Поиск авторов по алфавиту

Автор:Мень Александр, протоиерей

Мень А,, прот. Великий Пост, 1986 г.

Каждый из нас невольно восхищается красотой Божьего мира, восхищается тем совершенством, той славой неба и земли, которая на себе несет печать Творца, Вседержителя, Божественного художника, создавшего все в мире. И в то же время нетрудно нам заметить, что в этом дивном, прекрасном, во многом совершенном мире не все благополучно, не все стройно, не все совершенно. Но есть в этом мире гибель, разрушение, страдание, боль, болезнь. И мы знаем из Слова Божия, что Бог не создал смерти , и мы знаем из откровения Иисуса Христа, Который нам принес самую достоверную весть о Боге, что Бог есть любовь,— поэтому ничего злого, ничего мучительного создать Он не мог. Значит, боль и страдание, смерть и разрушение существуют в мире вопреки благой воле Господней. И люди всегда, сотни и тысячи лет размышляя об этом, молились о помощи, молились о спасении.

От нас сокрыто, почему мир должен пройти через эти испытания, почему искушаем человек в своей свободе, в свободе избрания своего пути, почему есть для него возможность отпасть от Бога, отпасть от жизни истинной. И когда мы смотрим на все злое, и несовершенное, и темное, что есть в окружающем нас мире и в самом человеке, то мы знаем и уверены, что все это проистекает из отпадения от Бога, из удаления от Него — источника жизни. И мы своим малым человеческим разумом пытаемся доискаться, почему же Господь сразу, в мановение ока не прекратит всего злого, что есть на земле. Господь отвечает нам, что мы с вами разумные существа, несем ответственностъ за свои поступки.

Когда зло бушует на земле, то человек — один из главных виновников этого зла; он тысячу раз был предупрежден, куда ведет путь противления заповеди Божией, противления Творцу Господу. И тем не менее, хоть был он предупрежден, он все равно восставал и шел по пути своих похотей. И это приносило горькие плоды и приносит доныне. Но Бог не прекращает внезапно действия нашего зла. Что же Он делает? Он делает то, чего мы не могли бы представить себе сами: Он приходит к нам и разделяет наши страдания, чтобы люди, которые находятся как бы на дне, душевно израненные, изломанные, отчаявшиеся, унывающие, люди, с которыми постоянно случаются скорби и беды жизненные, чтобы они знали, что Бог тоже страдает с ними и что каждая боль на земле есть боль Бога. Ибо, как говорит апостол Павел, мы в Нем, то есть в Господе, живем и движемся и

154

 

 

существуем. Он объединяет нас всех — Своих созданий, и если нас постигает страдание и боль — это значит, что страдает и Он. И, став человеком и придя в этот мир, Он испил чашу человеческой злобы, неблагодарности, горечи и одиночества.

Когда начал Он страдать? Не на Голгофе, а раньше, еще в Гефсиманском саду, когда кровавый пот падал с Его чела. Но еще раньше евангелист Иоанн говорит, что уже в первые дни, когда Господь пришел в Иерусалим, он уже говорил, что душа Его скорбит и возмутилась. Но этого мало. Еще раньше, больше всего боли причинили Ему Его ученики, то есть те, кто Его любил и, своим непониманием, черствостью своего разума и сердца. Он говорил им одно, а они думали о своем. И это было много-много раз. И в конце концов они Его предали, они Его бросили, они разбежались, они отреклись. Не только ведь Петр отрекся, Петр только слова эти произнес: «Не знаю я этого человека», а другие показали это делом, потому что они разбежались и оставили Его одного. И наконец один из двенадцати, из ближайших учеников, помог властям, врагам ночью взять Его. То был Иуда. Итак, Господь в течение всей своей жизни находился уже на кресте, уже в скорбях.

Когда же Он перестал страдать? В тот ли момент, когда Он испустил дух, произнеся слова: Отче, в руки Твои предаю дух Свой? — Нет. Мы скажем, что Он не закончил страдать и поныне, что Он и сейчас продолжает страдать, как от врагов Своих, так и от нас, Его учеников. Потому что своими грехами, своим предательством, своей неверностью, своим нежеланием внимать Его заповедям и жить по Его Евангелию мы продолжаем отрекаться от Него, продолжаем распинать Его, продолжаем Его пытать. Поэтому мы должны Крест Христов видеть с чувством глубокого покаяния, он должен нам напоминать о том, что Господь ради нас несет, и, увы, будет нести эту муку — ту муку, которую мы Ему приносим.

И наконец еще одно: раз Господь сошел в этот мрак человеческого страдания, боли, одиночества, ужаса, смерти, — о чем это говорит для нас? Ведь мы по-своему, по-человечески тоже страдаем, конечно, не за весь мир, как Господь, не за весь род человеческий, как Христос Спаситель. Мы страдаем за себя, за своих близких, мы страдаем от множества скорбей, злоключений, душевных смятений. Но, помня о том, что Господь Сам прошел через все это, будучи человеком, мы с надеждой напоминаем себе, что в этом страдании Бог нас не покинет. Следовательно, в этом страдании Он может быть рядом с нами, и Он есть действительно рядом с нами.

И это великое ободрение для всех отчаявшихся, для тех, кто плачет и мучается, — не должно быть мысли, что мы забыты Богом и покинуты,

155

 

 

что мы оставлены. Нет, именно тогда, когда тучи сгущаются, когда жизнь кажется немилой, когда не хочется жить, когда кажется, что все усилия напрасны, когда мы говорим: Господи! зачем ты нас оставил, — вспомни тогда, что рядом с нами страдает Господь. И, значит, Он очищает, преображает нашу боль, и как воскресший Он уже предстоит перед нами, не как умирающий на кресте, но как побеждающий смерть, и побеждающий скорбь, и побеждающий все темное, рассеивающий тучи нашей жизни, дающий нам радость, уверенность, надежду. И тогда Крест становится для нас знаком победы, знаком упования: С нами Бог, и поэтому ничто не страшно нам, как бы ни была темна ночь нашей жизни, свет Христов просвещает всех.

Аминь.


Страница сгенерирована за 0.16 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.