Поиск авторов по алфавиту

Автор:Ветелев Александр, протоиерей, профессор МДА

Ветелев А., прот. Празднование Иверской иконы Божией Матери и святых отцов 7‑го Вселенского Собора

День празднования в честь Иверской иконы Божией Матери и отцов 7‑го Вселенского Собора

«Радуйся, Благая Вратарнице, двери райские верным отверзающая» (из акафиста).

О почитании икон

Почитание и особое чествование Иверской иконы Божией Матери в Православной Церкви обычно происходит рядом с памятью отцов 7‑го Вселенского Собора. Ближайшее воскресение до дня чествова-

 

 

116

ния иконы Иверской Бошей Матери посвящается памяти этих отцов. Они прославляются потому, что утвердили в Православной Церкви иконопочитание и закрепили его за все времена соборным определением. Остановим свое благочестивое внимание сначала на деятельность этого собора и на значение икон в нашей религиозной жизни.

Всего в Православной Церкви было семь Вселенских соборов. Последний (7‑й) из них происходил в 787 году и был созван в защиту иконопочитания. В те времена иконы, по распоряжению императора Льва Исаврянина, запрещались. По мнению этого императора и его приверженцев чтить иконы — значило идолопоклонствовать. Он хотел привлечь к христианству мусульман, не признающих икон, и поэтому особенно старался об уничтожении их. И вот, по его распоряжению стали иконы изымать из храмов и домов и уничтожать. Это вызвало возмущение большинства христиан, привыкших благоговейно относиться к иконам. Началась борьба за святые иконы. Много потрудился в защиту икон святой Иоанн Дамаскин. Иконоборцы составили свой иконоборческий собор в 754 году. Но торжество их было непродолжительным. Императрица Ирина с патриархом Тарасием созвали в 787 году Вселенский Собор и утвердили иконопочитание.

Почему мы, братие и сестры, вместе с Отцами этого собора чтим святые иконы? Потому что они нам живо напоминают тех святых, которые на них изображены. Наша мысль при взгляде на иконы на «первообразное» восходит, как говорили Отцы 7‑го Вселенского Собора, т. е. обращается от внешнего, видимого на иконе образа — на первообраз, на тот невидимый духовный лик, чье изображение дано на иконе. Так, когда мы смотрим на иконописный лик, скажем, святителя Николая или преподобного Сергия, то духовно вспоминаем этих угодников, сущих на небесах, и к ним устремляем свой молитвенный взор.

Потребность пользоваться иконами — древняя потребность. Она идет от времени Христа. Сам Спаситель, по церковному преданию, посылал Свое изображение (убрус) царю Едесскому Авгарию.

 

 

117

Евангелист Лука был одним из первых иконописцев лика Божией Матери. И хотя христиане первых веков из-за гонений старались пользоваться вместо икон символическими изображениями: рыбы, птиц, овцы, ягненка и. т. д. но с течением времени иконописные изображения стали входить во всеобщее употребление.

Среди многих икон особое место стали занимать изображения Богоматери. Когда мы смотрим на икону Божией Матери, то почти всегда видим, что Она изображается с Богомладенцем. Почему не одна, а с Ним? Почему не со взрослым Христом, а с Младенцем? Потому что самая характерная, отличительная особенность Божией Матери та, что Она Богородица. Это и дается на иконе изображением Ее с Младенцем… Она — Мать, держащая на руках Сына — Богомладенца. Ее материнство, ее материнская связь с Сыном Божиим, нашим Спасителем и дается на Ее иконах. Как близка и дорога нам всякая икона Божией Матери! Близка и дорога потому, что дорога нам Она Сама — Матерь Божия.

Много в Православной Церкви чтимых икон с изображением Богоматери. И все они имеют свою историю. Вот сегодня мы чтим и прославляем икону — Иверскую. Она ознаменовала себя первым чудом во времена гонений на святые иконы. Краткая история чуда этого и самой Иверской иконы такова. Во время гонений на иконы в 9‑м веке у одной благочестивой женщине в городе Никее была особа чтимая икона. И вот солдаты пришли за этой иконой. Женщина одарила их деньгами и уговорила придти за иконой на другое утро. Те согласились. Ночью она вместе с сыном отнесла икону к морю, положила ее на воду, вручив попечению Божию. Икона чудесно приплыла к Афону и была с крестным ходом старцем Гавриилом перенесена в Иверский монастырь. От названия монастыря она и стала называться Иверской. На иконе, на правой ланите лика Богоматери виден след раны. Она, как говорит предание, была нанесена одним варваром уже в Иверской обители. Список (копия) ее в 1648 году был доставлен в Москву и с тех пор она чтится на Руси наряду с другими иконами Богоматери (Казанской, Владимирской, Смоленской и другими).

Перед всеми иконами Богоматери мы всегда произносим молитву: «Пресвятая Богородице, спаси нас».

 

 

118

Помолимся и перед Иверской иконой Божией Матери: «Пресвятая Владычице Богородице, спаси нас». Помолимся молитвой акафиста; «О, Всепетая Мати, Пресвятая Госпоже Дево Богородице! Призри на нас, приносящих смиренно со слезами малыя сия молитвы пред пречистым Твоим образом и все упование и надежду возложивших на Тя. Избави нас от всех бед и напастей в живете сем и будущей жизни изми муки».

«Радуйся, Благая Вратарница, двери райские верным отверзающая». Аминь.


Страница сгенерирована за 0.2 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.