Поиск авторов по алфавиту

Автор:Ветелев Александр, протоиерей, профессор МДА

Ветелев А., прот. Успение Божией Матери

Праздник Успения Божией Матери

«Во успении мира не оставила еси, Богородице… И молитвами Твоими избавляеши от смерти души наша» (из тропаря).

Прославление Богоматери

Братие и сестры! Дивна и поучительна жизнь Богоматери! «Чудно рождение Твое, восклицает Церковь Христова, чуден образ воспитания, чудно, дивно, неизъяснимо все в Тебе, Богоневеста» (5‑я песнь 1‑го канона на Введение Божией Матери).

Величайшее благоволение к Божией Матери имели древние христиане. Они оставили нам некоторые черты и моменты из Ее жизни и даже наблюдения над Ее внешним видом. «Она была роста среднего, или несколько более среднего. Вид лица был, как вид пшена зерничного. Волосы желтые, златовидные, глаза острые, брови духообразные и умеренно-черные, нос продолговатый… Одежды Ее были простые, скромные, поступь степенная, взгляд строгий, но приятный. Речь кроткая, льющаяся из незлобивого сердца. В Ее лице сосредоточено все сокровище благодати. Она была свята телом и душой» [[Церковный историк 14‑го века Никифор Каллист сохранил для нас воспоминания о Богородице, идущие от времени мужей апостольских, т. е. от 1‑го и 2‑го веков.]].

Священномученик Игнатий Богоносец (ученик апостола Иоанна Богослова) писал, что приснодевственная Матерь Божия «исполнена благодати и всех добродетелей». Один церковный историк передает также сведения о Ней: «В беседе с другими Она не смеялась, не возмущалась, не гневалась. Ни мало о Себе не думала и отличалась полным смирением».

 

 

103

«Она вся — чертог Духа, вся — град Живого Бога, вся пред очами Божиими, ибо восшедше превыше херувимов и серафимов, Она соединялась с Богом».

Укажем на некоторое моменты Ее богоугодной, святой жизни. После вознесения Сына Своего Она жила в Иерусалиме у евангелиста Иоанна Богослова, которому Сам Христос на Голгофе вручил ее как Мать (Ин. 19. 27). Она любила посещать храм и те места в Иерусалиме и его окрестностях, где бывал Христос и особенно в последние дни Своей жизни. Подобно апостолам и женам мироносицам, Она благовествовала о Христе-Спасителе, не отлучалась однако далеко от Иерусалима.

Однажды, когда Она молилась в саду Гефсиманском, явился Ей архангел Гавриил и предвозвестил, что через три дня окончится Ее земная жизнь. К этому дню по внушению свыше собрались во Иерусалиме все апостолы, кроме Фомы. И на их глазах 15 августа 48 года Приснодева блаженно почила. И этот же момент горница озарилась светом и явился Иисус Христос вместе с ангелами, чтобы взять на небо Ее пречистую душу. Когда апостолы несли тело Ее на погребение, то некто Аффоний хотел было дерзко надругаться над Почившей и опрокинуть одр с Ее телом, но был жестоко наказан. Через три дня после погребения пришел ко гробу Богоматери апостол Фома, чтобы облобызать пречистое тело Усопшей. Но когда он и другие апостолы открыли крышку гроба, то в нем не оказалось тела Богоматери. Апостолы уразумели, что Она воскрешена Господом. А затем и Она Сама явилась апостолам в теле, на воздухе, окруженная ангелами и святыми угодниками Божиими. Все эти сведения о Богоматери взяты из Церковного предания.

В переводе на русский язык в кондаке Праздника говорится следующее. Гроб и смерть не удержали Богоматерь в своей власти ибо Она — Матерь Начальника жизни, обитавшего в приснодевственной утробе Ее и воскресившего Ее к жизни вечной.

Братие и сестры! Бог смерти не сотворил (Прит. 1. 13). Человек создан для бессмертия. Смерть для его бессмертного духа является лишь переходом из одной формы существований в другую: из временной, земной — вечную, загробную. Этот переход Спаситель называл не смертью, а сном, успением.

 

 

104

Не плачьте, — говорил Он Иаиру и его жене, — дочь наша не умерла, но спит (Лк. 8. 52).

Об умершем Лазаре Он говорил ученикам: Лазарь, друг наш, уснул. Но Я иду разбудить Его (Ин. 11. 11). Иисус Христос разбудил его, также как и дочь Иаира тем, что возвратил дух в почившее тело (Лк. 8. 55). Только в теле, да и то временно (до второго пришествия Сына Божия) прекращается жизнь с момента смерти человека. Дух же умершего, душа его возвращается к Богу для своего прославления или осуждения.

Если это происходит со всяким человеком, то тем более с Пречистой и Преблагословенной Богородицей. Но не только Пресветлый и Пречистый дух Ее возвратился ко Господу, но и тело, — предочищенное и нетленное — стало достойным прославления и взятия на небо еще до второго пришествия Сына Ее. Поэтому «гроб и смерть» не удержали Ее. Поэтому Источник вечной жизни — Сын Ее, взяв дух Ее в день смерти, вслед за тем взял и преображенное тело Ее на небо, в вечные кровы.

Братие и сестры! Праздник Успения Божией Матери напоминает нам, что природа человеческая, ее дух и тело у Богоматери достигли неразделенного единства, святости духа соответствовала святость тела. Как достойная Матерь Сына Своего, Она вместе с Ним принимает участие в спасении рода христианского. Мы молимся Ей также, как Сыну Ее: «Пресвятая Богородице, спаси нас». Вместе с Сыном Своим Она является владычицей мира, Владычицей земли и неба. Будучи на небе, Она пребывает и на земле.

Будучи на небе с Господом, Она пребывает на земле с грешным человеком, покрывая Его Своим честным молитвенным омофором. Она — «в молитвах неусыпающая». Она — и «в Успении мира не оставила». Она «молитвами Своими избавляет от смерти души наша». Так чествует и прославляет Ее святая Церковь в тропаре праздника.

Братие и сестры! Все мы любим Матерь Божию, любим самой чистой, самой святой, самой возвышенной и благоговейной любовью. Она для нас «Заступница усердная», «Радость всех радостей», «Лествица небесная», «Покров и защищение». К ней наша душа тянется с самыми насущными просьбами, с самыми тяжкими скорбями и нуждами. И не может подобрать ваша душа та

 

 

105

ких слов, которые выразили бы нашу нежную, возвышенную любовь к Ней и нашу жажду прославить, возвеличить Пречистую и Преблагословенную. Будем же, братие и сестры, постоянно носить в своей душе Ее чистый, смиренный Образ и взывать к Ней «умиленным сердцем» во всех обстояниях нашей жизни.

Пресвятая Владычице Богородице! Во вся дни живота вашего не остави нас. Человеческому предстательству не ввери нас, но Сама заступи и спаси нас. Аминь.


Страница сгенерирована за 0.21 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.