Поиск авторов по алфавиту

Автор:Василий Великий, святитель

Василий Великий, свт. Правило 87. Послание к Диодору, епископу Тарскому.

87 Правило Василия Великого

388

389

390

391

392

393

394

395

396

397

Зонара. Предуготовив свое слово и представив написавшего (послание) как-бы в другом лице, свитый отец переходит теперь к опровержению самого послания. И прежде всего ссылается на обычай, о котором говорит, что он имеет силу закона, потому что постановления (ϑεσμοί), т. е. то, что узаконено (νενομισμένα) и установлено (δεδογμένα) (обычаем), преданы от святых мужей. И гражданский закон повелевает, чтобы утвердившийся обычай имел силу закона, хотя принятое в обычай гражданами установлено и не св. мужами. Ибо 2-я книга Василик в 1-м титуле 22-й главе говорит; „о тем нет писанного закона, в том должно соблюдать обычай (ἐϑος) и сообразную с ним практику (συνήϑειαν). И опять: „древний обычай соблюдается вместо закона“; и еще: „долговременный обычай имеет силу закона, где нет писанного закона“. А сей св. отец называет обычаем то, что действует в церкви. Ибо если кто говорит, бесчинно смеситея с двумя сестрами, то не прежде принимается в церковь, как когда осквернившиеся таким образом удалятся друг от друга, потому что эта скверна не считается и браком. И так если бы мы не могли сказать ничего другого, то этого обычая было бы достаточно для отвращения зла. Но поелику, говорить, тот, кто одобрил зло своим посланием, воспользовался древним законом, говорящим: жену к сестре ея да не поймеши в ревнивую соперницу открыти срамоту ея пред нею, еще живе сущей ей (Лев. 18, 18) и отсюда вывел заключение, что по смерти жены брать сестру ее дозволяется: то святый прежде всего говорит, что елика закон глаголет, сущим в законе глаголет (Римл. 3,19); ибо еслибы не так,

398

 

 

то мы должны бы были и обрезываться и хранить субботы и воздерживаться от различных снедей: в самом деле станем-же мы держаться только того из древнего закона, что доставляет нам удовольствие, а от того, что имеет какую нибудь тяжесть, удаляться, и в этом случае прибегать к дарованной нам чрез Христа свободе. Ибо закон Христов освободил нас от тяжестей закона, т. е. от обрезания, воздержания от запрещенных в нем снедей, от того, чтобы считать нечистым семяточивого прикоснувшегося к мертвецу и прокаженного, и от многого другого. Меня спросили, говорит: есть ли в Писании разрешение брать жену после сестры ее, т. е. позволяется-ли кому нибудь брать сестру жены его? и я сказал, что нет, и это — истинно, и безопасно. А умозаключать о том, что умолчано, именно рассуждать таким образом: если закон сказал: жену к сестре ее да не поймеши в ревнивую соперницу еще живе сущей ей, то следует, что после смерти не запрещается брать сестру жены, так как (в этом случае) уже не может быть ревности, это, говорит св. отец, значило бы законополагать и вводить собственные законы, и не передавать смысл закона. Ибо если мы позволим мужу после смерти жены брать сестру умершей на том основании, что уже нет места страсти ревности, то он может взять ее и при жизни жены в том случае, если сестры имеют нрав не ревнивый друг к другу. Но кто-нибудь скажет, что этого нет в Писании; но в Писании нет и того, чтобы после смерти жены, муж ее брал в жену сестру умершей. Потом прибавляет, что ты освободишься от затруднений, если рассмотреть то, что предшествовало законоположению; ибо законодатель не имел намерения обнять здесь все виды грехов, но грехи египтян, с которыми прежде жил еврейский народ, и грехи хананеев, к которым он переселился, и вероятно, что этот вид греха — по смерти жены брать кому-нибудь сестру ее, законодатель запретил потому, что невоздержные брали в пример патриарха Иакова, который сожительствовал в одно и тоже время с двумя сестрами — Лиею н Рахилью. В законе, говорит, (св. отец), многое умолчано, что 

