13776 работ.
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z Без автора
Автор:Ветелев Александр, протоиерей, профессор МДА
Ветелев А., прот. Покров Пресвятой Богородицы
Праздник Покрова Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии
«Дева днесь предстоит Церкви и с лики святых невидимо за ны молится Богу» (кондак праздника)
О Молитвеннице и Покровительнице рода христианского
Вновь и вновь, благочестивые слушатели, святая Церковь чествует, празднично славословит Пресвятую, Преблагословенную Матерь Божию. Недавно она чествовала преславное Ее Рождество, сегодня празднует Покров ее, а скоро (в день Казанской иконы Божией
111
Матери) будет чествовать Божию Матерь как нашу Заступницу и Ходатаицу. А там скоро и праздник Введения во храм, когда будет прославлять Богородицу, как «одушевленный Кивот», как «Храм Божества».
Этими празднованиями и прославлениями Богоматери святая Церковь указывает нам, как дорога и близка нам Матерь Божия. Она неотступная Помощница и Участница нашего спасения. Она всегда с нами и особенно в дни Ее Богородичных праздников, когда мы усердно взыскуем Ее милостивого заступления и Покрова.
Вспомним историческую основу сегодняшнего праздника. В десятом веке, т. е. тысячу лет тому назад сарацины-мусульмане вторглись в единоверную нам Грецию и осадили столицу ее — Константинополь. Неминуемая гибель нависла над городом. Оставалась одна защита: Господь и Матерь Божия с небесными силами. И греки обратились к этой защите. Особенно усердно и пламенно молились они за всенощным бдением во Влахернском храме. Среди молящихся был блаженный Андрей и ученик его святой Епифаний. За полночь затянулось богослужение. И вот, подняв очи кверху, святой Андрей узрел «на воздусех» Богоматерь, окруженную небожителями, коленопреклоненно молящуюся и держащую в руках покров (покрывало), распростертый над молящимися в храме.
— Видишь ли Богоматерь? — спросил блаженный Андрей святого Епифания.
— Вижу, отче, и ужасаюсь! — ответил тот.
Весть об этом чудесном видении быстро распространилась по храму и по городу. Все радовались, прославляли Богоматерь, благодарили Бога. Воодушевленные воины-греки преисполнились мужества и отразили врага столицы и родины. С тех пор и положено было ежегодно молитвенно вспоминать сие радостное событие и в Греции и особенно у нас, на Руси, после принятия христианства от греков (в 988 году).
Чему нас научает, что нам дает этот особо чтимый Богородичный праздник? Много, много духовных утешений, радостных чувств и светлых надежд дает нам этот праздник. Уже одно то, что Богоматерь с небесными силами явилась к молящимся в минуты опасности, вселяет в нас надежду, что Она не оставит и нас в годину испытаний, в час скорби, невзгод, болезней, если только
112
мы сами будем так же пламенно и усердно молиться, как молились греки во Влахернском храме.
Как знаменательно, братие и сестры, что Пречистая и Преблагословенная Богоматерь явилась в самом достойном и чистом месте на земле — явилась в храме Божием, где в ходе (чинопоследований) священнодействий и общих молитв обретают силу молитвенного дерзновения наши прошения и мольбы пред Господом. Где же нам надлежит быть чаще, как не там, где «селение» Божие, где Сам Господь приходит «заклатися и датися в снедь верным», где «молчит всякая плоть человека… и ни о чем земном в себе не помышляет», где силы небесные соучаствуют в молении и богослужении?
Мы не видим в храме эти силы, как видели их святой Андрей и святой Епифаний, как видели их преподобные Сергий и Серафим и другие угодники Божии. Наши глаза, наше зрение прикрыто темной пеленой греха а мы не может видеть светлости и святости горнего мира. Но они-то, святые небожители, видят нас и вое наши мысли и желания. И, видя, тем ближе и участливее к нам, чем чище эти наши желания, тем горячее и искреннее наш покаянный вопль о помощи.
Братие и сестры! Как утешительно и радостно сознавать, что Матерь Божия представилась взору святых Андрея и Епифания, молящейся за людей. Если Она, Честнейшая херувим и Славнейшая без сравнения серафим входит в общение с Отцом Небесным и Сыном Своим через молитву, то как необходима молитва для нас, ослепленных и обремененных грехами, напастями, скорбями многими. Многие из нас теряют молитву, пренебрегают ей, забывают о ней. Многие же и вовсе не молятся. А некоторые, если молятся, то скороговоркой, с принуждением, с неохотой, с тяжестью душевной и, начав молитву, быстро оставляют ее. Для таких духовно опустошенных лиц легче и приятнее беседовать с людьми, чем с Богом. Легче предаваться развлечениям и удовольствиями мирскими, чем искать сладостей и утешений духовных. Отчего это происходит?
113
Это происходит от того, что мы живем более внешней, мирской, нераскаянной жизнью, чем внутренней, духовной, покаянной, что не видим бездны греховной и смерти духовной, в которые со дня на день все глубже и глубже погружаемся. И так, к беде нашей, это будет продолжаться до тех пор, пока мы не встрепенемся, пока не одумаемся, не углубимся в себя, не поймем, что нам пора, подобно блудному выну, возвратиться из страны «чужой» в свою страну, в семью Отца Небесного, под Покров Богоматери, где нас же ждет и прощение, и любовь и благодать, — все то, что нужно нам для работы в духовном вертограде Господнем. Будем просить помощи у Царицы Небесной к возрождению наших душ, к просвещению наших сердец и укреплению воли к жизни духовной, богоугодной.
Сегодня большой, братие и сестры, праздник: порадуемся радостью этого праздника. И, радуясь сами, порадуем и Ту, Которая распростирает сегодня над нами Свой благословенный Покров, даруя нам заступление и помощь.
«Днесь, благовернии людие светло празднуем, осеняеми Твоим, Богомати, пришествием, и Твоему взирающи Пречитому образу умильно глаголем: покрый нас честным Твоим покровом и избави нас от всякого зла, молящи Сына Твоего Христа Бога нашего спасти души наша». Аминь.
© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.