Поиск авторов по алфавиту

Автор:Василий Великий, святитель

Василий Великий, свт. Правило 01

 

148


149


150


151


152


153


Зонара. Вопрос был о том, должно ли крестит наватиан, которые именовали себя катарами (чистыми). Об этом святой говорит то же, что было сказано прежде; а это прежде сказанное открывается из слов: «ты благорассудительно упомянул, яко подобает последовати обычаю каждыя страны, потому что о их крещении различно думали», т. е., разные лица различно говорили о том, как должно принимать их, когда они обращаются. Таков отзыв Василия Великого о катарах. А последнее правило Второго Собора говорит, что не должно снова крестить их, а только помазывать святым миром. Без сомнения, должно действовать это последнее правило, так как оно есть позднейшее и соборное, и притом — Вселенского Собора.

В своем ответе Василий Великий учит, что есть ересь, и что раскол, и что самочинное сборище; и говорит, что крещение еретиков совершенно отвергается, крещение раскольников принимается; а находящиеся в самочинных сборищах присоединяются опять к церкви, если обращаются с приличным покаянием и присоединяются так, что нередко (πολλάκις), (вместо: иногда) принимаются даже в ту же степень. Относительно же пепузиан говорит, что они, если приходят к кафолической церкви, должны быть крещены, потому что они явно еретики; ибо не крестившиеся по преданному нам, т. е., в Отца и Сына и в Св. Духа, не признаются и крещенными. А каким бы образом совершил крещение согласно с преданием кафолической церкви тот, кто именует Утешителем Монтана и Прискиллу? Катаров же, енкратитов и идропарастатов, говорит (св. отец), угодно было отцам, бывшим с Киприаном и нашим Фирмилианом (Фирмилиана называют своим, потому что он был епископом Кесарии), всех снова крестить. Ибо на старшем из всех

155

 

 

соборов, состоявшемся в Карфагене, епископом которого был Киприан, постановлено было крестить всех, обращающихся к церкви, — не только еретиков, но и раскольников, которые, хотя не погрешают относительно догмата, но как отторгшиеся от тела церкви, уже не имеют пребывающей в них благодати Св. Духа; а чего не имеют, то каким образом могут передавать другим? Но при этом великий отец оговаривается, что поелику некоторым угодно было по благоусмотрению принимать крещение катаров, да будет оно приемлемо. И Второй Вселенский Собор, как выше сказано, признал оное приемлемым. Относительно енкратитов говорит, что не нужно бы было принимать их крещения; но «подобает, говорит, держаться обычая, и должно следовать отцам, благорассмотрительно устроившим дела наши», дабы по причине строгости не сделать их более медлительными в обращении к кафолической церкви; но то, что они сохраняют наше крещение, не должно заставлять нас принимать ихнее; ибо мы не обязаны воздавать им за то благодарностью, но соблюдать в точности, что (следует). Пусть, по крайней мере, приходящие от них помазуются святым миром, и таким образом причащаются Св. Таин. Учение енкратитов было таково: они воздерживались от всякой животной пищи и отрекались от брака, называя его (делом) сатаны; говорят также, что они разделяли и некоторые заблуждения Маркиона. А поелику, говорит (св. отец), мы уже приняли на епископскую кафедру такого-то и такого-то из числа енкратитов, то уже не можем осуждать и отделять от церкви принадлежащих к их обществу, т. е., единомысленных с ними, ибо принявши епископов их, мы через них как бы положили правило и образ — принимать и прочих.

Синопсис. Еретик — тот, кто чужд по вере; раскольник — кто (заблуждается) по какому-нибудь исправимому вопросу, скопищники (παρασυνάγωγοι) — те, которые самочинно составляют беспорядочные сборища.

Крещение от еретика неприемлемо; а от раскольника и устрояющего незаконное сборище — приемлемо. Пепузиане именуют Монтана Утешителем; почему и те, которые

156

 

 

крестятся в него, не крещены. Крещение катаров, идропарастатов и енкратитов, хотя и неприемлемо, потому что не достает им Св. Духа, но ради благоусмотрения да будет (приемлемо).

Аристин. Не имеющие общения с кафолической церковью делятся на три разряда: на еретиков, раскольников и устрояющих незаконные собрания. Еретики суть те, которые совершенно отчуждили себя от веры в Бога, как пепузиане, манихеи, валентиниане, маркиониты и многие другие. Ибо пепузиане именуют Монтана Утешителем и блудно сожительствовавших с ним двух жен — Прискиллу и Максимиллу признают за пророчиц; без разбору расторгают браки; неправильно совершают Пасху; три ипостаси единосущного Божества сливают в одно лице и держатся других, столь же нечестивых мнений. Манихеи вводят два противные и равносильные начала и думают, что первое есть причина света, второе — тьмы; обоготворяют солнце и луну; диавола называют начальником вещества; брак признают законоположением демона; и подаяние нуждающимся считают беззаконием; учат также, что Господь, воплотившись, не принял ничего человеческого; уничижают крест, смерть и воскресение, как будто бы этого не было на самом деле; и держатся множества других нечистых учений. Валентиниане отрицают воскресение плоти, отвергают Ветхий Завет; читая пророков и толкуя их по своему произволу, выдумывают разные баснословия и говорят, что Христос принес плоть с неба и прошел чрез Деву, как через канал, и изрыгают некоторые другие хульные пустословия в том же роде. Маркиониты суть массалиане, называемые также Евхитами, которые имеют многоглавую и многоименную ересь. Итак, все эти (еретики), если оставят свою ересь и обратятся к непорочной вере, крестятся, потому что их крещение отвергается нами. А раскольники суть те, которые отделились от церкви, каковы донатисты и так называемые катары и идропарастаты и енкратиты. Таковые, если обратятся к кафолической церкви и предадут проклятию свои мнения, должны быть принимаемы как крещенные, и только помазуются св. миром. Устрояющие же незакон-

157

 

 

ные сборища (παρασυνάγωγοι) суть те епископы, или пресвитеры, которые, быв осуждены за какие-либо погрешности и удалены от священнослужения, не подчинились правилам, но самовольно присвоили себе предстояние и священнослужение, водрузили другой жертвенник и убедили некоторых присоединиться к их мнению, чтобы вместе с ними и оставить кафолическую церковь. Таковые, если раскаются и исправятся приличным покаянием и обращением, соединяются опять с церковью, как единое тело.

