Поиск авторов по алфавиту

Автор:Ветелев Александр, протоиерей, профессор МДА

Ветелев А., прот. Память святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова

День памяти святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова [[Это поучение может быть использовано и в день его памяти 9‑го октября.]]
(Ин. 19, 25—27; Ин. 21. 24—25; 1 Ин. 1. 1—7)

Возлюбленные! Будем любить друг друга, потому, что любовь от Бога… И Бог есть любовь (1 Ин. 4. 7—8).

 

 

56

Восхождение к любви

Сегодня, дорогие братие и сестры, святая Церковь чтит и прославляет любимого ученика Христа — Иоанна Богослова. Святой Иоанн Богослов среди апостолов Христовых был младшим по возрасту. Младшим он был и среди учеников святого Иоанна Крестителя, к которому пришел еще до явления народу Спасителя. С увлечением и затаенным чувством ожидания Мессии Иоанн слушал великого пророка, который говорил своим ученикам, что сам он только слуга и предтеча, посланный приготовить путь Тому, Кто идет вслед за ним. О себе же пророк говорил, как только об учителе покаяния, крестящим народ для прощения» (оставления) грехов (Лк. 3. 3). Но, — говорил он своим ученикам и народу, — грядет Тот, Кто будет крестить Духом и огнем (Лк. 3. 16). Он будет Агнцем, вземляющим на Себя грехи всего мира (Ин. 1. 34). Это были огненные слова. Они падали на души слушателей, как яркий свет, как откровение свыше. В них звучало сбытие всех ветхозаветных пророчеств о Мессии как Жертве за грехи всего человечества, за все мировое зло и беззаконие.

Слушая вещие слова Крестителя, юный Иоанн уже рисовал в своей пламенной, восторженной душе образ необычайного, неведомого Агнца и нетерпеливо ожидал встречи с Ним. Не удивительно, что когда Креститель, показывая ученикам (в том числе Андрею и Иоанну) на идущего ко Иордану Иисуса, сказал: се Агнец Божий (Ин. 1. 35—36), то оба ученика оставили Крестителя и последовали за ним.

С тех пор Иоанн не расставался со Христом, сделавшись самым близким и любимым учеником Его. Высокое целомудрие и чистота сердца, этого, ученика, возвышенность духа, потребность в любви всего его существа открыты были для Сердцеведца Христа. И он нежно возлюбил его ответной любовью (Ин. 21. 7), позволяя Ему быть при себе в самые сокровенные моменты Своей жизни (на Фаворе, в Гефсимании и прочих).

Братие и сестры! Всех нас любит Христос. На всех нас готова излиться в полной мере Его спасительная благодать, Его любовь и милосердие. Но не все мы готовы возлюбить Его ответной любовью. И это потому, что мы так мало знаем

 

 

57

Его и мало чувствуем Его в своем сердце. Нас не трогает или мало трогает евангельское сказание о Нем, о всех обстоятельствах и событиях Его земной жизни. Нас мало интересует, как относились к Нему люди и как Он Сам относился к ним. Наше слабое и смутное понятие о Христе совсем не совпадает с евангельском Христом, Посланником небес, любвеобильным Учителем и чудотворцем, Сыном Божиим и Спасителем мира. У всех же тех, кто так или иначе соприкасался с ним при жизни Его, оставался глубокий и неизгладимый след в его душе. Все они тянулись к Нему и все получали от Него то, чего хотели и о чем просили. Десятки, сотни, а временами и тысячи людей жаждали видеть Его и днем, и ночью следовать за Ним, забывая свои домашние дела и обязанности. И не было дня, чтобы не было около Него людского потока с новыми людьми и их нуждами. Только одни апостолы были несменяемо и неотлучно при Нем. Их не могла не потрясать безграничность милосердия Христа, неиссякаемая любовь к страждущим людям, всемогущество в непрерывных чудотворениях, непрерывная молитвенная связь с Отцом Небесным. И все сильнее и сильнее волновали их один и тот же вопрос: кто же такой Он, их учитель? За Кого считать Его? Не тот ли Он восстановитель царства Израиля (Деян. 1. 16), о Котором пророчествовали ветхозаветные пророки?

