Поиск авторов по алфавиту

Автор:Василий Великий, святитель

Василий Великий, свт. Правило 72

Зонара. Прорицаниями (μαντεῖαι) в древности были предсказания, какие давались лжеименными богами, или ответы на вопросы. Но хотя прорицалища прекратились по воплощении Господа, но предсказания и ныне делаются некоторыми посредством обаяний и демонского действия, хотя они и оказываются по большей части ложными; каковы суть делаемые некоторыми женщинами, которые, кладя на руки зерна ячменя, посредством их предсказывают нечто; а другие нагибаясь к золе, предугадывают грядущее; к ним должны быть причислены и те, которые говорят, что они по звездам предузнают имеющее быть, и которые пользуются ими, — каковых всех подвергает епитимии убийц.

Синопсис. Предавший себя предсказателям, или неким подобным, должен быть подвергнут епитимии на срок убийц.             

Аристин. Предавший себя волхвователям или обаятелям, или отравителям (ϕαρμακοῖς) с целию изучить их злохудожество, должен быть подвергнут епитимии, как вольный убийца. А кто верит волхвователям и вводит их в свой дом для изыскания и приготовления врачеств (суеверных) или для открытия чего нибудь неизвестного, подвергается епитимии на шесть лет, как говорит 61-е

350

 

 

правило трулльского шестого собора и 83-е сего, что в руках у нас, третьего послания Василия Великого.

Вальсамон. В 25-й главе 9-го титула и в 20 главе 13-го титула настоящего собрания мы изложили различные сведения о волхвователях, магах и подобных; и прочти как это, так и указываемые в тех же самых главах правила и законы, и узнаешь, каким образом они наказываются по законам гражданским и церковным. А теперь святый определяет, что те, которые предают себя каким либо лицам этого рода, должны быть подвергаемы епитимиям на срок, назначенный убийцам. Но поелику некоторые, толкуя настоящее правило, сказали, что таким образом должно наказывать и тех, которые приходят к женщинам, берущимся на зернах ячменя открыть что-нибудь неизвестное, или будущее, то я говорю, что есть различие между предвещателями и ворожеями-старухами, которые обманывают простецов своими нашептываниями; ибо первые призывают демонов; а эти, прикрываясь скорее добродетелию и святостию, иногда с божественными псалмопениями, рукописуют будущее и показывают неизвестное при помощи ячменных зерен, как делают и так называемые ϰρίτριαι и монахи с красивыми бородами и волосами, носящие власяницы и вретища; ибо и эти, обольщая и обольщаясь, предуказывают будущее как бы по ангельскому откровению. Поэтому-то те, которые не отреклись от Бога, но по развращенности прикрываются личною святости, должны, как мне кажется, быть наказываемы умереннее, а не так, как отрекшиеся от Бога. А если скажет, что старухи, гадающие по ячменю и делающие обаяния, призывают демонов, то необходимо и они должны быть подвергаемы крайней епитимии, подобно волшебникам и магам. Прочти еще 83-е правило настоящего святого и что в нем (написано).

Славянская кормчая. Иже волхвом, или другим неким таковым себе ведав, временем убийцы устроен будет.

Толкование. Ведав убо себе волхвом, или обавником, или чародеем на очение злохитрства их, яко волею убивыи запрещение да приимет. Веруяиже в волхвы, или вводя их в дом свой, обретения ради некоего и

351

 

очищения отравлении, или откровения ради неких неизреченных, шесть лет запрещение да приимет: яко же, 61-е правило повелевает, шестого вселенского собора, иже в Константине граде в Трулле полатнем: и, 83-е, правило в сем послании великого Василия.


Страница сгенерирована за 0.2 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.