везде, куда ты ни пойдешь... Я не оставлю тебя...» (Быт. 28:15).

Вот медленноязычный и великий Моисей слышит голос Призывающего его: «Пойди! Я пошлю тебя к фараону, и выведи из Египта народ Мой... Я буду с тобою...» (Исх. 3:10, 12).

Вот ветхозаветный евангелист пророк Исайя, сознающий свою нечистоту и изъявляющий сыновнюю готовность творить волю Всемогущего Бога. «Горе мне! Погиб я, ибо я человек с нечистыми уста-

122

 

 

ми!» в сокрушении взывает он. И в то же время на первый призыв отвечает: «Вот я, пошли меня!» (Ис. 6:5, 8).

Но особенно глубоко переживалось мною призвание юного Иеремии. «О, Господи Боже! Я не умею говорить, ибо я еще молод» было первым движением его души. Но Господь сказал ему: «Не говори:

«я молод», ибо ко всем, к кому пошлю Я тебя, пойдешь, и все, что повелю тебе, скажешь... Не малодушествуй...» (Иер. 1:6-8, 17).

Воплотившееся же Слово, Божественный Учитель, лишь несколькими краткими словами изменял направление деятельности, образ жизни и делал ловцами человеков тех, кого Он изволил назвать апостолами.

«Нужно крайне удивляться, восклицает по этому поводу святой Златоуст, каким образом... эти боязливые люди, никогда не бывавшие далее озера, в котором ловили рыбу, слыша такие речи, тотчас же не удалились. Как они не подумали и не сказали сами в себе: “Куда же нам бежать?”» (Св. Иоанн Златоуст. Беседа 33 -я на Евангелие от Матфея).

Куда и мне бежать от благой и промыслительной Десницы Бога Живаго?

Страх и трепет посещали мою душу, когда вновь и вновь я обращался за ответом к истинным хранителям апостольских и отеческих преданий.

И до сих пор не оставляют меня их мысли: «Епископ должен принадлежать всем и носить тяготы всех. Епископ принадлежит приговору всякого, суду всех и мудрых, и неразумных... Если будешь действовать сильно, прослывешь жестоким, а если не сильно холодным... Как многих вынужден бывает огорчать волею или неволею! Как со многими вынужден бывает поступать сурово, хотел бы того или не хотел!» (Св. Иоанн Златоуст. Беседа 3-я на Деяния Апостольские).

«Для иных нужен бич, а для других узда, ибо одни ленивы и неудобоподвижны к добру, и таких должно возбуждать ударами слова; другие сверх меры горячи духом и неудержимы в стремлениях... и таких может исправить обуздывающее и сдерживающее слово... Иногда нужно гневаться, не гневаясь, оказывать презрение, не презирая, терять надежду, не отчаиваясь, сколько этого требует свойство каждого, других должно врачевать кротостью, смирением и соучастием в их лучших о себе надеждах» (Св. Григорий Богослов.

123

 

 

Слово 3-е, в котором св. Григорий Богослов оправдывает удаление свое в Понт).

Высота епископского служения побуждала меня испытать сердце свое и мысли! Но я мог лишь всегда повторять: «И я человек...» И более, чем в прежнее время своего служения, готовясь к настоящему часу, я усердно взывал Единому Безгрешному Сердцеведцу Богу: «Грехов юности моей... не вспоминай, по милости Твоей вспомни меня Ты, ради благости Твоей, Господи» (Пс. 24:7). «Испытай меня, Боже, и узнай сердце мое; испытай меня, и узнай помышления мои, и зри, не на опасном ли я пути, и направь меня на путь вечный» (Пс. 138:23, 24). Чувство своей недостаточности и греховности, которое я ощущал на протяжении всего своего сознательного бытия, содрогает мое сердце пред лицом высокого служения. Я испытывал то, о чем так живо и ярко свидетельствовал св. Григорий Богослов, и вместе с ним позволю исповедать и повторить: «Такие мысли не оставляют меня день и ночь, сушат во мне мозг, истощают плоть, лишают бодрости, не позволяют ходить с подъятыми высоко взорами. Это смиряет мое сердце, сокращает ум, налагает узы на язык и заставляет думать не о начальстве, не об исправлении и назидании других (что требует избытка дарований), но о том, как самому избежать грядущего гнева и сколько-нибудь стереть с себя ржавчину пороков» (Св. Григорий Богослов. Слово 3-е).

Не честь или славу разумею и предвижу я в своем предстоящем епископском служении, но большее бремя трудов и ответственности, которое приходит вместе с этим священным саном. Еще больше Церковь призывает человека, которому сообщается сугубая благодать, жить для народа Божия и свое попечение и заботы полагать о стаде Христовом и о пастырях, этих неусыпных и верных стражах дома Божия.

И как неразумно было бы убегать с Ионой в Фарсис от исполнения воли Промыслителя и Творца своего! Необъятна жатва, время приспело для делания, Вертоградарь призывает к трудам! И, зная об этом, с дерзновением и решимостью я ныне отверз уста свои, чтобы сознательно ответить Великому Пастыреначальнику пред лицом Церкви Христовой, которую Он, Сын Божий Единородный, стяжал Своею Пречистою Кровию: «Вот я, пошли меня, Господи, а сердце мое и воля будут отданы до конца верному служению Тебе».

124

 

 

Для меня является ободряющим знамением принятие епископской благодати в священных пределах Ленинградской митрополии, где Господь судил мне получить богословское ведение и взойти на две ступени священнического служения. Из твоих уст, мой авва и наставник, шесть лет назад, когда ты давал мне наставление после принятия монашества на этом священном амвоне, я услышал слова, которые никогда уже не изглаживались из моего сердца: «Забудет ли женщина грудное дитя свое, чтобы не пожалеть сына чрева своего? Но если бы и она забыла, то Господь не забудет тебя» (Ис. 49:15).

С тех пор я никогда не чувствовал, чтобы Спаситель оставлял меня. Где бы я ни был, какое бы послушание Церкви ни исполнял все та же всесильная и обильная помощь Отца Небесного, несмотря на мое слабое человеческое естество, неизменно щедро изливалась на меня.

В моем же осмысленном служении Церкви и народу Божию твоя, Высокопреосвященный Владыка, пастырская, а потом и архипастырская неусыпная попечительность как в дни ранней юности моей, так и до сего дня всегда была путеводной звездой и немеркнущим маяком.

Уповая на помощь Господа нашего Иисуса Христа и Его Пречистой Матери, Заступницы усердной рода христианского, все мои силы и впредь будут безраздельно отдаваться тому послушанию, которое будет указывать мне Церковь Христова. И, определяя то, чему особенно будет посвящена забота сердца моего в архиерейском служении, я хочу назвать два момента: единство и мир.

