Поиск авторов по алфавиту

Автор:Ветелев Александр, протоиерей, профессор МДА

Ветелев А., прот. Память святых первоверховных апостолов

День памяти святых первоверховных апостолов Петра и Павла

Симон Ионин! Любишь ли ты Меня?… Паси овец Моих (Ин. 21. 17).

Тайны нашего спасения

У многих из нас, братие и сестры, могли возникать вопросы, почему из всех апостолов первоверховными называются только двое, причем один из них не был даже учеником Христовым? Особые качества, очевидно, этих двух выделили их в первоверховные апостолы. Но каковы же эти качества?

Этими качествами явились их пламенная любовь и преданность Богу и своему апостольскому служению. Любовь и преданность Богу апостол Петр проявил еще в дни земной жизни Спасителя. Он один из первых оставил святого Иоанна Крестителя и последовал за Христом. Один из первых он исповедовал Его Сыном Божиим (Мф. 16. 16). Он так любил Христа, что всегда готов был быть с Ним. Так он дважды бросался в море, чтобы только быть около Христа, переживать непосредственное общение с Ним (Мф. 14. 28—29, Ин. 21. 7). И Христос отвечал ему ответной любовью и особо приближал его к Себе наряду с Иоанном и Иаковом. Он брал его на гору Фавор, где преобразился, в Гефсиманский сад, где в страшных внутренних борениях молился Небесному Отцу. Это его Христос назвал камнем, на котором Он создаст Церковь

 

 

66

Свою и дарует ему (Петру) ключи Царства Небесного (Мф. 16. 17—19).

И однако, братие и сестры, пока Христос был на земле и непосредственно общался с апостолами, они, в том числе и Петр, еще не брали целиком Христа в свою душу, не готовы были жертвенно служить Ему. Этим объясняется, что апостол Петр в критическую минуту даже отрекся от Христа (Ин. 18. 18), а в момент смерти Его апостолы впали в уныние и готовы были покинуть Его и рассеяться (Мк. 14. 50).

Отношение ко Христу резко изменилось в их психологии (душе), когда Христос по воскресении являлся им, открывая тайны Царствия Божия (Лк. 24. 46), а по вознесении послал им Утешителя, наставившего их на всякую истину и возвестившего будущее (Ин. 16. 13), а главное — сообщившего им дары Святого Духа. Только с этого момента, со дня Пятидесятницы апостолы взяли Христа, — Божию силу и премудрость, — в свое сердце, слились с Ним и тем обрели в себе дар благовестия, пророчества, языков, чудотворений, величайшей жертвенности и мужества. Только с этого момента апостол Петр всецело нашел себя во Христе и стал камнем для созидания Царства Христова (Мф. 16. 18) и проникся жертвенной любовью, ко Христу, и Его пастве (Ин. 21. 17). С этого момента он и стал первоверховным, т. е. стал руководителем (вместе с апостолами Иоанном и Иаковом) апостольской группы и Христовой Церкви. Это мы видели из его поведения в день сошествия Святого Духа, когда он разъяснил народу смысл сошествия Святого Духа и крестил около трех тысяч уверовавших во Христа (Деян. 2. 41). Это событие явилось первым камнем, положенным в здание организующейся с этого момента Церкви Христовой.

Вторым первоверховным апостолом оказался апостол Павел. Чудесным в жизни апостола Павла было то, что он познал Христа, отдал себя Ему, слился с Ним, не имея до этого внутреннего переворота личного общения с ним, а заглазно даже ненавидел Его и гнал последователей Его, будучи ярым, фанатичным фарисеем. Он терзал Церковь…, влача мужчин и женщин в темницу (Деян. 8. 3). Только сила

 

 

67

Божия, только Сам Христос мог переродить его и из ветхого сделать новым человеком. Это и произошло с Ним, когда он шел из Иерусалима в Дамаск (Деян. 3—6). С этого момента не стало Савла, а появился Павел, этот избранный сосуд Божий (Деян. 9. 15) и второй первоверховный апостол. Что, кратко, говоря, отличает и венчает этого апостола?

