Поиск авторов по алфавиту

Автор:Ветелев Александр, протоиерей, профессор МДА

Ветелев А., прот. Беседа о посте во вторник первой седмицы Великого поста (по великопостному богослужебному чину и учению Святых Отцов)

Как поститься?

Наступил Великий пост и сразу же поставил перед нами вопрос, как проводить его, чтобы получить наибольшую пользу для тела и души, для дела нашего спасения? Как не потерять, не погубить эти великие святые дни, нарочито выделяемые для нас Православной Церковью пред Светлым праздником Христова Воскресения?

Чтобы оценить и по достоинству использовать Великий пост, следует уяснить каждому из нас точку зрения на пост самой Православной Церкви в великопостном богослужебном чине и в учении Святых Отцов. Начнем с богослужебного чина первой седмицы.

«Поста божественным начатком умиление стяжим» (седален утрени в понедельник). «Всевестное воздержание начнем светло, лучами святых заповедей Христа Бога нашего, любве светлостью, молитвы блистанием, чистым очищением, богомужества крепостью: яко да светоноснии предварим во святое и трехдневное воскресение, осиевающее нетлению миру» (седален утрени в понедельник). Так учит о посте святая Церковь устами преподобного Феодора Студита.

Время Великого поста некоторые из нас, братие и сестры, воспринимают как время тяжелое, унылое, траурное. Некоторые в глубине души считают, что пост — бремя непонятное, и неудобоносимое, и ненужное. Время де высоких подвигов прошло. Мы живем не в монастыре и не в старое время, когда легче было соблюдать посты. В наших де условиях пост не так


 

28

уж обязателен и возможен. В силу таких рассуждений пост или совсем не выполняется, или выполняется со всякими оговорками, сетованиями, причитаниями и ограничениями. На душу многих из нас еще действует первая, четвертая и седьмая недели, стыдя, устрашая и возвышая нас (особенно четвертая и седьмая) своим высоким и спасительным содержанием, и тут мы еще берем себя в руки: и постимся, и говеем, у в храм ходим. В другие же недели поста мы с легким сердцем все себе разрешаем и не утруждаемся себя ни молитвой, ни постом.

Все это происходит не только потому, что ослаб наш дух и наша вера, но и потому, что у нас нет правильного понятия о посте, что мы руководимся своим, искаженным, уродливым, домашним взглядом на пост, а не взглядом церковным.

Православная Церковь назвала первый понедельник поста «чистым», предлагая нам озаботиться сразу же «чистотой», поначалу — внешней, т. е. чистотой тела, одежды, комнаты. Чистота внешняя располагает к чистоте и светлости внутренней. Где затрачены усилия на чистоту внешнюю, и эта чистота достигнута — там радость, там оживление, некое просветление духа и готовность быть лучше, чище, святее и в своем внутреннем мире, в своих отношениях к Богу и ближним. Имея это ввиду, святая Церковь и призывает нас пост начать с чистоты, начать «светло», с сердечного «умиления», с готовности «сиять лучами святых заповедей Христовых, светлой любовью», очищением сердца и чтобы «светоносными» встретить Христово Воскресение. Сколько света, любви, духовной радости, а не мрака и уныния в этих дивных призывах Церкви!

Называя пост «приятным», «истинным», святая Церковь указывает далее, в чем он должен выражаться. «Истинный пост есть злых (дел) отчуждение, воздержание языка, ярости отложение, похотей отлучение, оглаголания (наговора), лжи и клятвопреступления: сих оскудения, пост истинный есть и благоприятный (самогласен вечерни понедельника).

Сколько благ и радостей духовных принесет нам пост, если мы будем следовать указаниям Церкви, т. е. начнем переходить от тьмы греховной к свету: избегать зла, ярости, похоти, лжи, клятвопреступлений! Разве зло есть не зло, а спасительное добро, чтобы за него всегда держаться? Разве гнев, ярость есть кротость


 

29

или смирение, чтобы их не искоренять, а сохранять? Разве похоть («плоти, очес») не делает нас рабами греха и своего тела? Разве ложь стоит того, чтобы человеку и впредь оставаться лживым и ложью обольщать и развращать себя и других? Пост, указывает далее Церковь, — есть «мать целомудрия, обличитель грехов, проповедник покаяния, жительство ангелов, спасение человеков» (самогласен утрени понедельника).

Мы, братие и сестры, очень далеки от целомудрия, чистоты сердечной и ни в чем так не нуждаемся, как в покаянии и сокрушении сердечном. Без этого сокрушения нельзя и думать об очищении сердца от страстей. Без очищения же сердца нам невозможно озариться «лучами святых заповедей Христовых, светлостью любви» (седален утрени понедельника), т. е. достичь того, к чему нас зовет Церковь с первого же дня первой седмицы поста.

