Поиск авторов по алфавиту

Автор:Ветелев Александр, протоиерей, профессор МДА

Ветелев А., прот. Преображение Господне. О славе Божией

Праздник Преображения Господня (Мф. 17. 1—9; Лк. 9. 28—35; Мк. 9. 2—10)

«Преобразился еси на горе Христа Боже, показавый учеником Твоим славу Твою, якоже можаху, да воссияет и наш грешным свет Твой присносущный».

О славе Божией

Преображение Господне, братие и сестры, имеет особое значение над в жизни самого Спасителя, так и в домост-

 

 

90

роительстве нашего спасения. Христос еще задолго до Своих крестных страданий и смерти подготовлял к ним учеников Своих (Лк. 9. 22), чтобы, когда они наступят, апостолы могли правильно воспринять и понять их. Апостолам надлежало усвоить, что их Учитель не простой человек, не обычный еврейский пророк, а Сын Божий, принявший человеческий образ для спасения рода человеческого. Правда, апостолы уже на раз исповедовали его Сыном Божиим (Ин. 1. 49; Мф. 16. 16), но однако в них глубоко затаилась общееврейская надежда, что ожидаемый Мессия будет земным царем Израилевым. Видя Его чудеса и огромное влияние на народ, они со дня на день ожидали (и особенно после насыщения пяти тысяч человек), что Христос откроет Свое Царство, провозгласит Себя царем Израиля (Деян. 1. 6). Меньше всего они думали о Его страданиях, об избавлении от греха, проклятия и смерти, о даровании жизни нетленной, вечной. И вот требовалось, говорит преподобный Ефрем Сирин, чтобы «Господь явил им царство Славы Своей прежде поругания Своего и честь прежде бесчестия, чтобы, когда будет взят и распят, они знали, что распят не по немощи, а добровольно для спасения мира». Все это раскрылось при Преображении Господнем.

Напомним, как происходило Преображение Господне..

С тремя ближайшими учениками («столпами») — Петром, Иаковом и Иоанном — Христос восходит на самую высокую (Мк. 9. 2) и прекрасную гору, чтобы помолиться (Лк. 9. 28). Это была гора Фавор. Христос стал молиться на самой вершине горы, чуть пониже — апостолы. Молясь, апостолы отягчились сном (Лк. 9. 32) и не видели начала Преображения Господня. Их пробудило сияние славы (Лк. 9. 32), необычайный свет, исходящий от Господа. Они увидели лицо Христа, просветившимся, как солнце, и одежды Его белыми, как свет (Мф. 17. 2), как искрящийся на солнце снег (Мк. 9. 8). Отчего произошло все это? «Дух молитвы, — говорит митрополит Филарет, сливаясь с Духом Божиим, исполнил светом душу Иисусову. Преизбыток сего света, не сдерживаясь в душе, пролился на тело, одежду и просиял в лице».

 

 

91

И узрели апостолы со Христом двух мужей — Моисея и Илию, в сиянии славы небесной (Лк. 9. 31). Ветхозаветные мужи беседовали со Христом об исходе Его во Иерусалиме (Лк. 9. 31) для совершения искупительного подвига. «Апостолы видят, — говорит преподобный Ефрем Сирин, — что Христос не есть Илия, но Бог Илии…, как и Бог Моисея». Озаренные необычайным светом, напоившим их сердце, апостолы впали в неизъяснимое умиление и блаженство. Они чувствовали себя не себя не на земле, а на небе. И ничего другого не желали, как вечно пребывать в этом блаженстве, и когда два мужа-небожителя стали разлучаться со Христом (Лк. 9. 33), апостол Петр взмолился ко Господу: Наставниче, добро есть нам здесь быти: сотворим сени (палатки) три, едину Тебе, едину Моисею и едину Илии (Лк. 9. 33). Говорил, не ведая, что говорил. Ибо Христу надлежало еще быть в уничижении и бесславии, испытать поношения и заушения, пережить муки Голгофы, умереть, воскреснуть, вознестись а только тогда войти в славу небесную Фаворскую, и только тогда даровать райское блаженство и на земле всем возлюбившим Господа. Это-то будущее блаженство Христос заранее и показал апостолам Своим преображением, свидетельствовавшим о Христе как Сыне Божием.

Свидетельство о Христе как Сыне Божием апостолы услышали непосредственно и от Самого Отца Небесного, и тотчас же, и здесь — на горе Фаворе. Евангелист Матфей так говорит об этом втором свидетельстве, последовавшем непосредственно за первым: Еще когда он (Петр) говорил (молил Христа о сенях), се облак светел осени их, и се глас из облака глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте (Мф. 17. 5). Все это: и осенившее апостолов облако, и голос из него Отца Небесного, — произошло так внезапно, так неожиданно, что апостолы зело испугались, пали на лица свои и лежали так, пока Христос, подойдя к ним, не коснулся их, сказав: восстаните и не бойтесь (Мф. 17. 7). Когда они приподняли головы и открыли глаза, никого уже не увидели, кроме Спасителя. Он сказал им: никому не говорите о видении, пока Сын Человеческий не воскреснет из мертвых (Мф. 17. 9). Так закончилось, братие и сестры, дивное и славное Преображение Господне.

Кроме свидетельства о Христе как Сыне Божием о чем оно еще свидетельствует? Оно свидетельствует о той величайшей истине, что жизнь человеческая продолжается и после смерти. Тот факт, что Моисей и Илия,

 

 

92

оставив в свое время земное поприще, продолжали и продолжают жить на небе и принимают участие в Преображении Господнем, свидетельствует и о том, в какой неизреченной близости святые угодники находятся к Сыну Божию; как друзья Его они стоят около Него справа и слева, они беседуют с Ним, они сияют славой Его. Он открывает им Свои Божественные тайны о спасении человека, наделяет их дарами Фаворского света и неизреченного блаженства.

Братие и сестры! Еще при Своей жизни на земле многие, многие угодники Божии восхищались до третьего неба и сподоблялись Фаворского света и своим небесным озарением и сиянием приводили в страх и умиление других. То и другое происходило, например, с Серафимом Саровским, святителем Тихоном Задонским, святителем Григорием Паламой и многими другими, не говоря уже об, апостоле Павле и других апостолах. Все они до известной степени испытали и пережили то, что пережили Моисей и Илия на Фаворе.

Вознесем же и мы, братие и сестры, усердную молитву ко Господу чтобы и нас озарил Своим Божественным фаворским светом в сегодняшний день Преображения Господня.

Христе, Свете истинный! Обрати и нас к свету заповедей Твоих, да воссияет и нам грешным Свет Твой присносущный молитвами Богородицы, Светодавче, слава Тебе! Аминь.


Страница сгенерирована за 0.2 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.