Поиск авторов по алфавиту

Автор:Василий Великий, святитель

Василий Великий, свт. Правило 80

Зонара. Многобрачие, т. е. поятие одним и тем же лицом многих жен, хотя и не в одно время, св. отец называет делом скотским, а не человеческим, точно также — и безразличное совокупление со многими, что представляется (παρίσταται), т. е. кажется по нашему мнению и суду более тяжким грехом, нежели блуд: почему справедливо подвергать таковых (наказанию по) правилам. За тем указывает число лет епитимии, которых, повидимому, четыре. Но каким образом святый, назвав многобрачие тягчайшим блуда, определил за него как будто одно и то же время (епитимии), так как и блуд наказывается по отцам четырехлетием? Я думаю, что здесь составляется число лет больше четырех; ибо соблудившему определено быть год в числе плачущих, во второй слушать, а в третий каяться, т, е. быть в припадании и выходить с оглашенными; в четвертый стоять вместе с верными и после того удостоиваться божественных да- 

364

 

 

ров, по 22-му правилу. А кто согрешил многобрачием, тому определено быть год в числе плачущих, в течение трех лет припадать, что значит стоять с оглашенными и выходить вместе с ними, и таким образом быть принятым, т. е. только в общее стояние, так чтобы после того как и тут проведет столько времени, сколько присудит держащий его под епитимиею, был наконец допущен к причащению Таин. Ища еще 3-е правило неокесарийского собора.

Синопсис. Многобрачные — скотообразны; но после четырехлетия должны быть приняты.

Аристин. Таковые, если оставят гнусное дело, и расторгнут незаконный брак, должны быть под епитимиею в течение четырех лет, хотя грех и тяжелее блуда: один год должны плакать, в течение трех — припадать и таким образом быть приняты.

Вальсамон. Постановив в 4-м правиле о троебрачных и многобрачных то, что прекрасно изложил его десницею Дух святой, святый говорит теперь, что отцы ничего не сказали о многобрачии, но покрыли оное мраком молчания, как дело скотское и чуждое человеческой жизни; а самому ему кажется, что оно хуже блуда. Почему и определил — того, кто по неразумию впадет в нечистоту многобрачия, подвергать каноническим епитимиям, именно он должен год стоять с плачущими, в продолжение трех лет быть в припадании и выходить с оглашенными и таким образом быть принят. Но кто-нибудь спросит: если указанное 4-е правило говорит, что отцы назвали троебрачие наказанным блудом, и уравнивает то и другое во всем, то каким образом настоящее правило говорит, что отцы умолчали о многобрачии и что этот грех превышает блуд? Решение. Троебрачие признается законным, а четвертый брак и далее не принять ни правилами, ни законами; поэтому всякий брачный союз, превышающий пределы троебрачия, называется многобрачием. И так, там святый, полагая определение о троебрачии, наименовал наказанным блудом не многобрачие, а троебрачие, потому что оно и законом признается и церковию не расторгается, как говорит об этом 50-е правило; а здесь, постановляя

365

 

 

о многобрачии, сказал, что оно хуже блуда, и — справедливо; ибо кто любодействует, делает вред только себе, как добровольно повергающий себя в неисходную пропасть невоздержания; а вступающий в четвертый или пятый брак выходит из подчинения божественным правилам и законам, которые запретили это нечестивое дело, и делает обиду своим родным детям, как бы подсевая к истинным своим семенам плевелы поддельных семян. И так чтобы верные воздерживались от таких незаконных браков, святый определил наказывать их, после исповеди и оставления зла, строже, чем совершивших блуд. Еще спросит кто-нибудь: если блуд наказывается седмилетнею епитимиею, как это открывается из 59-го правила, то каким образом настоящее правило, называя многобрачие худшим блуда, подвергает оное епитимии на четыре года? Решение. Некоторые, разрешая недоумение, говорили, что блудники наказываются четырехлетием, и ссылались при этом на 22-е правило св. отца. А ты прочти 9-е правило и толкование на него и скажи, что блудник подвергается епитимии на седмилетие, а многобрачный — на большее число лет. Ибо так как мест епитимиии четыре, и святый определил, чтобы многобрачный в течение года плакал, и три года припадал, то, в соответствие с сим, он необходимо должен потрудиться и на остальных местах, т. е. на месте слушающего и на месте стоящего вместе (с верными), и если и для этих мест не должно быть назначено большее количество времени, а по крайней мере четырехлетие, то всех лет епитимии будет восемь. А что некоторые здесь многобрачием назвали безразличный блуд, то пусть услышат, что брак не в том только состоит, чтобы совокупиться, по простонародному выражению, но он есть союз мужа и жены, общий жребий на всю жизнь и общение нрава божественного и человеческого; и что брак заключается не совокуплением только, но и расположением сочетавающихся. Ибо 4-я глава 4-го титула 41-й книги (Василик) говорит: „браком доставляется приданое, но не приданое составляет брак, а взаимное расположение сожительствующих“. О троебрачии прочти еще помещен-

366

 

 

ный выше акт единения, состоявшийся во дни царя господина Константина Порфирородного 1)

Славянская кормчая. Многоженцы осквернения отступайте, и беззаконный разрушающе брак, четыре лета запрещение приимут аще и болии есть грех сей 2). Едино убо лето плачющеся, три же припадающе, и тако сподоб- лени будут причащения божественых даров 3).

_______________

1) См. толкование Вальсамона на 4-е правило Василия Великого.

2) На поле против этого напечатано в новой Кенсарии 3 о томже, и 84, Василиево же.

3) Славянская кормчая выдает здесь Аристиново толкование на 80-е правило Василия Великого за самое правило (ср. выше новый перевод Аристинова толкования).

367


Страница сгенерирована за 0.34 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.