Единство разобщенных и нередко отчужденных братьев, единство стада Христова, единство Церкви Божией, мир в Церкви, мир в душах человеческих, глубокий и неотъемлемый мир во всей вселенной — вот то, что становится отныне предметом моих сугубых забот и посильных трудов. Но, чтобы идти в этот трудный, но богоугодный и благословенный путь, надо иметь в руках жезл как опору и помощь. Этим жезлом, сильным и необходимым, являются молитвы Церкви и добрые советы братьев.

С трепетом ожидая наступления грядущего дня своей Пятидесятницы, я прошу всех вознести о мне усердные молитвы. Мысленно я переношусь и в колыбель моей веры родной Ярославль, испрашивая молитвенного предстательства о мне, грешном, пред

125

 

 

Престолом Божиим святых угодников, в этой древней земле просиявших.

Обращаюсь к вашей святительской благодати, богомудрые архипастыри, обогащенные опытом жизни и служения Церкви Божией, и смиренно ожидаю наставления и внушения, понимания и отеческого снисхождения, которые были бы жезлом юности моей.

Научите меня любви к пастве, заботливости и вместе благоразумию, внимательности и неусыпности... при кротости строгому обращению, при производстве дел спокойствию и мудрости.

Скажите, на какие пажити водить стадо, к каким ходить источникам и каких избегать пажитей и воды; кого пасти палицею и кого пасти свирелью, когда выводить на пастбища и когда сзывать с пастбищ; как вести брань с волками и как не вести брани с пастырями... как изнемогшее поднять, падшее восставить, заблудшее обратить, погибшее взыскать и крепкое сохранить (Св. Григорий Богослов. Слово 9-е, защитительное, по рукоположении его в епископа Сасимского) во славу Святой, Единосущной, Животворящей и Нераздельной Троицы. Аминь».

В воскресенье 26 декабря 1965 г. за Божественной литургией в Свято-Троицком соборе Александро-Невской лавры архимандрит Ювеналий был рукоположен во епископа Зарайского, викария Московской епархии.

Хиротонию совершали те же архипастыри, которые участвовали в наречении.

По окончании Литургии митрополит Ленинградский и Ладожский Никодим при вручении новопоставленному архиерею епископского жезла сказал: «Преосвященный епископ Ювеналий, сотаинник благодати Святого Духа, сопричастник в служении апостольском и возлюбленный брат!

Действием всемогущества Божия в совершенном над тобой священном рукоположении во епископа ты принял небесную благодать, исполнился Духа Святого, отныне сугубо почившего на тебе через молитву церковную и возложение рук нас, недостойных зде присутствующих соепископов, которым, как и всем преемникам святых апостолов, по бесконечной милости Бога нашего, несмотря и даже вопреки человеческому несовершенству и немощи каждого из них, во исполнение обетования Христова о пребывании Его с Церковью до скончания века, дана власть преподавать другдру-

126

 

 

гоприимательно этот Божественный дар и освящать избранников Святой Церкви.

Отселе ты стал звеном той бесконечной цепи преемства, которая началась со святых апостолов и будет продолжаться до скончания века.

Неповторимый в своем событии день Пятидесятницы, когда апостолы во всей полноте восприняли Святого Духа, сошедшего на них в виде огненных языков, повторяется снова и снова в своем действии и значении каждый раз, когда, изволением того же Вседействующего Утешителя, Святая Церковь поставляет апостольских преемников. И хотя мы не видим сходящих с неба огненных языков, мы тем не менее знаем, ибо верою ходим, а не видением (2 Кор. 5:7), что всегда при этом является то же всеосвящающее действие Божественной всемощной благодати, что Дух Божий изливается и почиет на епископах и научает их право править слово Христовой истины.

Наша Святая Церковь— Церковь апостольская. Она именуется так потому, что неповрежденно хранит веру, переданную ей апостолами, и учение, полученное ими от Самого Бога-Слова.

Она именуется так потому, что преемство благодати священства от святых апостолов пребывает в ней.

Она именуется так потому, что и сама она, Христова Церковь, продолжает апостольское служение, простирая свой глас к человеческому роду и призывая и убеждая людей Божиих со всех житейских путей прийти под ее материнский кров и наполнить дом Отца Небесного (Лк. 14:23), чтобы вкушать Божественную трапезу, дающую жизнь вечную.

Церковь Христова, имея свое посланничество от Бога, и сама посылает своих избранных сынов быть провозвестниками благой вести о спасении мира и милосердии Божием.

Многочастне и многообразие, и под сенью закона, и в дни благодати Завета Нового Господь посылал Своих избранников, чтобы явить через них людям милость Свою.

Так, повинуясь вышней воле, сказавшей «иди», Авраам оставил землю отечества (Быт. 12:4), и по прошествии многих лет он снова внял голосу Божию и пошел в путь, чтобы исполнить реченное о сыне своем Исааке, и воспринял сугубое благословение не только себе, но и всем народам земли (Быт. 22:16-18).

127

 

 

С трепетным благоговением, получив откровение при купине, Моисей повиновался повелению Божию идти в землю рабства и послужить избавлению и свободе избранного народа.

Сам Господь послал Иисуса Навина для служения людям, сказав: «Встань, перейди через Иордан сей, ты и весь народ сей, в землю, которую Я даю им» (Нав. 1:2).

Чтобы избавить народ свой от рук супостатов, пророчица Девора воззвала к Бараку, сказав, что Господь Бог Израилев повелевает ему пойти, взойти на гору Фавор и ополчиться на сопротивных (Суд. 4:6-7).

Когда сынам израилевым снова потребна была помощь свыше через избранника Божия, Ангел предстал Гедеону и сказал: «Господь с тобою, муж сильный!.. Иди... и спаси Израиля» (Суд. 6:12, 14).

Так вся история спасения человеческого рода повествует нам о том, что Господь, Который мертвит и живит, посылает во времена свои и Иеффая, непотребного для современных ему людей, и назорея Божия от чрева матери Сампсона, и посвященного Богу прежде рождения Самуила.

А как не сказать о братолюбии Ионафана и Давида, которое было прообразом любви евангельской, той любви, которая не ищет своего, никогда не перестает и заставляет полагать душу за друзей своих.

Таково было призвание пророков и сильных духом мужей, о них же ныне память творит Святая Церковь. Они и подобные им верою побеждали царства, творили правду, получали обетования, заграждали уста львов, угашали силу огня... Те, которых весь мир не был достоин, скитались по пустыням и горам, по пещерам и ущельям земли (Евр. 11:33, 35, 38).