399

 

 

однакож запрещено; например, о том, чтобы отец и сын пользовались одною наложнецею, закон не упомянул; а пророк запретил (это), как незаконное деяние, сказав; сын и отец влазяста к единой рабыне (Амос. 2,7). И бесы, говорит, научили многим видам нечистых страстей: а божественное писание умолчало о них, и обозначило общим именем нечистоты, дабы гнусными наименованиями не осквернить чистоты своей. И Апостол говорит: блуд и всяка нечистота ниже да именуется в вас (Ефес. 5,3), обозначив именем нечистоты всякое недостойное названия действие. Таким образом чрез умолчание никак не дается сластолюбцам разрешения творить постыдное. За тем святый настаивает еще сильнее говоря, что в законе и не умолчано об этом виде греха; ибо когда в нем написано: да не внидеши ко всякому ближнему плоти твоея открыта срамоты их, — то запрещен и этот вид. Ибо если жена и муж — одна плоть, по Писанию, то конечно каждый должен признать великую близость (οἰκείωσιν) между мужем и сестрою его жены. И как никто не может взять, по причине близости свойства, матери своей жены, или дочери, родившейся у нее от другого мужа, ни собственной матери или дочери: так не можеть вступить в брак с сестрою своей жены, потому что не может вступить в брак с своею сестрою. Тоже самое, говорит, и по отношению к жене: ибо и жена не может сочетаться с братом своего умершего мужа, ни с другими лицами, близкими к нему по родству. Далее приводит апостольские слова, и обращаясь к некоторым, ссылавшимся на слова: раститеся и множитеся (Быт 1.28), говорит, что достойны смеха те, кто не различает времен Законодательства; слова: раститеся и множетеся — сказал Бог первосозданным, когда еще не было множества людей и конечно необходимо было, чтобы дети Адама сочетавались между собою. И так на этом основании и ныне братья и сестры могут сочетаваться друг с другом? К этому присовокупляет: „второй брак есть врачество против блуда “, т. е. второбрачие дозволено для того, чтобы люди не увлекалась в блуд, не для того, что-

400

 

 

бы оно было поводом к сластолюбию. И приводит великого Павла, который дозволяет второй брак, говоря: аще ли не удержатся, да посягают (1 Кор. 7, 9), но не присовокупил, что посягая пусть беззаконничают. Затем доказывает неуместность этого деяния и другими соображениями говоря, что кто по смерти своей жены возмет сестру ее и будет иметь детей от той и другой, тот какое наи-менование даст детям? И как дети будут называть друг друга? Братьями, как происшедшие от одного отца, или анепсиями, т. е. двоюродными братьями, как родившиеся от двух сестер? (У древних часто двоюродные братья — ἐξάδελϕοι назывались ἀνεψιοί — что значит собственно племянники), ибо говорит, им приличествуют, по причине смешения родства, оба названия, т. е. и братьев, и племянников. И еще присовокупляет довод, говоря, что взявший сестру своей прежней сожительницы делает тетку своих детей, рожденных от первого брака, мачихою их, и ту, которая должна любить их, как детей сестры, вооружает против них ревностию. Ибо ревность в мачихах к детям своих мужей от другого брака является как бы какою-то естественною страстию: у врагов ослабевает ненависть, когда умрут их противники; а вражда мачих к своим соперницам только начинается после их смерти. „Главное же из вышереченного“, говорит св. отец, т. е. сущность всего, доселе сказанного, может быть вкратце выражена так: если ищущий вступит во вторый брак желает заключить брак законный, то для него отверста вся вселенная; если же он по страсти ищет такой то, будучи, может быть, любовно расположен к своей родственнице, и по этому старается сочетаться с нею, то тем паче должен быть отстранен, т. е. не допущен (к такому браку), да научится сосуд свой... и прочие апостольские слова (Сол. 4, 4. 5). Я желал, говорит, написать и больше, но не дозволяет мне мера послания; ибо послания не должны быть многословны. Желаю, чтобы если это увещание оказалось сильнее страсти, т. е. чтобы оно было на столько сильно, чтобы могло уничтожить страсть, или чтобы беззаконие сие не поселилось в нашей стране, чтобы эта скверна не проникла в нашу область, но осталась там, где дерзнули на нее.