Итак, началом духовной жизни является сердечное сокрушение, обличение себя в грехах и связанное с этим покаяние. Возможны ли, братие и сестры, самообличение в покаяние без слез, если они глубокие и искренни? Нет, не возможны! И если «не имам слез токи», то будем просить о них: «тучи ми подаждь, Христе, слез, в поста красный день: яко да восплачу, и отмыю скверну от сластей, и явлюся Тебе очищен» (стиховна вечер, понедельник).

Чтобы лучше растрогать нашу душу и вызвать слезы сердечного сокрушения и покаяния святая Церковь предлагает нашему назиданию на первой седмице покаянный канон преподобного Андрея Критского.

Ограничимся пока этими немногими указаниями на то, как смотрит на пост святая Церковь в своем великопостном богослужебном чине. Обратимся к творениям святых Отцов, уясняющих внутренний смысл и значение поста.

Преподобный Ефрем Сирин, вразумляя верующих, в свое время (IV в.) говорил им: «Пост рождает пророков, умудряет законодателей, пост училище благочестия. Пост довлеет во бранях. Пост возводит молитву на небо. Пост — матерь здоровья, мир в домах. О как велик ты, день поста! Блажен, кто проводит тебя как должно! Всякий, кто подчиняется тебе, на крыльях возносится на небо!»


 

30

Как хорошо, как всесторонне и проникновенно раскрыто в словах преподобного высокое значение поста, раскрыто на основе постнического опыта и самого святого отца и других подвижников.

Почему «велик день поста» и для нас, братие и сестры? Потому что, начиная поститься, мы начинаем борьбу с самим собой, с гнездящимся в нас грехами и страстями — чревоугодия, гордости, уныния и другими. Это ли не самое насущное и великое пред Богом дело на земле? И разве не блажен тот, кто твердо и решительно начал борьбу с собой, чтобы возвратить себя Богу и разве не дойдет до небес его покаянная молитва о помощи?

Кто встанет на путь поста, у того плоды его будут неисчислимы и весьма необходимы. Об этом так говорит святитель Афанасий Великий: «Видишь ли, что делает пост — болезни врачует, бесов изгоняет, лукавые помыслы удаляет, сердце делает чистым. Если бы кто даже одержим нечистым духом, да будет ему известно, что сей род по слову Господа изгоняется только молитвою и постом».

Мы нередко, братие и сестры, жалуемся на нервные болезни, на дурные помыслы и не хотим знать, что часто они происходят от нашей крайней распущенности и одержимости. Чтобы взять себя в руки, овладеть собой и нужно прибегнуть к помощи поста — воздержание и в мысли, и в слове, и в деле. К этому и зовет нас святитель Афанасий.

О любви к посту и о плодах его трогательно и возвышенно говорит святитель Иоанн Златоуст: «Люблю пост, потому что он — мать смиренномудрия и источник всякой премудрости, мать всех благ. Пост есть пища души, и как телесная пища утучняет тело, так и пост укрепляет душу, сообщает ей легкий полет, делает ее способной подниматься на высоту и помышлять над горним».

Так бывает у того, кто поститься, а что бывает у того, кто высокомерно относится к посту, пренебрегает им? «Кто не радит о посте, — говорит святой Исаак Сирин, — тот приводит в колебание все». Значит, по мысли святого Исаака Сирина, сколько бы добра человек не


 

31

совершил — все это доброделание непрочно и неустойчиво, пока не скреплено постом. Ибо только пост и молитва, молитва и пост закаляет силы человека, делая их устойчивыми и прочными же всяком деле.

Вот почему преподобный Симеон Новый Богослов и говорит: «Пост есть начало и основание всякого духовного делания». Ну, а если пост, спросите вы, братие и сестры, обостряет болезни (особенно желудочные) и приносит расстройство в духовно-телесную природу человека, если немощи человеческие стоят на пути строгого воздержания в пищи? Святой Варсонофий, живший в конце шестого века, так говорит об этом: «Один инок жаловался великому старцу, что по немощи своей он не в состоянии поститься. Старец на это ответил: „О посте чувственном не скорби, он ничего не значит без духовного. Не от немощных телом требует Бог поста, а от сильных и здоровых. Снизойди немного телу, и это не будет грехом. Бог не требует от тебя поста, потому что знает твою болезнь, которую послал тебе. Благодари же Бога за все, благодарение ходатайствует о немощи пред Богом».

У нас с вами, братие и сестры, преобладает тот взгляд, что пост предъявляет больше требований к телу, чем к душе, на телесный пост мы обращаем больше внимания, чем на духовный. А между тем телесный пост есть только средство к посту духовному, а этот последний есть средство к «стяжанию благодати Святого духа» (как говорит преподобный Серафим Саровский), а тем самым и спасения. Поэтому весьма необходимо телесное воздержание (в пище, питии и прочем) соединять с воздержанием духовным: с обуздыванием своего языка, гнева, кичливости, слабоволия, человекоугодия и прочего. Только в этом случае мы выполним завет нашей Церкви: «постимся телесно, постимся и духовно».