Когда же Единородный Сын Божий пришел на землю, чтобы сокрушить грех и спасти человека, мы снова видим, как Он избирает тех, кого хочет (Ин. 13:18), и посылает их творить Его волю: рыбари призываются быть ловцами человеков, мытарь становится евангелистом и великим купцом человеческих душ, дышащий угрозами Савл, приняв избрание не от человек, но званный свыше, по указанию Божию в Дамаске приемлет Духа Святого и становится апостолом народов. Так и до наших дней перст Божий указует тех, кто должен идти и служить Ему. Через все века звучит слово Христово, обращенное к апостолам, ко всему преемству их и к тебе, воз-

128

 

 

любленный брат: «Вот, я посылаю вас» (Мф. 10:16). Златые же уста великого святителя Иоанна так объясняют это: «Не смущайтесь, говорил Господь, что Я вас посылаю, как овец среди волков, и повелеваю, чтобы вы были, как голуби. Я мог поступить иначе: Я мог не попустить претерпевать вам какое-либо зло и не предавать вас, как овец волкам; Я мог сделать вас страшнее львов. Но лучше этому быть так: это и вам приносит более славы, и Мою возвещает силу» (Св. Иоанн Златоуст. Беседа 33-я на Евангелие от Матфея).

Твоя душа, услышав Божественное звание, как только прошли детские годы твои и наступила юность, влекла тебя, чтобы идти и служить Святой Церкви. Поучаясь богословской мудрости, ты принес монашеские обеты Создателю и усердно трудился там, куда направляло тебя Священноначалие твое.

Ныне, в день твоей Пятидесятницы, восприими в сердце твое слова Христа Спасителя, сказанные апостолам перед вознесением на небеса: «Вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый, и будете Мне свидетелями... даже до края земли» (Деян. 1:8). Ныне ты получил освящение свыше, ныне ты исполнился Божественной благодати Духа, Который сошел на тебя, и отселе ты свидетель Христов.

Мы знаем, что свидетель — это тот человек, который утверждает правду, ибо он знает только ее и ей одной служит. Свидетельствуя же о Христе, помни, что противоречие между словами, возвещающими Его, и делом, не соответствующим Евангелию Его, не будет уже верным свидетельством, но лжесвидетельством, которое есть преступление пред людьми и мерзко пред Богом, как грех.

Свидетельствуй же доброй совестью твоей Живого Бога, в Троице славимого, и Единородного Сына Божия, Своей волей воспринявшего человеческую плоть и ставшего Сыном Девы, совершенным Богочеловеком, чтобы воссоздать падшего человека.

Размышляя о Боговоплощении и всестороннем значении его для человеческого рода, познавай сам и других научи, что Господь Иисус Христос воистину есть путь, истина и жизнь и что к Отцу Небесному можно прийти только через Него, через сопричастие к Его Богочеловеческому Телу Святой Церкви.

Возвещение о Сыне Божием, во плоти пришедшем в мир для спасения мира, да будет средоточием твоего благовестия в предстоящем служении и апостольстве, а для успеха твоего служения

129

 

 

и апостольства нужны «великая и совершенная вера, в большей мере Божие содействие, но не в малой также, как убежден я, утверждает богомудрый пастырь св. Григорий Богослов, собственная наша ревность, выражаемая и действительно оказываемая словом и делом» (Слово 3-е, в котором св. Григорий Богослов оправдывает удаление свое в Понт).

Ты возвестил нам, что ум и душу твою в предстоящих трудах особо влекут единство и мир. Соединенные вместе, они образуют одно предсмертное завещание Богочеловека Христа Спасителя, Господа нашего, Который заповедует их и молится о свершении изреченного им. Мы знаем, сколь велика скорбь, когда последователи Христовы, ближние и братья, вместо пребывания в любви разделены и разобщены или враждуют друг с другом. С горечью хочется воскликнуть тогда с ап. Павлом: «Разве разделился Христос?!» (1 Кор. 1:13).

Стремление к единству всего стада Христова, всего наследия Божия, искание путей к этому единству благословенны, и тот становится сыном Божиим, кто ищет братьев своих во Христе, ибо созидает тем глубокий мир, который простирается далеко и за пределы церковные.

А мир! Сколь вожделенен он для всех людей, сколь благословенны подвиги утверждающих мир в человеческих сердцах, во взаимном общении близких и среди всех людей, живущих на земле! Мир! «Ничего нет равного ему; поэтому мы молимся и всюду просим мира в церквах, мира в молитвах, в прошениях, в приветствиях... Почему? Потому, что он матерь всех благ и основание радости (Св. Иоанн Златоуст. Толкование на II Послание св. ап. Петра, глава 1).

В предстоящем твоем епископском делании, в служении строению тайн Божиих часто обращай твою мысль к твоему духовному стаду, пастырем которого ты будешь являться, и имей пред собой образ Церкви апостольской, где было одно сердце и одна душа (Деян. 4:32). Епископ предстоятель своей церковной общины, которую составляет народ Божий и благочестивый клир, и когда вся такая малая поместная Церковь являет собой воистину один организм, тогда любовь Божия торжествует и утверждается. А когда епископы в Церкви хранят нерушимый союз единодушия и любви, тогда бывает настоящее единство исповедания веры и прославляется Единый Бог, в Нераздельной Троице славимый.

130

 

 

Пусть же, возлюбленный брат, эти слова, обращенные к тебе, сохранят твое сердце. Ты же сотвори так, как обещал это сделать, как исповедал пред нами свои мысли и стремления, как и научен был в училище богословского ведения этого града. Назидай себя примером многих и советом их, обогащай себя опытом жизни, собирая от мира, как пчела, сокровище духовное.

Не смущайся тем, что ты молод. Всякий возраст призывает Господь на служение Свое. Среди Божиих пророков видим мы почтенных летами Исайю, и Илию, и Елисея, а также юных Иеремию и Даниила и трех отроков; Божественный Учитель Господь Иисус Христос призвал в зрелом возрасте Петра и Андрея, и Он же повелел идти за Ним и начинающим жизнь Филиппу и возлюбленному ученику Иоанну.

«Будь образцом для верных в слове, в житии, в любви, в духе, в вере, в чистоте... Не неради о пребывающем в тебе даровании»

(1 Тим. 4:12, 14), и тогда, как говорил великий апостол юному епископу-ученику, «никто да не пренебрегает юностию твоею» (1 Тим. 4:12).

Приняв ныне возложенное на тебя бремя учительства в Церкви, неси его легко, будь священнодействитель дома Божия, исполняя Евангелие Христово, а в правлении твоем церковном да сочетаются милость, и истина, и мудрость соборного рассуждения.

Теперь же, возлюбленный брат, приими этот жезл, знаменующий власть и служение епископа, являющий также и образ неоскудевающей благодатной помощи Божией, которая немощное исцеляет, а оскудевающее восполняет и делает совершенным, и благослови предстоящий народ, который вместе с нами возносил молитву о схождении на тебя благодати Божественного Духа и о предстоящем служении твоем в Церкви Христовой».

