Поиск авторов по алфавиту

Автор:Ветелев Александр, протоиерей, профессор МДА

Ветелев А., прот. Преображение Господне. О преображении душ и сердец наших

Праздник Преображения Господня
(Мф. 17. 1—9)

«Да воссияет и нам грешным свет Твой присносущный…» (из тропаря праздника).

О преображении душ и сердец наших

Всякий праздник приносит нам духовную радость. Эта радость проистекает от того внутреннего просветления и обновления, которое ощущается нами в день молитвенно проведенного праздника. В эти дни духовной радости мы особенно близки к Богу, и Бог близок к нам. В день Преображения Господня эта близость к нам Господа, а отсюда и духовная радость должны быть особенно ощутимы. Обратим свой духовный взор на евангельское описание Преображения Господня, чтобы глубже ощутить и близость к нам Господа и проистекающую отсюда духовную радость.

Христа всегда окружали ученики, но не все они сразу же уверовали в Него, как Спасителя мира.

 

 

93

И когда Он говорил им, что предстоит пострадать Ему (Мф. 16. 21), и что Крест страданий ждет и каждого из них (Мф. 16. 24—25), то это вызывало у них скорбь, смущение, а со стороны апостола Петра даже «прекословие» (Мф. 16. 22). И вот, желая укрепить в них веру в Себя как Спасителя, как Сына Божия, Он и преобразился на горе Фаворе, явившись перед ними в той Божественной Славе, какую им еще трудно было воспринять.

Это Преображение происходило так. Взяв трех учеников (Петра, Иакова и Иоанна), Христос уединился с ними на высокую гору (Фавор). Здесь Он прежде всего предался молитве. Во время молитвы совершилось и чудо Преображения, когда Он весь просиял Божественным Светом, уподобляясь солнцу, вдруг все озарившему своим сиянием. Когда ученики подняли глаза на Него, то увидели в сиянии славы не только Его Самого, но и двух ветхозаветных пророков — Моисея и Илию, мирно беседующих с Ним о грядущих страданиях Спасителя.

Преисполненный чувством небесной радости от созерцания Славы Божией, апостол Петр обратился ко Христу с просьбой об установлении трех палаток (для Христа, Моисея и Илии). Но едва он успел закончить свою просьбу, как апостолов осенило светлое облако, и из него послышался голос: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в которой Мое благоволение. Его слушайте. Это был голос Самого Бога Отца, свидетельствовавший апостолам, что Преобразившийся Спаситель есть подлинный Сын Божий, Которого и следует слушать. Апостолы в страхе пали на землю. И только приход к ним Христа и Его слова встаньте, не бойтесь, — привели их в чувство. Так произошло Преображение Господне.

Святая Церковь в тропаре праздника разъясняет значение этого события: «Да воссияет и нам грешным свет Твой присносущный». Спрашивается, когда и как может воссиять нам присносущный свет Славы Божией? Во всей своей полноте он воссияет нам на небе в будущей жизни, когда праведницы просветятся светом Божественной Славы (Мф. 13. 43) и узрят Славу Божию лицом к лицу (1 Кор. 13. 12).

Но однако и здесь на земле мы призваны просвещаться светом Божиим, быть сынами света (Ин. 12. 36) и преображаться обновлением ума нашего (Рим. 12. 2). Но как нам просвещаться и преображаться?

 

 

94

Вспомним, при каких обстоятельствах произошло Преображение Господне. Оно произошло во время молитвы Спасителя. Значит молитва и для нас — необходимое средство просветления, очищения, преображения, и это потому, что в молитве мы входим во внутреннее, сокровенное общение с Господом Богом, с Его просветляющей и очищающей благодатной силой. Лишь бы нам молиться и лишь бы молитва наша была усердной, благодатной и непрерывной. Особенное значение имеет молитва общественная, церковная, по словам Спасителя где два или три собраны во имя Мое, там Я посреди них (Мф. 18. 20). Кроме молитвы «свет присносущный», т. е. Христос вселяется в нас в таинствах покаяния и причащения. Когда мы грешим, то удаляемся от Бога, и Он оставляет нас. Когда мы каемся и сокрушаемся о грехах своих, то Господь нас милует, т. е. вновь посещает нас. Греша, мы умираем для духовной жизни и Бога, каясь — воскресаем и соединяемся с Ним.

Мы мастера на грех и совсем неискусны и беспомощны в деле покаяния. А между тем нам надо каяться перед совестью и Богом после каждого греха. Особенное же значение имеет покаянием в Церкви, т. е. исповедь, ибо вслед за ней мы сподобляемся самого тесного единения со Христом в таинстве святого Причащения. Ядый Мою Плоть и пияй Мою Кровь, — говорит Христос, — во Мне пребывает, и Я в нем (Ин. 6. 54). И это единение со Христом в таинстве святого Причащения глубоко преображает весь духовный состав человека, делая его новой тварью. Но часто ли и достойно мы причащаемся? Если верующие первых веков христианства причащались каждый день, то и нам следует не раз в год, а гораздо чаще причащаться.

И наконец есть еще благодатный источник света и общения с Богом. Это — любовь к Богу и ближним. Кто любит брата своего, — говорит апостол Иоанн, — тот в свете пребывает (1 Ин. 2. 10). Ходите в свете, пока свет имеете, — говорит Сам Христос (Ин. 12. 35, 36). А ходить в свете и значит ходить в любви, т. е. жить со всеми в дружбе, согласии, в мире, т. е. прощать все обиды, никого не судить, никому не завидовать. Все невзгоды и болезни переносить с упованием на помощь, Божию. Ведь любовь по слову апостола, долготерпит, милосердствует, не завидует, не превозносится, не бесчинствует, не раздражается, не мыслит зла…, все переносит… (1 Кор. 13. 4—7). Без такой любви, заключает апостол, мы — ничто.

Сегодня второй Спас. Сегодня по древнему церковному обычаю

 

 

95

мы должны принести для освящения в храм плоды наших садов. Но мало кто из нас принес их. Принесем же Господу другие плоды: плоды от наших душ и сердец, принесем Ему нашу любовь, нашу готовность жить со всеми в согласии, мире и любви, нашу готовность в внутреннему просвещению и обновлению. И тогда Бог мира будет с нами.

На горе Преобразивыйся Боже наш! Соедини миром и любовью наши сердца, чтобы мы всегда ощущали в себе Свет Твой Присносущный. Аминь.


Страница сгенерирована за 0.19 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.