Поиск авторов по алфавиту

Автор:Ветелев Александр, протоиерей, профессор МДА

Ветелев А., прот. Новый год (перед новогодним молебном)

1

Новый год
(перед новогодним молебном)

«Всещедрый Господи, благослови венец наступающего лета твоею благостию».

Время и его значение

Сегодня, братие и сестры, мы встречаем новый год. Встречу в нашей душе старого года с новым мы можем рассматривать как встречу времени — настоящего времени с прошлым и умопостигаемым будущим. Эта встреча ставит веред нами много вопросов, между прочим, вопрос о самом времени, о его значении в жизни человека. Обратимся к Слову Божию, чтобы умудриться его наставлениям о значении времени и разумном его использовании.

Слово Божие прежде всего учит нас дорожить временем, потому что дни лукавы (Еф. 5. 15). Мы же не всегда дорожим им. Часто бывает, что пренебрегаем им, праздно проводим время и тем теряем его, рассчитывая на будущее, более удобное и подходящее для наших дел времени. Святой апостол учит нас, не искать и не ждать другого времени, ибо самое удобное и наиболее ценное время для нас уже пришло и во всей полноте своей (Гал. 4. 4) и пришло именно сейчас, вот в этот самый час. Ждать другого времени, откладывать всякое дело, в том числе и дело спасения на будущее — значит терять и время и спасение. Для спасения нет специального, особо выделенного времени. Спасаться мы призваны через каждое наше дело и в то именно время, когда совершаем его, и совершать его в Боге. Творить каждое дело в Боге и через это богатеть в Боге — это значит спасаться.

На то или иное житейское (домашнее или служебное) дело мы отвозим часть своего времени, не теряя ни часа, ни минуты, пребывая все время, при каждом деле в Боге и с Богом. Нельзя, братие и сестры, в деле спасения ссылаться на незнание Бога, на неведение Его заповедей, ибо прошли времена неведения, и Бог (открывшийся в мире через Сына Своего и Его святую Церковь) ныне повелевает людям всем и повсюду покаяться (Деян. 17. 39). Повелевает каяться и наблюдать дни и месяцы, времена и годы (Гал. 4. 10), чтобы же впадать в дела тьмы и не порабощать себя вещественными началам (Гал. 4. 9).

 

 

2

Наступают, — говорит апостол, — времена тяжкие (2 Тим. 3. 1) и короткие, ибо проходит образ мира сего (1 Кор. 7. 29—31), потому со страхом следует проводить время странствия своего (1 Пет. 1. 17) и делать добро всем, пока еще есть время (Гал. 6. 10). Делая же добро — добровольно и охотно не ослабляя увещаний и не унывая, в свое время получим плоды от дел своих.

Мы очень легко, братие и сестры, судим, обсуждаем дуг друга, судим поверхностно и прежде времени и намерения того, кого осуждаем, не зная конечной судьбы его. Подлинным Судьей, знающим настоящее и будущее всякого человека, является Сам Бог, — Вы же, — говорит апостол, — не судите никак прежде времени, пока не приидет Господь, Который и осветит скрытое во мраке и обнаружит сердечные намерения каждого (1 Кор 4. 4—5).

Все мы, братие и сестры, работаем в вертограде (винограднике) Господнем и должны отдавать плоды во время свое (Мф. 21. 41), должны давать отчет о том, как использовали данные нам от Господа таланты (Мф. 25. 14—38). И горе наш, если мы и доселе продолжаем жить безотчетно, но заботясь о своем спасании, если не следим за ходом времени, не различаем знамений времени (Мф. 16. 3) и не думаем о времени посещения Божия (Иер. 19. 8; Лк. 19. 44).

Горе нам, ибо мы призваны всегда жить в Боге и с Богом и во всякое время благословлять, прославлять Его (Ис. 33. 2) и всегда надеяться на Него (Пс. 61. 9). Таково учение Слова Божия о времени — о том, как следует относиться к каждому дню и часу нашей жизни.

Братие и сестры, кажется, что никогда наша любовь и молитва к Богу не должна быть такой горячей и пламенной, такой усердной и глубокой, как в канун новолетия, когда мы лицом к лицу стоим перед годом наступающим и прощаемся с годом уходящим.

Сейчас в молебном пении мы услышим призваны святой Церкви помолиться о даровании нам всех тех благ, без которых невозможна жизнь на земле. В ектенийных прошениях мы прежде всего «со страхом и трепетом» возблагодарим Господа за благодеяния, «излитые изобильно» на нас в истекаем году. И вопроси «простить

 

 

3

нам все согрешения, зле нами содеянныя» и «отвратить от нас гнев Божий, праведно на ны движимый грех ради наших». Будем просить Господа «обновить дух наш» и «отгнати от нас всея душетленные страсти и растленные обычаи и всадити в нас страх Божий к исполнению заповедей Его».

Мы также будем просить Бога избавить нас «от всякия скорби, беды и нужды и оградити здравием, долгоденствием и миром». Только попрося у Господа помощи в нашем духовном обновлении и возрождении, мы можем просить и будем просить помощи Божией и в делах житейских. Будем просить «о еже подати дожди благовременны, росы плодоносны, ветры мерны, теплоту солнечную», а также «избавили нас от глада, губительства, труса, потопа, огня, меча, нашествия иноплеменных и междуусобныя брани и смертоносный раны». Мы будем просить Господа и в наступающее лето «благости Божией», «сохранить Церковь святую, страну нашу и народ от всех опасностей и наветов вражиих».

Особенно же горячо вознесемся духом своим ко Господу, когда священник будет читать последнюю, заключительную молитву на молебне. Выслушаем ее заранее: «Владыко Господи Боже нас, Источниче жизни и бессмертия, всея твари видимыя и невидимыя Содетелю, времена и лета в Своей власти положивый, и упраздняй премудрым и всеблагим Твоим промыслом. Благодарим о щедротах Твоих, яже удивил еси нас в мимошедшее время живота нашего, молим Тя, Всещедрый Господи! Благослови венец лета Твоею благостию… Подаждь свыше благая Твоя и всем людям Твоим, здравие же, спасение и во всем благое поспешение…

Слава Тебе Богу, благодателю нашему во веки веков»… Слава Тебе, Боже наш, Слава Тебе!

Аминь.


Страница сгенерирована за 0.2 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.