Для постоянного совершения богослужений Преосвященному Ювеналию Святейший Патриарх Алексий I благословил храм святых апостолов Петра и Павла, что в Лефортове, в Москве.

Новопоставленный епископ стремился при возможности посещать подмосковный Зарайск, где совершал богослужения в единственной в то время незакрытой церкви города Благовещенской.

Сооружение ее связано с трагическими событиями Смутного времени. В марте 1608 г. в сражении с польско-литовскими интервентами в окрестностях Зарайска погибли триста ратников из Арзамаса и Рязани.

131

 

 

 

Их похоронили в одной братской могиле, рядом с которой в 1614 г. и была построена деревянная церковь в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. Существующая ныне каменная Благовещенская церковь, с приделами во имя Архангела Михаила и преподобного Сергия Радонежского, начала строиться в 1777 г., а завершена была в начале XIX в. Каменная трехъярусная колокольня установлена в 1825 г., трапезная перестроена в 1863 г. В советское время сюда были переданы многие иконы из закрытых и уничтоженных храмов района. Почитаемая храмовая реликвия памятник-хоругвь с иконой Благовещения Пресвятой Богородицы, преподнесенный жителями Арзамаса в честь 300-летия Зарайской битвы.

Хроника

Обязанности заместителя председателя Отдела внешних церковных сношений по-прежнему предполагали участие во встречах Святейшего Патриарха Алексия I с зарубежными религиозными и общественными деятелями, а также дипломатическими представителями. Епископ Зарайский Ювеналий принимал иностранных посетителей, имел с ними подробные собеседования, встречал и провожал гостей Русской Православной Церкви. Постоянно пребывал в поездках на международные конференции и конгрессы, был вовлечен в разнообразные экуменические контакты.

В июне 1966 г. он вошел в состав делегации Русской Православной Церкви, отправившейся на Всемирную конференцию «Церковь и общество» в Женеву.

В 1966 г., по приглашению Его Святейшества Патриарха Болгарского Кирилла и Священного Синода Болгарской Православной Церкви, очередное заседание Совещательного комитета Христианской мирной конференции проходило в столице Болгарии Софии с 17 по 23 октября. Сердечно были приняты Патриархом Кириллом митрополит Ленинградский и Ладожский Никодим и епископ Зарайский Ювеналий. 13 октября, накануне праздника Покрова Божией Матери, Преосвященный Ювеналий совершил всенощное бдение в Покровском женском монастыре, расположенном на окраине Софии в Княжеве.

15 октября Владыка Ювеналий совершил всенощное бдение, а на следующий день, в воскресенье, митрополит Никодим в сослужении епископа Ювеналия Божественную литургию в русском Никольском храме, являющемся подворьем Русской Православной Церкви в Софии.

132

 

 

В начале 1967 г. Владыка Ювеналий возглавил делегацию Русской Православной Церкви на праздновании 40-летней годовщины Покровской и Никольской Патриарших общин в Хельсинки. На торжественный акт, посвященный 40-летию образования Патриарших общин в Финляндии, было приглашено 200 человек. Глава делегации Матери-Церкви Владыка Ювеналий огласил послание Святейшего Патриарха Алексия I, приветствие митрополита Никодима, приветственную телеграмму от Президента Финляндии УрхоКекконена. Владыка Ювеналий выступил с докладом на тему «Несколько слов о задачах Православия сегодня». Для участников делегации Русской Православной Церкви были организованы поездки на Новый Валаам и в Лентуловский женский монастырь (где епископ Ювеналий передал игумении Михаиле пожертвование дар Русской Православной Церкви на завершение постройки монастыря). В обители на Новом Валааме Владыка Ювеналий совершил всенощное бдение в канун праздника Сретения Господня.

26 февраля Владыка Ювеналий посетил Ганновер. 27 февраля в Гамбурге по приглашению Генерального секретаря Христианского объединения молодых людей в Гамбурге прочитал лекцию «Христианское мирное свидетельство сегодня».

1 марта глава делегации митрополит Ленинградский и Новгородский Никодим, председатель ОВЦС, в сопровождении епископа Ювеналия и епископа Мюнхенского Иринея посетил кардинала Депфнера в Мюнхене. Во второй половине дня делегация прибыла в Баден-Баден и посетила кафедральный собор епископа Западногерманского Иринея в честь Преображения Господня. 4-6 марта в Западном Берлине епископ Ювеналий совершал службы в трех русских приходах (Литургию в Князь-Владимирском храме на Находштрассе, всенощное бдение в храме святых равноапостольных Константина и Елены в Тегеле, Литургию в Воскресенском кафедральном соборе в Западном Берлине).

В июне в составе советской делегации отправился на Всемирную конференцию миролюбивых сил по Вьетнаму, проходившую в Стокгольме.

После Второй мировой войны контакты православных японцев с Русской Православной Церковью были затруднены по политическим причинам. Поэтому японские верующие на Соборе 1946 г.

133

 

 

постановили перейти в подчинение Американской митрополии. Оставшиеся верными Московской Патриархии приходы были в 1957 г. объединены в благочиние. Со временем Православная Церковь в Америке отказалась от притязаний на Японскую Церковь, которая получила возможность вернуться в лоно МатериЦеркви.

В 1967-1970 гг. епископу Ювеналию было поручено окормление приходов Японского благочиния.

С 15 сентября по 5 октября 1967 г. он возглавлял делегацию, посетившую в Японии благочиние Русской Православной Церкви.

С первого же дня пребывания в Токио члены делегации имели ряд братских встреч и контактов, благодаря которым увидели положение дел благочиния в Японии. В воскресные и праздничные дни епископ Ювеналий совершал богослужения. Так, в канун праздника Рождества Пресвятой Богородицы он совершил всенощное бдение, а в самый праздник Божественную литургию в храме святителя Николая. Перед началом Литургии он освятил новосооруженыый престол, а в конце богослужения объявил о возращении в лоно Матери-Церкви прихода Кандо во главе с настоятелем прихода, одним из старейших священнослужителей Японии, учеником приснопамятного архиепископа Николая (св. равноап. Николая (Касаткина), просветителя Японии (1836-1912), причисленного клику святых в 1970 г. по инициативе митрополита Никодима) протоиереем И.Иосимура и зачитал указ о назначении его вторым священником Никольского храма в Токио. Праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня делегация провела на о. Хоккайдо. Накануне праздника Владыка Ювеналий совершил в храме во имя Рождества Христова в городе Мусса вынос креста, а в сам праздник Божественную литургию. Он также совершил Таинство Крещения над тремя младенцами. По возвращении в Токио епископ Ювеналий за Божественной литургией рукоположил диакона Иоанна Макисима во иерея и назначил его третьим священником в храм святителя Николая в Токио.