Этот вопрос решал и о нем постоянно думал и апостол Иоанн Богослов. Было время, когда Ему, его брату (Иакову) и матери их казалось, что Христос и есть долгожданный Мессия — устроитель земного царства и благополучия еврейского народа (Мф. 20. 20—23). Но Христос разъяснил, что Ему предстоит испить чашу страданий за грехи людей, креститься крещением голгофским (Лк. 9. 44; Мф. 16. 21; Мф. 12. 40). Трудно было понять это апостолам, разобраться в том, Кем же является их Учитель.

И вот наступили голгофские события. Христос действительно пострадал и даже до Крестной смерти. У голгофского Креста вместе с Богоматерью стоял и любимый ученик. Через их сердца острым мечом прошли все страдания и смерть Иисуса Христа. Сострадая и скорбя, Иоанн слышал, как Христос на кресте молился о распинающих Его (Лк. 23. 34), как уго-

 

 

58

товал рай благоразумному разбойнику, как усыновил его самого Своей Матери (Ин. 19. 26—27), как изрек, испуская дух: совершилось. Совершилось дело безграничной любви и неизреченного милосердия Божия — совершилось спасение людей.

Именно здесь, у креста Голгофы сердцем своим постиг Иоанн, что жертвенная любовь сильнее смерти, и что такая любовь могла сойти только с небес в образе того Агнца Божия, вземлющего грехи мира, о Котором говорил ему Креститель на берегу Иордана. И этот Агнец и есть воплотившийся Сын Божий, Который учил, страдал и в третий день должен воскреснуть, как Сам говорил об этой. И вот когда с апостолом Петром он устремился ко гробу Христа, то, не найдя Его в пещере, он уверовал в Его воскресении (Ин. 20. 8). Так открылась для него спасения тайна: Христос воскрес, значит, оправдались все Его страдания и мучительная смерть. Значит, открылась спасительная жизнь со Христом и во Христа для всех уверовавших в Него.

И озарилось всепоглощающей любовью ко Христу воскресшему и к людям сердце апостолов, а жизнь его великим смыслом, благовестием людям о жертвенной любви Божией к роду человеческому. С тех пор он и стал апостолом любви по преимуществу. Эта любовь преизобильно изливается в его посланиях. Когда в престарелом возрасте он не мог уже ходить, и его перемещали с места на место на носилках, он взывал и окружающим: Дети, любите друг друга, ибо пребывающий в любви в Боге пребывает, и Бог в нем пребывает (1 Ин. 4. 16).

Братие и сестры! Из всех апостолов Христовых только один Иоанн умер своем смертью в глубокой старости. И примечательно, что в час смертный дух его был взят Самим Христом, как указывается на это в конце его Евангелия: Я хочу, — говорил Христос апостолу Петру, — чтобы он, Иоанн пребывал, пока не приду (Ин. 21. 18). Любовь Христа избавила любимого ученика от мученичества, от насильственной смерти. Она сохраняла его. Она сохраняла его до последнего предела человеческой жизни, т. е. до глубокой старости и «пришла» за ним в час естественной смерти его, чтобы

 

 

59

душу его отнести туда же, где Отец и где Он Сам пребывал (Ин. 14. 3). Вот какую любовь имел к апостолу Иоанну и какие качества воздал ему Спаситель мира — Господь наш Иисус Христос.

Примем же, братие и сестры, молитвенно и благодатно в свое сердце образ апостола любви. И пусть его любовь к Господу будет самым дорогим и насущным заветом для нашей души и нашего сердца.

«Величаем тя, святый апостоле и евангелисте Иоанне Богослове и чтим болезни и труды твои, ими же трудился еси во благовестии Христове». Аминь.


Страница сгенерирована за 0.2 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.