Поиск авторов по алфавиту

Автор:Ветелев Александр, протоиерей, профессор МДА

Ветелев А., прот. Обрезание Господне и память святителя Василия Великого

Праздник Обрезания Господня
и память святого Василия Великого
(Лк. 2. 20—21. 40—52)

Все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись (Гал. 3. 27).

О духовном обрезании

Сегодня святая Церковь празднует Обрезание Господне и чтит память святителя Василия Великого.

По ветхозаветному закону каждый младенец мужского пола на восьмой день по рождении подлежал обрезанию с наречением имени. В силу этого закона (Быт. 17. 12) Богомладенец подвергся обрезанию с наречением Ему имени Иисус (Лк. 2. 21).

Через 33 дня, т. е. в сороковой день по рождении Он был принесен Богоматерью в храм в исполнение другого закона (Исх. 13. 2, 12): освящать первенцев мужского пола приношением за них жертвы двух горлиц (Лк. 2. 24). И наконец, достигнув 30 лет, Он пришел на реку Иордан к Иоанну Крестителю креститься от него. На возражение Крестителя Христос ответил: оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду (Мф. 3. 14—15), т. е. проявил и на это раз послушание закону и воле Божией.

Вот это-то послушание воли Божией, подчинение закону, явленное Спасителем с младенческих лет, является для нас великим уроком и примером. В самом деле, если Он был обрезан, посвящен Богу, крещен, если любил ходить в храм (Лк. 2. 43—49; Мф. 21. 12; 26. 55 и другие), если по ночам молился Своему Небесному Отцу (Лк. 6. 12), то как же нам грешным не молиться Отцу Небесному, не ходить часто в храм, не выполнять обетов крещения и всего, что требуется законами нашей религии и церковными установлениями.

Братие и сестры! К чему еще призывает нас праздник обрезания Господня? Он призывает нас к духовному обрезанию, к жизни во Христе.

 

 

26

У евреев обрезанию подвергались только мальчики. Это была физическая операция обрезания так называемой крайней плоти с последующим наречением имени младенцу. Так было у евреев. Никакого физического обрезания не совершается в христианской Церкви. Если говорится в Новом Завете об обрезании, то только о «нерукотворном», духовном.

В сегодняшнем апостольском чтении (Кол. 2. 8—12) мы слышали слова апостола: В Нем (Христе) мы обрезаны обрезанием нерукотворенным, совлечением духовного тела плоти, обрезанием Христовым и дальше: Бывши погребены с Ним в крещении, в Нем мы и совоскресли верою в силу Бога (11—12). Эти слова апостола содержат в себе такое сравнение: как Христос умер за грехи наши и воскрес, так и мы в таинстве крещения умираем за грехи и воскресаем для жизни чистой, безгрешной, вечной.

Вот это-то крещение, дающее совлечение греха нам, и есть наше обрезание. Но однако крещение есть только начало спасительного дела: вслед за ним (крещением) должно начаться облечение во Христа. По слову апостола: Все мы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись (Гал. 3. 27). Соответственно с этими словами святого апостола, при совершении таинства крещения у нас поется: «Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся».

Но что значит облечься во Христа? Это, как говорит тот же апостол, значит взять в свое сердце, в свой дух (Рим. 2. 29), в свою душу, чтобы жить только Им, Господом нашим Иисусом Христом.

Пример такого облечения во Христа дает нам святитель Василий Великий. В стихире (на литии) тал сказано о нем: «Христа, источника жизни, вселил в душу свою чистым твоим жительством». В другой стихире святая Церковь указывает, как достиг он этого вселения, этого чистого жительства. «Всех святых собрал еси добродетели: кротость Моисея, ревность Илии, исповедание Петрово, богословие Иоаннова и вопиял, яко Павел: кто изнемогает, и аз не изнемогаю, кто соблазняется, и аз не воспламеняюсь духом».

Святитель Василий Великий подражал в высоте христианской жизни святому апостолу Павлу: Он (апостол Павел) говорил о себе: Живу же не ктому аз, но живет во мне Христос (Гал. 2. 20) и что сама смерть есть для него приобретение (Фил. 1. 21).

То же или почти то же говорил и святитель Василий Великий своим гонителям на угрозы их наказать его ссылкой или смертью. «Везде земля Господня, — ответил он им, — и смерти я не боюсь,

 

 

27

ибо умереть — значит соединиться с Господом».

Святая Церковь называет святителя Василия Великого «чашею целомудрия, устами премудрости, сокровищем учений, низлагателем ересей, поборником Троицы» (из стихиры). В иконе праздника, обращаясь к нам, верующим святая Церковь зовет: «Приидите убо, станем в дому Божием тепле взирать на житие его и уподобимся ему в вере, ревности и смирении». Святая Церковь призывает нас подражать святителю Василию Великому в вере, ревности и смирении потому что этими добродетелями великий угодник Божий стяжал жизнь во Христе, «облекся в Него».

Благочестивые слушатели! Все мы когда-то крестились! Над нами тоже пели в Церкви: «Елицы во Христа кретистеся, во Христа облекостеся». Креститься-то мы крестились, а вот облеклись ли мы во Христа, т. е. ваяли ли Христа в свое сердце, в свою душу, живем ли мы Им — Искупителем, Спасителем нашим? Живем ли? Не потому ли так грешна наша жизнь, не потому ли так мною обид, вражды, ссоры, семейный распрей, неурядиц в нашей жизни, что нет Христа в душе и сердце нашем. Не потому, что нет живой веры в Него, ней сердечной любви к Нему.

Слово Божие говорит нам, что надо возлюбить Бога всем сердцем, всею душею, всем разумением, всею крепостию, своею (Мк. 12. 30; Лк. 1. 27), т. е. всем существом своим безраздельно и беззаветно. Только тогда и произойдет у нас облечение во Христа, к которому призывает нас сегодняшний праздник Обрезания Господня и святитель Василий Великий. Будем молиться, чтобы Господь посетил нас Своею милостию, просветил Своею благодатью наш ум и смягчил сердце для жизни во Христе.

«Царю Небесный… сокровище благих и жизни подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша». Аминь.


Страница сгенерирована за 0.28 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.