Вальсамон. После предисловия, в котором низвел себя до крайнего смирения, а св. Амфилохия, предложившего вопросы, превознес похвалами, святой отец дает ответ, о чем был спрошен, и говорит, что относительно того, должно ли крестить наватиан, называющих себя катарами, были различные мнения, как и ты упомянул; и было принято следовать обычаю каждой страны. Потом начав отвечать о пепузианах, учит, что есть ересь, и что раскол, и что самочинное сборище, и говорит, что крещение еретиков совершенно отвергается; а крещение тех, которые впали в раскол, принимается; устрояющие же незаконные сборища опять соединяются с церковью, если раскаиваются достойным образом, так что нередко принимаются и в прежние степени. В частности пепузиане, говорит св. отец, как хулящие на Духа Святого и усвояющие наименование Утешителя Монтану и Прискилле, суть еретики; а наватиан, енкратитов и идропарастатов, как определило и последнее правило Второго Собора, не должно крестить снова, но помазывать св. миром, и таким образом причащать Таин; если же они были епископами, то принимать на их престолы. Енкратиты — те, которые отвергают брак, говоря, что он есть установление сатаны, и отрекаются от ядения всего одушевленного. Наватиане, называемые также катарами, названы от некоего Навата римлянина, который отвергал двоебрачных и не принимал покаяния; а идропарастаты — те, кои вместо вина в бескровной жертве приносят воду и брак называют блудом.

Славянская кормчая. Еретик есть, иже верою чуждь. А иже по некоему незнаему вопрошению, той есть рас-

158

 

 

колник. Собирающий же сих, или о инех (читай: онех) непокориви, сии суть подцерковницы, иже отлучившеся сами от соборныя церкве, и иную создавше, особно собираются. А еже от еретика крещение, не приятно: от расколника же и от подцерковника, приятно 1). Еретицы убо глаголемии пепузини, иже началника их Монтана утешителем именуют: темже иже в того крещающиися, некрещени суть. Наватиан же, рекше чистых, и воде предстоящих, и воздержащихся крещение, аще и неприятно есть, понеже оставляет сих Дух Святый, но смотрения ради да будет приятно.

Толкование. Не приобщающиижеся к соборней церкви, на три части разделяются; на еретики, на расколники, и на подцерковники. Еритицы убо суть, иже Божия веры отнюд учюждившеся, якоже се: пепузини, и манихеи, и уалентиане, и маркионити, и инии мнози. Пепузини убо Монтана утешителя нарицают, и совокупльшияся ему блудом, две жене Прискилу, и Максимилу, якоже пророчицы имеют. Браки же безразсуждения разрушают: пасху развращают, три составы единосущнаго Божества, в едино смешают лице, и другая некая нечестивая мудрствуют. Манихеи же два начала вводят, противна себе и равномощна, и глаголют яко едино начало свет сотвори, другое же тму: и солнце, и луну боги творят, и диавола именуют всем вещественым властеля. И брачное законоположение бесовско нарицают. И требующим подавание, беззаконие глаголютъ; и Господа нашего Исуса Христа, ничтоже человеческаго приимши, егда воплотися, рекше не прият плоти нашея от святыя Девы глаголют. И крест, и смерть, и воскресение, яко не истинною бывше глаголют, и тмами ина нечестивая повелевают. Уалентиане же, телесем отрицают воскресение, и ветхий завет отмещут: пророки же почитающе, и на свою ересь тех пророчества толкующе, баснословия некая слагают. И Христа с небес снесша плоть глаголют, яко сквозе трубу прошедша свя-

___________________

1) Здесь славянская Кормчая полагает конец правилу, относя дальнейшее к толкованию ошибочно (см. выше Синопсис).

159

 

 

тую девицу; и ина некая такова хулная блядут. Маркионити же, месалиане, иже и молебницы сказуются, иже многоглаватую и многоименитую ересь имеют. Сии убо вси от ереси своея обращающеся, и к непорочней вере приступльше крещаются: понеже отвержено есть нами крещение их. Раскольницы же суть, иже от церкве себе оставльше, якоже и наватиане глаголемии чистии, и водопредстатели, и воздержницы: тии бо аще обратятся к соборней церкви, и ереси их прокленут, яко крещени приятны бывают. Токмо святым миром помазуются. Подцерковницы же суть, иже осуждены бывше о неких гресех, епископи, или презвитери, и отставлены бывше от службы, и не повинувшеся правилом, но себе господьски отъмстивше, и епископи нарицаются и служат и церковь создавше другую, и в своей воли быти некия (другия) указаша, и соборную оставити церковь: тии убо преложше себе, и покаянием достойно, и обращением удобрившеся, совокупляются паки, яко едино тело к соборней церкви,

 

160


Страница сгенерирована за 0.25 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.