Поиск авторов по алфавиту

Автор:Ветелев Александр, протоиерей, профессор МДА

Ветелев А., прот. Поучение в день Святого Духа (Еф. 5. 9—19)

Исполняйтесь духом (Еф. 5. 18).

О стяжании благодати Святого Духа

Вчера, благочестивые слушатели, святая Церковь чтила и прославляла праздник Пресвятой Троицы или Пятидесятницы. Кратко напомним историю и суть этого праздника.

Пред своим вознесением Христос повелел ученикам не отлучаться от Иерусалима и ждать обещанного от Отца Святого Духа (Деян. 1. 4). Вы прижмите силу, когда сойдет на вас Дух Святый, — говорил Христос апостолам, — и будете Мне свидетелями… до края земли (8 ст.), исполняя повеление Господа, апостолы, вместе с Богоматерью и некоторыми женами-мироносицами собрались в Сионской горнице, где единодушно пребывали в молитве и молении (Деян. 1. 13—14).

Десять дней продолжалась эта единодушная и пламенная молитвенная подготовка к принятию Духа Святого. На следующее утро Сионская горница, где пребывали апостолы, внезапно наполнилась шумом с неба, как дыханием бурным, заполнившим весь дом. Появилось огненное облако, которое, разделившись на части, в виде огненных языков почило на апостолах и они исполнились Духа Святого и начали говорить на


 

212

разных языках, как Дух давал им провещавать (Деян. 2. 3—4). Давал провещавать — т. е. давал способность говорить то, что сам «вещал» им. Этим объясняется, что они Духом Святым заговорили на разных языках, доселе неизвестных им языках и что получили изобилие даров Святого Духа. На них излились благодатные дары ведения, премудрости, пророчества, чудотворения, благовестия, толкования языков и другие дары (1 Кор. 12. 8—11). Апостолы получили то, чего доселе не имели, или имели в слабой степени. Приняв силу свыше, они стали как бы другими людьми, способными возложить на свои плечи великое дело служения Христу и Его Церкви, открыть на земле новую христианскую эпоху.

Сошествия Святого Духа на апостолов оказалось столь явным и ярким событием, что привлекло к себе внимание разноязычного народа, во множестве собравшегося в Иерусалим на праздник еврейской Пятидесятницы. Каждый из этого народа особенно поражен был тем, что услышал родную речь в устах апостолов. Нашлись невежественные и злостные люди, объяснявшие многоязычную речь апостолов тем, что они яко вином исполнени суть (13 ст.). Выступив перед народом, апостол Петр произнес свое первое «свидетельство» о Христе, свою первую апостольскую проповедь. Он разъяснил собравшимся, что апостолы не пьяны, а преисполнены небесных даров Святого Духа, согласно пророчеству Иоиля об излиянии Духа на всякую плоть, и что эти дары Святого Духа, распятый вами, воскресший и вознесшийся Христос и излиял на нас, как вы видите и слышите (Деян. 2. 34).

Разноязычная толпа пред лицом этого очевидного факта и воздействия на нее благодатной силы проповеди апостола умилилась, растрогалась, смягчилась, покорилась «сердцем» и спросила: Что же нам делать? (37 ст.). Апостол Петр ответил: Покайтесь и креститесь… и получите дар Святого Духа (38 ст.). Слушатели любезно (охотно) приняли слово апостола Петра и крестились. Таковых оказалось около трех тысяч. Так закончился день сошествия Святого Духа на апостолов.

Как много, братие и сестры, совершилось в этот день! В этой день практически создалась и заявила о себе Христова Церковь силой Духа Святого. Ибо его сошествие в


 

213

этот день на апостолов обозначало, что третья ипостась Святой Троицы (Дух Святый) по воле Отца и по ниспосланию Сына в виде огненных языков, т. е. ощутимо и действенно, сошла к роду человеческому, чтобы принять непосредственное участие в его спасении через Церковь Христову.

С этого дня апостолы под воздействием Святого Духа выступили на общественное служение как благовестивши и свидетели Христовы, как служители тайн (таинств, Божиих) покаяния, крещения, Евхаристии и прочих, как совершители знамений и чудес (Деян. 2. 43), как организаторы христианских общин (44 ст.). С тех пор благодать Святого Духа преемственно изливается и передается на преемников апостолов — священнослужителей церковных и действует, передается верующим через совершаемые ими таинства, богослужение, благовестие, молитвы, благословение и прочее. С тех пор и все верующие во Христа получают в Церкви Христовой дары Святого Духа для борьбы с грехами и для преуспевании в духовной жизни, в любви к Богу и ближним.  С тех пор праздник Святой Троицы и праздник Святого Духа для нас, верующих, имеет особое значение. Как в дни святой Пасхи мы прозываемся духовно совоскресать со Христом, в праздник Вознесения — совозноситься с Ним духом своим к Отцу Небесному, так в день Святой Троицы и Святого Духа призываемся более, чем когда-либо приобщиться к дарам Святого Духа.

Во все наши праздники, братья и сестры, мы должны не просто вспоминать связанные с ними евангельские события, но молитвенно-благодатно участвовать в них, как имеющих непосредственное отношение к нашей собственной жизни, должны воспроизводить и переживать их в своей душе как именно участники их. Евангельские события — это не прошлое только нашего спасения, а и его настоящее, сегодня совершающееся спасение. Каждое евангельское событие учит, назидает нас, дает благодатную силу. Раньше этими событиями жили, в них участвовали и ими спасались наши отцы и деды под руководством святой Церкви. Теперь должны участвовать в них, ими просвещаться, укрепляться, спасаться и мы сами. А это значит, что к празднику Святой Троицы мы должны были особенно строго готовиться и не десять дней, как готовились апостолы, а гораздо больше, чтобы удостоиться


 

214

воспринять благодать Святого Духа.

Сегодняшний день святая Церковь выделяет для особого прославления Святого Духа — Третье Лицо Пресвятой Троицы. Вспомним, что Им животворится всякая жизнь на земле со дня создания мира (Быт. 1. 2), что в Ветхом завете Он действовал (глаголал) главным образом через пророка, а в новозаветное время через Христову Церковь: ее иерархию, богослужения, таинства, молитвы. Вспомним сегодня и о плодах Святого Духа, даруемых Им. Апостол Павел к этим дарам относит: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, веру, кротость, воздержание (Гал. 5. 22—23), а также благость, праведность и истину (Еф. 5. 9). Прославим сегодня Святого Духа и за то, что Он соделывает нас храмом Своим (2 Кор. 6. 16). Разве вы не знаете, говорит святой апостол Павел, что тела ваши суть храм живущего в вас Святого Духа (1 Кор. 6. 19). Знаем ли мы, помним ли мы об этом высоком назначении нас на земле: быть храмом, жилищем Духа Святого. Если таким храмом мы доселе еще не являемся, то сегодняшний день напоминает нам, что должны, обязаны им являться.

И мы соделаемся этим храмом, если будем постепенно проникаться любовью к Богу и людям, долготерпением, миром, милосердием, кротостью, воздержанием, праведностью, т. е. если будем проникаться благодатными Дарами Святого Духа. И тогда душа наша, как говорит преподобный Макарий Великий, подлинно «соделается духом» и храмом Божества. Будем же, братья и сестры, неумолчно прославлять Духа Святого, будем взывать к Нему молитвой, посвященной Ему: «Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, иже везде сый и вся исполняяй, Сокровище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны и очисти ны от всякия скверны и спаси, Блаже, души наша». Аминь.


Страница сгенерирована за 0.17 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.