Во время пребывания в Японии делегация Московского Патриархата осуществляла контакты с руководителями и деятелями других христианских Церквей, а также с общественными деятелями. Это римско-католический кардинал Петр ТацуоДой, архиепископ Токийский; пастор Объединенной Церкви Христа в Японии Михио

134

 

 

Козаки; Токийский епископ Англиканской Церкви МакатоГото; губернатор Токио г-н Минобэ; председатель общества «Джапан Будда Сангха» ФудзииНитаццу и другие.

На заседании Священного Синода 7 октября Владыка Ювеналий сделал доклад о поездке. Священный Синод под председательством Святейшего Патриарха Алексия I принял ряд решений по этому докладу, среди которых важнейшим являлось восстановление Русской Духовной Миссии в Японии и назначение ее начальником архимандрита Николая (Саямы) с возведением его в сан епископа Токийского и Японского.

10 декабря 1967 г. в Троицком соборе Александро-Невской лавры состоялась епископская хиротония Николая (Саямы), в которой участвовал епископ Ювеналий.

Хроника

В 1967 г. Владыка Ювеналий был наблюдателем от Русской Право славной Церкви на Конгрессе апостолата мирян в Риме (11-18 октября). Главная тема конгресса «Народ Божий в странствии людей». 4 октября он нанес визит в Секретариат по содействию христианскому единству, где имел встречу с секретарем секретариата епископом Маурианским Иоанном Виллебрандсом и группой ответственных сотрудников секретариата.

19-25 октября 1967 г. в составе группы советских туристов из 15 человек посетил Кипр, а 25-31 октября Австрию.

В декабре 1967 г. возглавил в Ленинграде со стороны богословов Русской Церкви собеседование с католическими богословами по проблемам социальной мысли Римско-Католической Церкви.

С 26 по 28 января 1968 г. в Москве, проездом в Бангкок для участия в работе IV ассамблеи Восточноазиатской христианской конференции, находился генеральный секретарь Всемирного совета Церквей д-р Ю.К.Блейк. 28 января он присутствовал за праздничной Литургией в храме свв. апостолов Петра и Павла в Лефортове, которая совершалась епископом Зарайским Ювеналием. Архипастырь и его гость обменялись приветствиями.

27 февраля по благословению Святейшего Патриарха Алексия I из Москвы с визитом в Западноевропейский Экзархат Московской Патриархии выехала делегация во главе с епископом Ювеналием. Она посетила находящееся в Париже Управление Экзархата Москов-

135

 

 

ского Патриархата в Западной Европе и подчиненные ему православные приходы на территории Франции, Бельгии и Голландии. Целью этой поездки был братский визит Патриаршему Экзарху в Западной Европе митрополиту Сурожскому Антонию (Блуму, 19142003), его ближайшим сотрудникам и вверенной ему пастве, а также ознакомление с церковной жизнью Экзархата.

2 марта епископ Ювеналий совершил всенощное бдение в Трехсвятительском храме на Рю Петель в Париже. 3 марта, на Неделю сыропустную, в этом храме состоялось соборное богослужение. Перед отпустом Владыка Ювеналий произнес слово на тему о Церкви как заботливой матери каждого православного христианина и о важности предлежащего подвига Великого поста. После отпуста, облачившись в мантию, Владыка обратился к присутствующим со словами приветствия, рассказал о целях поездки делегации и передал православным чадам Русской Православной Церкви, «в рассеянии сущим», благословение Святейшего Патриарха Алексия I. Вечером епископ Ювеналий совершил после вечерни чин прощения в храме Трех святителей, сказав поучение на тему о прошениях молитвы святого Ефрема Сирина «Господи и Владыко живота моего...». На следующий день он с членами делегации посетил Русский старческий дом, Успенскую кладбищенскую церковь и кладбище в предместье Парижа Сен-Женевьев-де-Буа.

13 марта, в день отъезда из Парижа, Владыка Ювеналий совершил Литургию Преждеосвященных Даров в храме Трех святителей и сказал прощальное слово, выразив глубокую радость всей делегации по поводу братского общения в молитвах и различного рода встречах и беседах с клиром и паствой Экзархата. Делегация использовала время своего пребывания в Париже также и для контактов с представителями других Автокефальных Православных Церквей и деятелями Римско-Католической Церкви, находящимися во Франции. Епископ Ювеналий нанес визит мэру Парижа г-ну Вайлю.

В Бельгии архиепископ Брюссельский и Бельгийский Василий (Кривошеин, 1900-1985), епископ Зарайский Ювеналий и профессор-протоиерей Ливерий Воронов (1914-1995) нанесли визит главе Римско-Католической Церкви в Бельгии архиепископу Малинскому и Брюссельскому кардиналу Сюененсу в его Брюссельской резиденции. Делегация посетила известный католический монастырь

136

 

 

в местечке Шевтонь. По возвращении в Брюссель делегация присутствовала на вечернем богослужении в церкви святителя Николая, а затем вместе с архиепископом Василием отправилась в церковь Покрова Пресвятой Богородицы, принадлежащую Бельгийской Православной Миссии. Вечером 17 марта в малом конференц-зале кармелитского монастыря, предоставленном в распоряжение православных, состоялась встреча делегации с церковной общественностью Брюсселя. На ней присутствовали не только православные, но и представители других исповеданий. В последний день пребывания в Брюсселе Владыка Ювеналий вместе с архиепископом Василием и еще двумя членами делегации совершил поездку в Русский старческий дом в Брюсселе, и затем гости посетили дом г-на А.Н.Гедройца, где епископ Ювеналий дал интервью корреспонденту Бельгийского радио.

В Голландии программа была тоже насыщенной, включавшей в себя знакомство с православными храмами (кафедральная церковь в честь иконы Божией Матери «Скоропослушница» в Роттердаме, храм святой равноапостольной Марии Магдалины в Гааге), визиты к главе Римско-Католической Церкви в Голландии архиепископу Утрехтскому кардиналу Альфринку и к главе Старокатолической Церкви Голландии архиепископу Андрею Ринкелю. Делегация посетила резиденцию Генерального Синода Нидерландской Реформаторской Церкви.

С 4 по 19 июля 1968 г. в Упсале (Швеция) проходила IV Ассамблея Всемирного совета Церквей, в работе которой принимала участие от Русской Церкви делегация в составе 35 человек во главе с митрополитом Никодимом. Во все воскресные дни и в праздник святых первоверховных апостолов Петра и Павла, в день памяти преподобного Сергия Радонежского, а также в годовщину архиерейской хиротонии митрополита Никодима и в день Ангела епископа Ювеналия члены делегации совершали богослужения в часовне Ассамблеи.