Отличает его такая же, как у апостола Петра пламенная ревность и любовь к Богу, полнота жизни во Христе. Он сораспялся Христу и говорил: Живу уже не я, но живет во мне Христос (Гал. 2. 19—20).

Отличает его и такая же ревность и жертвенность в апостольском служении, в служении своим ближним, постоянно был в муках рождения детей своих, доколе не изображался в них Христос (Гал. 4. 18). Для детей этих у него были уста открыты, сердце расширено (2 Кор. 6. 11). Ради них он постоянно в трудах, безмерно в ранах, более в темницах и многократно при смерти (2 Кор. 11. 28—29). Вы в сердцах наших, чтобы вместе умереть и жить (2 Кор. 7. 3), — говорил он коринфянам. Дивными словами святой апостол выразил свою любовь к чадам своим возлюбленным в послании к тем же коринфянам (1 Кор. 13 гл.), раскрыв нам внутренне содержание Христовой любви.

За свою ревность и любовь ко Христу и ближним апостол Павел был усечен мечом в том же году (в 67 лет), в который был повешен головой вниз и апостол Петр.

Братие и сестры! Жизнь апостолов Петра и Павла, ка мы видели, была и есть жизнь подлинных христиан и подлинных апостолов, достойная удивления и подражания. Вы спросите, откуда взять силы для подражания этим великим апостолам? Тайна от века, — отвечает апостол Павел, — в том, что Христос в нас (Кол. 1. 26—27), — в нашем духе, сердце, совести, т. е. в том «образе Божием», с которым мы рождаемся и который облекается во Христа в таинстве крещения. В этом таинстве даруется благодать Распятого для нашего сораспятия Ему, — для крестоношения и сострадательной любви к ближним. Эта-то благодать и дает силы христианину подражать Христу и апостолам. При нашей готовности следовать Христу благодать

 

 

68

Божия дается в преизобильной, преизбыточествующей степени, неизмеримо усиливается наши слабые человеческие силы.

Эта великая и спасительная тайна постигается лишь в опыте духовной жизни, в опыте борьбы с грехом. Если же мы не ощущаем в себе эти благодатные силы, то потому, что и хотя и крестились, но до сего еще времени не облеклись во Христа, не сораспялись Ему и не прониклись сострадательной любовью друг к другу.

Братие и сестры! Вся жизни наша уходит в хлопоты и заботы о себе, как будто мы создана только для себя, центром окружающей жизни, чтобы все нам служили, помогали, ублажали нас. Нет ничего ошибочнее такого взгляда и таких претензий. Ибо мы созданы не для себя, не для личного счастья, а для Бога и ближних. Наше назначение и подлинное счастье не в самоутверждении, не в самости, а в самоотречениях, в готовности так жить для других, чтобы и душу положить за них.

Когда сердце человеческое открывается для любви, тогда все кругом озаряется Божественным светом: люди из чужих превращаются в своих, близких, дорогих со всеми их невзгодами и скорбями, и в личных немощах наших начинаем преизобильно действовать сила Божия (2 Кор. 12. 9), и тогда уже не я сама, или сам, а Бог и ближние делаются «центром», смыслом и счастьем моей жизни. Эта вторая тайна нашего спасения также была раскрыта и показана в жизни первоверховных апостолов. Они не только проповедовали все истины и все тайны Христовы, но и жили ими и на деле показали, что только эти истины и тайны обновляют и преобразуют человека, уготовляя его для Царствия Божия.

Братие и сестры! Пути истинной жизни нам открыты, и тайны нашего спасения нам указаны. Будем молить первоверховных апостолов помочь нам встать на эти пути и устремиться к жизни в Господе нашем Иисусе Христе.

«Апостолов первопрестольницы и вселенныя учителие, Владыку всех молите мир вселенней даровати и душам нашим велию милость».


Страница сгенерирована за 0.32 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.