401

 

 

Синопсис. Если кто, будучи одержим страстию нечистоты, впадет в беззаконное совокупление с двумя сестрами, то это не должно считаться браком, и они не должны входить в церковь прежде, чем разлучатся друг от друга, ибо суетен тот, кто перетолковывает слова: жену к сестре ее да не поймеши в ревнивую соперницу (Лев. 18, 18) и говорит, чго умершая перестала быть ревнивой, и что есть возможность после смерти ее брать сестру ее, потому что для нас должно быть достаточно сих слов: да не внидеши ко всякому ближнему плоти твоея открыты срамоты их (Лев. 18, 6). Ибо если со-четавающиеся суть одна плоть, то посредством жены сестра ее делается мужу своею. И так как не возьмешь матери или дочери жены (своей), потому что не возьмешь и своей матери или дочери, так и сестры, потому что и своей сестры не возьмешь.

Вальсамон. Послание великого отца к Диодору, хотя исполнено всякой мудрости и истинного красноречия и в нем звучат струны всесвятого Духа, в настоящие дни не приложимо на практике: оно узаконяет, что никто не должен брать в общение брака двух сестер, что по благодати Божией ныне совсем не приходит на мысль человеку христианину; поэтому оно и не нуждается в большем толковании. Но имей постоянно в памяти это божественное послание; ибо хотя то, что определено в нем, не прилагается на практике, но содержащиеся в нем умозаключения, суждения и сопоставления, и в особенности то, что составлено и противупоставлено на основании Ветхого Завета и великого Ап. Павла, весьма полезно для других целей. Заметь из сего, что и неписанные церковные обычаи имеют непреложность, как писанные правила, н что мы не должны обращать внимания на Моисеевы законоположения. Заметь в тоже время из этого послания и многое другое, в высшей степени нужное и полезное.

Славянсная кормчая. От посланий святого Василиа еже к Диодору. Правило, 86. Аще кто страстию нечистоты ят быв, к двема сестреницами в беззаконное общение брака впадет, ни брак убо вменится таковое, ни в церковь да не внидета, прежде даже не разлучитася друг от друга.

402

 

 

Писано бо есть в леввитице, еже жены на сестру ее не поймеши. Умерши же ей, престала есть от ревности. И подобно быти бляди умершуя сестру поимати. Нам же оно довлеет, не внидеши бо рече ко всякому ближнему плоти своея открыта безобразие его. Аще бо муж и жена совокупльшася, плоть едина есть, жены ради мужеви своя есть ближняя сестра ее, якоже убо не поймеши жены своея матере или дщере, яко жене твоей мати (теща), или дщере (падчерица жены твоея 1): тако не поймеши жены своея сестру, зане жене твоей сестра.

_______________

 

______________

1) Текст печатной Кормчей испорчен здесь неуместною вставкою последних слов: „жены твоея“. Но в старых рукописных Кормчих место это читается еще правильно, т. е. вполне согласно с греческим текстом Синопсиса, например в известной софийской перганой Кормчей XIII века: „Якоже убо не поймет жены своея матере или дщере (т. е. своей тещи или падчерицы), якоже убо ни своея матере или дщере своея: тако не поимеши жены своея сестры“ (Ркп. москов синод библиот. № 132, л. 286). Примечание редактора.

403


Страница сгенерирована за 0.26 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.