28 октября 1968 г. делегация Московского Патриархата во главе с епископом Зарайским Ювеналием вылетела из Москвы в Токио. 29 октября, через десять с половиной часов, самолет приземлился в токийском аэропорту Ханеда. По прибытии делегации в Токио был совершен благодарственный молебен в храме во имя святителя

137

 

 

Николая на Магоме. Епископ Ювеналий приветствовал епископа Николая (Саяму) и всех собравшихся, передал благословение Матери-Церкви и Предстоятеля Святейшего Патриарха Алексия I, а также митрополита Ленинградского и Новгородского Никодима, председателя Отдела внешних церковных сношений. Епископ Николай в своей речи сердечно поблагодарил епископа Ювеналия за приезд и попечение о Миссии.

Программа пребывания делегации была чрезвычайно насыщенной. Московские гости посетили могилы архиепископа Николая (Касаткина) и митрополита Сергия (Тихомирова, 1871-1945). Епископ Ювеналий и епископ Николай, облаченные в мантии, возложили венок на могилу архиепископа Николая. На черной ленте белая надпись по-японски: «Архиепископу Николаю апостолу Японии от Матери Русской Церкви». Могилы митрополита Сергия, а также епископа Токийского и Японского Николая (Оно, 1872-1956), погребенного рядом, были украшены цветами. Епископ Ювеналий и епископ Николай в сослужении японского духовенства и протодиакона Андрея Мазура совершили панихиду на могилах почивших иерархов.

Во время пребывания в Японии при посещении приходов и молитвенных домов Миссии, домов верующих и активных членов Миссии, во время совершения богослужений делегация смогла убедиться в том, что Миссия духовно крепнет и набирает силу. Ярким подтверждением этого, прежде всего, послужил Первый Собор клира и мирян возрожденной Духовной Миссии в Японии. Он проходил 23 ноября 1968 г. На Соборе, выступая со словом приветствия, епископ Ювеналий сказал, что он с волнением в сердце имеет долг передать возлюбленным чадам Японской Церкви Первосвятительское благословение Святейшего Патриарха Алексия I и благословение митрополита Никодима. «На протяжении этих двух лет мы имели радость совместной молитвы как в Японии, так и в Советском Союзе. Святая Церковь Русская никогда в своих мыслях, заботах и попечениях не оставляла святую Японскую Церковь. Сердце наше исполняется радости, потому что создаются условия для нормальной жизни и деятельности Миссии. Выражением этого является сегодняшний Собор. Обсуждая вопросы текущей жизни, не будем забывать и о тех чадах, которые находятся вне спасительной ограды Матери-Церкви. Материнское сердце Церкви тоскует о них», ска-

138

 

 

зал Владыка. Он выступил и перед закрытием Собора, подчеркнув, что этот день является историческим: «Я как представитель Матери-Церкви, имевший радость присутствовать на Соборе, должен откровенно сказать, что удовлетворен решениями Собора, которые были приняты сегодня. После того, как принятый устав Миссии будет утвержден Священным Синодом, он вступит в законную каноническую силу и может быть зарегистрирован в государственных инстанциях». (Устроение церковной жизни в Японии завершилось дарованием Русской Православной Церковью в 1970 году автономии Японской Православной Церкви и открытием Патриаршего подворья в Токио.)

20 марта 1969 г. Священным Синодом под председательством Святейшего Патриарха было постановлено назначить Преосвященного Ювеналия, епископа Зарайского, викария Московской епархии, епископом Тульским и Белёвским.

До сего дня помнится архипастырю первый приезд на место служения. Совершив в Москве всенощную, он отправился в Тулу.

На границе области вышел из машины, поцеловал тульскую землю и благословил ее. К ночи прибыл в покосившийся деревянный домик, где находилось епархиальное управление. Владыку встретила старушка-уборщица, которая от смущения не нашлась сказать что-нибудь, кроме как: «Владыка, пейте, пейте чай. У нас в Туле воды много».

Завершив дела в Москве вечером в пятницу, Владыка еженедельно на машине отправлялся в Тулу, где по субботам совершал всенощное бдение, а в воскресенье Божественную литургию.

Так бывало и в праздники. Все остальное время в эти два дня посвящал встречам с людьми и решению вопросов церковного управления епархией.

Он вспоминал, как однажды пришлось перевести из сельского храма настоятеля в тульскую городскую церковь, чтобы заменить недостойного священнослужителя. Из деревни в Епархиальное управление приехала делегация с просьбой: «Верните батюшку!»

Все посетители бросились епископу в ноги. Тот в пространной беседе объяснил, что решение принято ради пользы церковной, да и человек получил повышение по службе. К тому же в село был направлен новый усердный настоятель. Выслушав все аргументы, делегаты

139

 

 

вновь бросились на колени со словами: «А батюшку-то верните!»

Как впоследствии рассказывал митрополит Ювеналий, он с тех пор окончательно убедился в нецелесообразности подобных встреч и больше не стал их проводить, а принятые кадровые решения никогда не менял, отвечая за них перед своей совестью.

С 13 по 28 марта 1969 г. епископ Тульский и Белёвский Ювеналий находился в паломнической поездке на Святую Гору Афон. 26 марта в Афинах он был принят Архиепископом Афинским и всея Эллады Иеронимом. На следующий день от имени Архиепископа Иеронима ответный визит нанес епископу Ювеналию митрополит Митиленский Иаков, председатель Комиссии по внешним сношениям Элладской Церкви. 27 марта епископ Ювеналий нанес визит министру иностранных дел Греции господину Пипинелису и вручил ему послание митрополита Ленинградского и Новгородского Никодима, председателя Отдела внешних церковных сношений Московского Патриархата, по вопросу пополнения монахами русского Пантелеймонова монастыря. В тот же день епископ Ювеналий был принят председателем Отдела по церковным вопросам в Министерстве иностранных дел господином Космодопулосом, с которым Владыка Ювеналий тоже вел переговоры о пополнении монахами русского Пантелеймонова монастыря.

Это был очередной этап в борьбе за возрождение русского монашества на Святой Горе. Почти через сорок лет, выступая на конференции «Россия— Афон: тысячелетие духовного единства» на тему: «Взаимоотношения Русской Православной Церкви и Афона в XX веке», Владыка митрополит скажет об этом так:

«Русское свято горское иночество наряду с периодами расцвета переживало и времена упадка и запустения. Одним из таких драматических является совсем недавнее от нас время XX век.

В начале XX века русские на Святой Горе владели Пантелеймоновым монастырем, 2 скитами, признанными официально, 2 скитами не признанными, 31 келией и множеством других мелких поселений. Численность русских монахов в 1903 г. была 3496 человек.

Славянские монастыри здесь всегда пользовались автономным управлением, однако их положение, к сожалению, изменилось в худшую сторону, когда внешняя власть над Святой Горой перешла от мусульман-турок к православным грекам в 1912-1913 гг. Последние сразу же обнаружили стремление поставить святогор-

140

 

 

скую общину под свой контроль и подчинить ее светской юрисдикции.