Но беда наша в том, братие и сестры, что плохо выполняя завет Церкви о посте телесном, мы еще хуже выполняем завет о посте духовном. И особенно тогда, когда нас одолевают физические болезни и немощи. Имея телесные недуги и старческие немощи, мы обычно этим прикрываемся и успокаиваем себя,


 

32

я де больна, нет сил ни поститься, ни бороться с грехом, ни посещать храм, ни соблюдать молитвенное правило дома. Вот это-то самоуспокоение и самооправданием и опасно. Следует разграничивать и определять, что при болезнях и старческих немощах будет по силам и на какай пост (телесный или духовный) следует обратить в каждом отдельном случае наибольшее внимание.

Если кто сильно истощен недугами, домашними раздорами и болезнями, престарелым возрастом, у того строгий телесный пост еще более ослабил бы и истощил силы телесные и тем более затруднил бы выполнение духовного поста. Само по себе телесное истощение от болезней и скорбей и есть невольный пост телесный, и здесь следует заботиться уже не только о телесном, сколько о духовном посте. Здесь спасительным будет усиление смирения и терпения, усиление мирного отношения к окружающим людям, усиление внутренней молитвенности и прочее. Тогда улучшение духовного состояния улучшит, укрепит и физические силы наши. И за все это мы возблагодарим Господа.

Из позднейших подвижников много руководящего и весьма полезного для уяснения самой сущности поста мы находим у преподобного Серафима Саровского. «Пост в том, чтобы не есть много… Не следует разбирать между снедями вкусными и невкусными, что свойственно животным… Мы отказываемся от приятной пищи, чтобы усмирить плоть, и дать свободу духу». Истинный пост состоит в том, чтобы ту часть хлеба, которую ты сам хотел съесть, отдать алчущему… Как Христос укрепил Себя сорокадневным постом, так и подвижники выступали на путь крестный в подвиге поста. К подвигу поста надо приучать себя постепенно, как приучал преподобный Дорофей ученика своего Досифея (доведя норму хлеба с четырех фунтов до восьми лот). Однако не всякий может строго воздерживаться во всем или лишать себя всего, что может служить к облегчению немощей. Могий же вместить, да вместит (Мф. 19. 12).

«Пищи употреблять должно каждый день столько, чтобы тело, укрепляясь, было другом и помощником душе в совершении добродетели. Иначе может случиться, что при изнеможении тела и душа ослабеет. По пятницам и средам, особенно; же в четыре поста, пищу по примеру отцов, употреблять один раз в день, и Ангел Господень прилепится к тебе». Смотрите сколько


 

33

светлого, разумного, утешительного и для всех нас доступного в этих словах о посте нашего великого старца.

Братие и сестры, если бы мы благодатно восприняли и запечатлели в своем уме и сердце мудрые и спасительные наставления о посте Православной Церкви и святых Отцов ее, то и сами не могли бы удержаться от того, чтобы не начать поститься. И мы уподобились бы мудрым девам, своевременно заготовляющим елей в сосудах своих для встречи Жениха — Господа нашего Иисуса Христа. К такой встрече с воскресшим Спасителем в дни святой Пасхи и будет готовить нас святая Церковь в наступившую святую четыредесятницу.

Что нам еще не следует забывать, когда мы ставим вопрос о посте? Не следует забывать и того, что пост есть древнее Церковное установление. Для церковного же человека требование Церкви есть закон, послушание ей — «паче поста и молитвы». Церковь жива и свята действующим в ней Духом Святым. Жив и голос ее пастырей: их совет, наставления и указания. Всякий верующий человек может по вопросу поста получить индивидуальные указания от своего пастыря.

Наконец, всем нам полезно помнить и грозные прещения древнего 69‑го Апостольского правила. Если кто из членов или клира «не поститься в святую четыредесятницу перед Пасхой, или же в среду, или в пяток, кроме препятствия от немощи телесныя, — да будет низвержен (из сана). Аще же мирянин — да будет отлучен» (от Церкви). Слышите, братие и сестры, какие грозные прещения и для священнослужителей, и для мирян, если они без достаточной причины не выполняют пост. Извержение из священного сана несет с собой духовную смерть для священнослужителя. Отлучение мирянина от Церкви — духовное угасание и неизбежную духовную смерть, ибо «вне Церкви нет спасения».

По нашим грехам, наверное, все мы достойны указанных наказаний, — и лица духовные и лица светские. Только бесконечная милость Божия держит нас всех на своих местах, терпеливо ожидая нашего покаяния.

Так используем же предстоящие дни Великого поста для великого покаяния и примирением с Богом и со своими ближними! Этот пост поэтому и назван святой Церковью великим, что требует великих усилий по очищению душ и сердец наших от греховной грязи.


 

34

Великие усилия и труды дадут и великую радость духовного единения с Господом с первых же дней поста.

Помолимся Господу, что Он «благостию» Своею ввел нас «в пречестные дни сия ко очищению душам и телам, к воздержанию страстей, в надежди воскресения». Аминь.


Страница сгенерирована за 0.2 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.