Поиск авторов по алфавиту

Автор:Василий Великий, святитель

Василий Великий, свт. Правило 41

Зонара. Жена, овдовевшая и не подвластная родителям, чтобы нуждаться в их согласии на брак, неповинна, если вступит во второй брак, „аще нет никого, разлучающего сие сожитие", т. е. если нет кого-либо, имеющего над иею власть, т. е. отца, или деда, которые могут расторгать брачный союз, не согласившись на него. Святой приводит и свидетельство из апостольских изречений.

———————————————

1) Перевод — настолько неправилен, что в нем не видно никакого смысла. Согласно с подлинником следовало бы сказать по славянски: „Раба, вдавшая себе мужеви, блуд творит; счетаетжеся, аще (будет сие) по воли господина: яже бо сущих под властию (дела) не тверда суть". Ср. выше новый перевод Синопсиса, послужившего подлинником для славянской Кормчей.

290

 

 

Синопсис. Вдова, берущая мужа, неповинна.

Аристин. Вдова по смерти мужа полновластна; поэтому она невиновна, если возмет мужа точию о Господе, по Апостолу (1 Кор. 7, 39).

Вальсамон. Некоторая жена, овдовев, желала вступить в брак с другим мужем, но не получала дозволения; а вступив (без дозволения), подверглась епитимии. Святой был спрошен об этом и отвечал, что вдова имеет власть сочетаться с другим мужем, если она полновластна; но это должно иметь силу только по отношению к второбрачию, ибо третьего брака святой не дозволяет. Таким образом овдовевшая жена правильно может вступить во второй брак, и, если вступит во второй брак, не должпа быть подвергаема епитимии, если только она не подвластна; ибо если она подвластна, то поелику тот, кто имеет ее под своею властью, может расторгнуть брак, должна быть подвергнута епитимии и она, как учинившая блуд. Впрочем и жены, вступающия во второй брак, подлежат епитимии второбрачных, как мы много раз сказали. А слыша, что святой говорит, что вдова имеет право выходить за муж, ва кого хочет, не скажи, что она может совокупляться с нечестивым, или с кем-либо другим недостойным ее рода, но скажи, что она обязана выходить за втораго мужа согласно с правилами и законами. Ибо 1-я глава 4-го титула 28-й книги (Василик) говорит: „брак есть союз мужа и жены и общий жребий на всю жизнь, общение божественного и человеческого (права)”. Равным обра­зом 31-е правило Лаодикийского собора и 72-е правило трульского собора запрещают православным сочетаться с еретиками. И 2-е положение 7-й главы 5-го титула 28-й книги (Василик) говорит: „недействителен брак дочери, или внуки сановного лица с отпущенником, или актером, или сыном актера, или актрисы”. А наш державный и святой император расторгнул сожительство разных благородных жен, сочетавшихся с неблагородными мужьями, и тех, которые сочетались с ними, наказал строго; подобным образом он поступил и с царским грамматиком господином Феодором Мессаритом, взявшим в

291

 

 

жену, без ведома царя, дочь достопочтеннаго Вриенния. А прибавка к правилу, гласящая: точию о Господе сделана в виду неверных, ибо о Господе вступает в брак только та, которая сочетавается с православным, а не с еретиком.

Славянская кормчая. Без вины есть вдовица идущи замуж.

Толкование. Самовластна есть вдовица, аще умрет муж ее: сего ради аще идет за другий муж, без греха есть, токмо о Господе по божественому апостолу.


Страница сгенерирована за 0.32 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.