Греческое правительство в сложной международной обстановке первой половины XX в., хотя и должно было «признавать и соблюдать традиционные права и свободы, которыми пользовались негреческие монашеские общины Афона», на деле, вопреки гарантиям Лиги Наций, безнаказанно проводило на Афоне ряд законодательных и административных мер, противоречащих Лозаннскому договору. Греческие власти приняли все меры для того, чтобы прекратить приток в Пантелеймонов монастырь русских иноков, количество которых к 1928 г. уменьшилось до 20 человек. Афон стал превращаться в ассоциацию только греческих монастырей.

В феврале 1945 г. святогорская русская братия обратилась с просьбой о помощи к Русской Православной Церкви, которая подняла свой голос в защиту всеправославной святыни. С этого момента началась трудная и фактически продолжающаяся до сих пор борьба Русской Православной Церкви за сохранение русского присутствия на Святой Горе.

Важной вехой в отношениях с Афоном стало его посещение в начале 1959 г. начальником Русской Духовной Миссии в Иерусалиме архимандритом (впоследствии митрополитом) Никодимом (Ротовым), который в своем отчете о поездке указал на необходимость незамедлительного увеличения числа монашествующих Пантелеимоновского монастыря из числа иноков с Родины. Владыка Никодим не оставлял с тех пор попечения об Афоне. Русская Православная Церковь в лице своих Предстоятелей лично и через председателей ОВЦС делала непрекращающиеся попытки пополнить братию монастыря. Неоднократно в минувшие десятилетия она обращалась к Патриархам Константинопольским, Архиепископам Афинским и греческому правительству по поводу бедственного положения Русского Афона. Каждый контакт с Грецией использовался для постановки этого вопроса.

Невозможно без духовного волнения знакомиться с письмом схиигуменаИлиана (Сорокина) от 29 октября (и ноября) 1959 г. на имя председателя ОВЦС митрополита Николая (Ярушевича), где указывались все усугубляющиеся трудности, переживаемые русским монашеским братством. «Наш монастырь пришел в полный упадок, и ему грозит полное запустение и переход в чужие руки... Основная

141

 

 

причина этого бедственного положения оскудение нашей братии из-за отсутствия поступления новых монахов в монашеское братство... Нас осталось сейчас всего 50 человек, самому молодому из нас 54 года, большинство семидесятии восьмидесятилетние старчики. Только незамедлительное прибытие новых молодых сил в наше братство может спасти положение».

В результате постоянных усилий Русской Церкви периодически удавалось посылать нескольких иноков в Свято-Пантелеимонов монастырь, но их число, конечно, не могло решить проблемы.

К сожалению, следует констатировать, что Константинопольские Патриархи не способствовали разрешению этого вопроса, о чем свидетельствует переписка между Предстоятелями Русской и Константинопольской Церквей в течение всей второй половины XX в. Патриархи Московские неоднократно выражали свое недоумение и огорчение в связи с этим.

Стараясь сделать все возможное в этих условиях, Русская Церковь периодически отправляла посылки, которые свидетельствовали о глубокой любви русского верующего народа к афонским инокам. «Мы всегда помним вас, свидетельствовал митрополит Никодим, своих русских иноков, находящихся вдали от родного края, в трудных и тяжелых условиях, несущих свои подвиги духовного совершенствования и молитвы. Бог даст, устроятся дела русского иночества на прославленном с древних времен Святом Афоне...»

В 1968 г. русское святогорское братство пережило тяжелую утрату. С кончиной игумена, архимандрита Михаила, окончательно опустел Андреевский скит с его прекрасными строениями и самым большим на Балканах Андреевским собором, а потом и Ильинский».

И снова бесконечной чредой идут беседы с дипломатами, встречи с корреспондентами, приемы делегаций.

Хроника

С 31 октября по 8 ноября 1969 г. епископ Тульский и Белёвский Ювеналий, член правления Общества «СССР Кипр», в составе делегации Союза советских обществ дружбы и Общества «СССР Кипр» по приглашению Кипрско-Советского общества совершил поездку в Республику Кипр. 3 ноября Президент Республики и Глава

142

 

 

Кипрской Церкви Архиепископ Макарий принял делегацию. Во время приема епископ Ювеналий передел! Архиепископу Макарию Послание Святейшего Патриарха Алексия I. В воскресенье, 2 ноября, епископ Ювеналий совершил Божественную литургию в Благовещенском соборе города Никосии.

В 1969 г. в Сент-Луисе (США) и в следующем году, в Загорске, Владыка Ювеналий возглавил объединенную делегацию христианских Церквей Советского Союза на собеседованиях с представителями католических епископов США. Тема собеседований «Христианская озабоченность об ограничении и сокращении вооружений».

С 27 февраля по 3 марта 1970 г. в составе делегации Русской Православной Церкви епископ Ювеналий участвовал в торжествах интронизации Блаженнейшего Митрополита Варшавского Василия.

10 апреля 1970 г. Священный Синод поручал епископу Ювеналию временное управление приходами, пожелавшими остаться в канонической юрисдикции Святейшего Патриарха Московского и всея Руси после провозглашения Автокефальной Православной Церкви в Америке, для чего в мае-июне 1970 г. Преосвященный Ювеналий находился в США.

С 20 июня по 1 июля 1970 г. он принимал участие в работе Ассамблеи СОДЕПАКС (Смешанной комиссии Всемирного совета Церквей и Римско-Католической Церкви по вопросам общества, развития и мира) в Неми, близ Рима.

С 15 по 21 октября 1970 г. участвовал в работе конференции «Религия и мир», проходившей в Киото (Япония). Затем с 22 по 30 октября был гостем Автономной Православной Церкви Японии.

ю-21 января 1971 г. член делегации Русской Православной Церкви на 24-й сессии Всемирного совета Церквей в Аддис-Абебе. Открытие сессии Центрального комитета проходило в Доме Африки местопребывании Организации африканского единства и Экономической комиссии ООН по Африке. На заседании открытия присутствовали император Хайле Селассие I, члены эфиопского правительства, иерархи Эфиопской Церкви и представители дипломатического корпуса. В праздник Богоявления члены, советники и гости Центрального комитета направились в Большой императорский дом на прием, устроенный императором Эфиопии по случаю этого праздника. Перед началом приема глава делегации Русской

143

 

 

Православной Церкви митрополит Ленинградский и Новгородский Никодим передал императору изготовленный в Москве, в церковных мастерских Патриархата, художественный металлический престол дар Священного Синода Русской Православной Церкви Эфиопской Церкви. На приеме по случаю передачи престола из членов нашей делегации был также епископ Ювеналий. Император сказал, что престол будет послан в древний Аксум для собора во имя Пресвятой Богородицы.

После блаженной кончины Святейшего Патриарха Алексия I в 1970 г. при деятельном участии епископа Ювеналия началась подготовка к созыву Поместного Собора и избранию Предстоятеля Русской Православной Церкви. Собор проходил с 30 мая по 2 июня 1971 г. в Свято-Троицкой Сергиевой лавре. 3 июня в Богоявленском соборе Москвы состоялась интронизация Патриарха Пимена.

18 июня 1971 г. за усердные труды по проведению Поместного Собора Русской Православной Церкви Святейшим Патриархом Пименом Владыка Ювеналий был удостоен сана архиепископа.

Хроника

С 7 по 26 октября 1971 г. в Советском Союзе находился ректор Софийской Духовной академии епископ Макариопольский Николай. Этот приезд имел целью углубление братских связей между духовными школами Болгарской и Русской Православных Церквей. Кроме Москвы и Ленинграда, гость посетил Загорск и Псков. В последние дни пребывания в столице епископ Николай совершал воскресную Литургию, а накануне всенощное бдение в храме св. апостолов Петра и Павла в Лефортове. 25 октября гость был принят Святейшим Патриархом Пименом. В приеме принял участие и архиепископ Ювеналий.

С 29 сентября по з октября 1971 г. Владыка Ювеналий участвовал в XI Всехристианском мирном конгрессе в Праге.

21-29 декабря 1971 г. совершал Рождественские богослужения в храмах благочиния Московского Патриархата в Венгрии.

4 января 1972 г. Блаженнейший Патриарх Антиохийский и всего Востока Илия IV в сослужении иерархов и клириков Антиохийской, Русской и Болгарской Православных Церквей совершил Божественную литургию в храме Антиохийского подворья в Москве. Архиепи-

144

 

 

скоп Тульский и Белёвский Ювеналий был в числе архипастырей, участвовавших в этом богослужении.

С 15 по 27 марта 1972 г. вместе с протодиаконом Андреем Мазуром находился в Японии по церковным делам. В воскресенье, 19 марта, вместе с епископом Можайским Николаем, настоятелем Патриаршего подворья в Токио, принял участие в служении Божественной литургии, которую совершали митрополит всей Японии Владимир (Нагосский), епископ Сендайский Серафим и духовенство Японской Церкви. 20 марта был принят послом СССР в Японии О.А.Трояновским. 22 марта архиепископ Ювеналий и епископ Николай Можайский совершили молебен святому равноапостольному Николаю, архиепископу Японскому, на месте его погребения. После этого была отслужена панихида по почившим иерархам митрополиту Сергию (Тихомирову) и епископу Николаю (Оно), а также по всем почившим верным чадам, в Японской Церкви потрудившимся. Во время пребывания в Японии архиепископ Ювеналий имел многие братские, сердечные встречи с иерархами, духовенством и верующими Японской Церкви.

145

 

 

146

 

 

147

 

 

148

 

 

149

 

 

Возведение в сан игумена. 1962 год

150

 

 

Распоряжение о назначении членом ОВЦС

151

 

 

Удостоверение о назначении редактором бюллетеня Средне-Европейского Экзархата «Голос Православия»

152

 

 

153

 

 

154

 

 

Католикос-Патриарх Ефрем II

155

 

 

Игумен Ювеналий 1963 год

156

 

 

Преподаватель МДС. Выпуск 1963 года.

157

 

 

Указо назначении начальником Русской Духовной Миссии в Иерусалиме

158

 

 

Архимандрит Ювеналий начальник Русской Духовной Миссии в Иерусалиме. 1963 год.

159

 

 

В рабочем кабинете Русской Духовной Миссии

160

 

 

На крыше здания Русской Духовной Миссии

161

 

 

162

 

 

163

 

 

В Троицком соборе Русской Духовной Миссиис духовенством и сестрами

С игуменией и сестрами в саду Миссии

164

 

 

165

 

 

Гости Миссии в день Святой Троицы

166

 

 

С митрополитом Назаретским Исидором в Горненском монастыре.

1964 год.

167

 

 

На приеме у президента Израиля Залмана Шазара

169

 

 

169

 

 

Во время паломничества на Афон

170

 

 

171

 

 

172

 

 

173

 

 

Указ о назначении заместителем председателя ОВЦС

174

 

 

175

 

 

На заседании IV сессии II Ватиканского Собора. 1965 год

176

 

 

177

 

 

Архимандрит Ювеналий и протоиерей Виталий Боровой в Риме.1965 год.

178

 

 

179

 

 

 

На приеме у Святейшего Патриарха Алексия

180

 

 

На приеме у Папы Римского Павла VI

181

 

 

182

 

 

Благословение митрополита Никодима

183

 

 

Архиерейская хиротония в Троицком соборе Александро- Невской лавры.

26 декабря 1965 г.

184

 

 

185

 

 

Перед вручением жезла

186

 

 

Первое архипастырское благословение

187

 

 

Рапорт митрополита Никодима

188

 

 

С матерью в день архиерейской хиротонии

189

 

 

В день архиерейской хиротонии с рязанцами и однлкурсниками

190

 

 

191

 

 

Богослужение в Никольском храме Зарайска. 1966 год

192

 

 

193

 

 

В храме апп. Петра и Павла в Лефортово

194

 

 

195

 

 

196

 

 

197

 

 

[фото изъято по просьбе правообладателя]

Епископ Зарайский Ювеналий встречает митрополита Антония Сурожского. 1966 год

198

 

 

С Архиепископом Карельским и всей Финляндии Павлом

 

Участники консультации ХМК в Троице-Сергиевой лавре. 1966 год

199

 

 

200

 

 

Участники Всеправославного совещания в Шамбези

201

 

 

202

 

 

203

 

 

204

 

 

205

 

 

206

 

 

1969 год

Указ о назначении членом Комиссии по вопросам христианского единства

207

 

 

208

 

 

209

 

 

210

 

 

211

 

 

У гроба Святейшего Патриарха Алексия I в Переделкине. 1970 год

Отпевание Святейшего Патриарха Алексия I в Успенском соборе Троице-Сергиевой лавры

212

 

 

213

 

 

214

 

 

215

 

 

Архиепископ Ювеналий. 1971 год

216

 

 

217

 

 

218

 

 

219

 

 

220

 

 

С митрополитом Варшавским и всея Польши Василием.1971 год.

Указ о возведении архиепископа Ювеналия в сан митрополита

УдостоверениечленаПалестинскогообщества

221

 

 

Митрополит Тульский и Белёвский Ювеналий в Тульском Всехсвятскомсоборе. 1971 год.

Чин умовения ног в Великий четверг

222

 

 

223


Страница сгенерирована за 0.31 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.